Использование кейс-технологий в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа)

Сорокина Светлана Владимировна

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_k_pedsovetu_sorokinoy.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Добрый день, коллеги! Представляю вам опыт работы по теме «Использование кейс-технологий в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».

2 слайд. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

3 слайд. На подготовительном этапе была изучена литература по данной теме была проведена диагностика. Так как тема звучит, как использование кейс-технологий в ОД, а именно ОО Познавательное и Речевое развитие, то и диагностика проводилась по этим ОО на начало года. Результаты получились следующие: 42%, это 11 детей (Андросова, Деревенькина, Клюев, Поляков, Орлова, Давыдов, Кулабухов, Муль, Астафьева, Хорошилов, Горохова) находятся на стадии сформированности навыка, 50%, это 13 детей навыки находятся на стадии становления, и у 8%, это 2 детей (Бузаров, Рогальчук) навыки находятся на точке роста.

4 слайд. Исходя из диагностики, я поставила следующие цель и задачи:

Цель: стимулирование познавательной активности детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.

Задачи:

1. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.

2. Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.

3. Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении и выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.

4. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, и выполнения обследовательских действий.

5. Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.

6. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

5 слайд. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Кейс-технология – это открытая интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Может использоваться в любой образовательной и совместной деятельности. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.

Кейс-ситуации можно брать из жизни, художественных рассказов, из поступков детей, игр.

Слайд 6. К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадииКейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

В работе со средними дошкольниками больше всего подходит метод ситуативного анализа: иллюстрации, фото, анализ конкретных ситуаций.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Слайд 7. Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

- Первый этап: подготовительный.

- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

- На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

- Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

- На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Слайд 8. Основной этап.

В нашей работе кейс-технологии применялись в образовательных ситуациях фронтально, со всеми детьми, а также в подгрупповой и индивидуальной работе в совместной деятельности.

Подробнее остановлюсь на образовательных ситуациях по математическому и сенсорному развитию, а также развитию речи.

На первом этапе я использовала кейс-технологии для постановки цели ОД, для мотивации детей, развития интереса к деятельности.

Например, как вы помните, на открытом показе была использована кейс-технология, где перед детьми была поставлена проблема, почему кукла Маша плачет. Дети предложили несколько ситуаций. Разобрав все, мы пришли к выводу, что Маше нужно помочь разобрать вещи, что послужило к дальнейшей деятельности детей.

Аналогичная ситуация возникла, когда в ОД по развитию речи, мы с детьми столкнулись с проблемой – где же Федоре взять посуду. Дети, опираясь на свой жизненный опыт предложили варианты: купить в магазине, взять у соседей, попросить посуду вернуться домой.

Слайд 9. На втором этапе кейс-технологии использовались уже как часть занятия для закрепления навыков счета, сравнения множеств, исследовательской деятельности.

Приносим зайчикам морковки, все зайчики радуются, а один загрустил. Что с ним произошло? (не досталось морковки). Где найти морковку? (нарисовать, вырастить, найти). Тут же идет сравнение множеств, на сколько больше, как сделать поровну.

В развитии речи, ознакомлении с окружающим кейс-технологии используются как исследовательская деятельность: два мышонка принесли хлеб и колосок. Стали спорить, что важнее. Как помочь ситуации? После обсуждения предложить детям картинки с этапами выращивания хлеба, и постепенно рассказывая о том, как вырастить хлеб, дети приходят к выводу, что колосок – это тот же хлебушек.

Слайд 10. В индивидуальной работе кейс-технологии использовались для закрепления и повторения полученных навыков.

Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?

Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как бы вы поступили на ее месте?

Играли на полянке Зайчонок и Щенок. Прибежал к ним Медвежонок. А Зайчонок и Щенок решили от Медвежонка спрятаться. Как вы думаете, найдет их Медвежонок?

Слайд 11. Все кейс-иллюстрации собирались и выставлялись в центрах для самостоятельного изучения детьми. Например, картинки о поведении дома, вызвали бурные обсуждения у детей, как в самостоятельной деятельности, так и в разговорах с родителями. Иногда использую картинки для подведения детей к теме следующей образовательной ситуации. Например, нечаянно положенная картинка с фотографией берлоги и кучки листьев около дерева, сначала вызывает у детей вопрос – что это? После некоторых обсуждений дети догадываются, что это берлога, а следующее фото для них остается загадкой. И когда во время обсуждения на ОД, где зимуют животные, дети, проанализировав ситуацию, вспоминают и про кучку листьев и сразу догадываются о ежике.

В работе с родителями кейс-технологии использую пока крайне редко. Использование, в основном, в целях разрешения противоречий, помощи в трудных ситуациях. Стараюсь давать родителям не единственное правильное решение, а возможность оценить ситуацию, подумать, найти свои варианты решения проблемы, тем самым вовлекая родителей в образовательный процесс.

Слайд 12. Промежуточная диагностика показала, что несколько детей перешли на стадию сформированности, а это Суслов, Оганян, Левушкина, Лебедев. Тем самым, на этой стадии 15 детей, 58%, на стадии становления 9 детей, 34%, и 8% - двое детей остаются на точке роста. Но как вывод, я хочу сказать, что дети стали:

- более открытыми;

- коммуникабельными;

- социально активными;

- более грамотно излагать свои мысли;

- повысился интерес к изучаемому материалу;

- развивается умение слышать.

Слайд 13. В конце своей работы хочется подвести итоги.

Цель технологии – помочь каждому определить собственный уникальный путь получения знаний, который ему более всего необходим, т. е.  наблюдается саморазвитие обучающегося, что соответствует требованиям к образованию сегодня. Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.

Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.

Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить ваше внимание. Налицо преобладание преимуществ. И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов для дошкольников не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.

Слайд 14. При составлении презентации была использована следующая литература, которую вы видите на слайде.

Слайд 15. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий. Интеграция областей: коммуникация, социализация. ОО « Здоровье» с использованием ИКТ.

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Домашние животные и их детеныши» (с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие»«Домашние животные и их детеныш...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии акт...

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)

Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...