Консультация для педагогов Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера
консультация по математике (средняя группа)

Людмила Геннадьевна Косарева

В дошкольой педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик и технологий, которые обеспечивают ителлектуальное развитие детей. Наиболее эффективными пособиями являются логические блоки Дьениша и палочки Кюизенера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Игры с блоками Дьенеша  и палочками Кюизенера  для самых маленьких

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

hello_html_m3ee1ed43.jpg

Для знакомства с блоками Дьенеша начните с простых игр таких, как:

1) Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету).

3)  Дай зайчику синие  фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие,  желтые, тонкие, толстые, маленькие ) круглые.

4) Назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

5) Выкладываем в ряд 3 разные фигурки. Малыш закрывает глазки, одну фигурку убираем. Какой не хватает?

6) Выкладываем в ряд 3 разные фигурки. Малыш закрывает глазки, меняем две фигуры местами. Что изменилось?

7) Выкладываем в ряд 3 фигурки (2 общие по какому-то принципу, одна нет). Что лишнее? Пример, кладем 2 синие фигурки и одну красную. Кладем 2 квадрата и 1 круг и т. д.

8) Ставим фигурку большую и ищем ей пару маленькую. Можно искать также пары по цвету.

9) Складываем фигурки в мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

Более сложные варианты игр с блоками Дьенеша:

 Игра «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:

a) фигурами другого цвета (формы, размера);

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, к другой формы;

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Цепочка»

Суть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т. д.

Игра “Найди клад”

Необходимо 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый,  маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый,  маленький тонкий, маленький толстый). Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Игра “Угадай-ка”

Необходимы логические блоки, игрушка.

Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

Каждый раз в игре угадывается только одно свойство блока.

Игра “Дорожки”

Необходимы логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа,  Ниф-Нифа  и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагончиков и т. д.

Игра “Засели домики”

Необходимы логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков

На картинке нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города — фигуры — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки в домике подсказывают, какие фигуры, в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В  конце - проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире) какие они.

Упражнение повторяется с другими свойствами. Сначала дети классифицируют  фигуры  по указанным основаниям (заполняют домики со знаками), а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.

Для более сложных игр Вам понадобятся карточки с изображением свойств. Цвет обозначается пятном, размер – домиком (большим или маленьким), форма – изображением фигуры, толщина – силуэтом человечка толстым или тонким. Перечеркнутая карточка обозначает отрицание свойства.

Карточки входят в комплект “Давайте вместе поиграем”, который можно приобрести отдельно.

Набор «Давайте вместе поиграем» содержит:

9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей)

2 комплекта карточек с символами свойств

1 комплект логических кубиков.

Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала к блокам Дьенеша, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми. Кроме этого в комплект «Давайте вместе поиграем» входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами (Для игр с подгруппой детей желательно иметь 2 комплекта блоков Дьенеша). Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша. Рекомендуемая последовательность использования игр в педагогическом процессе.

Палочки Кюизенера

C:\Documents and Settings\user\Мои документы\Downloads\ef405cfb8fee965c809c2097a918b378.jpg

Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

        В игре дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Набор состоит из 241 палочки.

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Задачи, которые можно решить с использованием цветных палочек:

1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов).

3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

4. Осваивать прямой и обратный счет.

5. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

6.  Усвоить отношения между числами (больше - меньше).

7. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.

8. Научить делить целое на части и измерять объемы.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.

10. Познакомить со свойствами геометрических фигур.

11. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.).

12. Развивать логическое мышление, внимание, память.

13.  Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала  - цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. На этом этапе можно проводить следующие игры: «Заборчик», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет».

В ходе этих игр  детей учат различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению (т.е. формируют такие понятия как «разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «левее», «правее», «между») и т.д. 

                                 Игры с палочками Кюизенера

Дидактическая игра «Змейка»

Возраст: 3-5 лет

Цель: Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал: Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание:  Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Дидактическая игра «Разноцветные вагончики»

Возраст: 3-5 лет

Цель: Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).

Материал: Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).

Описание:  Дети сидят напротив друг друга.

У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.

                                    Дидактическая игра «Столбики»

Возраст: 3-5 лет

Цель: Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

Материал: Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.

Описание: Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или горизонтально).

                                     Дидактическая игра «Треугольники»

Возраст: 3-5 лет

Цель: Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

Материал: Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.

Описание: Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный».

Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой стороны.

Дидактическая игра «Рамка для картин»

Возраст: 3-5 лет

Цель: Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.

Материал: Цветные счетные палочки в пределах 4; 4 синие палочки.

Описание: Педагог предлагает детям превратиться в художников и выложить на столе цветы из палочек. Из больших палочек каждый ребенок делает вокруг цветка рамку, чтобы получилась картина.

По завершении работы можно придумать название для каждой картины.

Дидактическая игра «Море волнуется»

Возраст: 5-7 лет

Цель: Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.

Материал: Карточка; набор счетных палочек.

Описание: Педагог предлагает детям вспомнить игру «Море волнуется» и изобразить руками движения морских волн. После этого ребята приступают к изображению волны по словесной инструкции педагога.

– Возьмите две не очень длинные палочки и сделайте из них волну.

– Следующую волну выложите рядом, но она должна быть выше первой. Повторите выкладывание волн еще два раза.

Дидактическая игра «Мастерим стул»

Возраст: 5-7 лет

Цель: Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом).

Материал: Цветные счетные палочки: 10 палочек одного цвета, карточка.

Описание: Воспитатель загадывает детям загадку:

Я с ножками, но не хожу,

Со спинкой, но не лежу,

Садитесь вы – я не сижу. (Стул)

Педагог говорит: «Вы отгадали загадку. Отсчитайте четыре палочки и сделайте из них стул». Спрашивает: «Какие палочки по длине?» Добивается, чтобы дети по-разному отвечали на этот вопрос.

Дидактическая игра «Кораблик»

Возраст: 5-7 лет

Цель: Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу.

Материал: Цветные счетные палочки; карточка.

Описание: Предлагает детям сделать сначала один кораблик на карточке, а потом сделать другой кораблик так, чтобы он отличался от первого.

Дидактическая игра «Строим мост через реку»

Возраст: 5-7 лет

Цель: Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом. Упражнять в счете.

Материал: Цветные счетные палочки; голубая, желтая, бордовая палочки – мерки для мостов; карточка.

Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек реку: узкую в начале – у истока, широкую в середине, сужающуюся в конце. Говорит, что через реку будут проложены мосты, равные по длине голубой, желтой и бордовой палочкам, поэтому ширина речки в каждой части должна соответствовать этим палочкам. Когда только дети сделают реку, они устанавливают мосты над ней. По окончании работы педагог предлагает им сделать ступеньки к мостам.

                                   Дидактическая игра «Делаем забор»

Возраст: 5-7 лет

Цель: Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом; переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную; упражнять в счете. Закреплять знания о том, что число предметов не зависит от расположения предметов в пространстве.

Материал: Для воспитателя: магнитная доска или фланелеграф; цветные счетные палочки (розовые, голубые, желтые). Для детей: цветные счетные палочки (розовые, желтые, голубые); карточка.

Описание: На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа розовая по горизонтали, следующая голубая по вертикали и розовая по горизонтали. Все палочки стоят в ряд без интервалов. Воспитатель предлагает детям выложить заборчик из таких же палочек, как на доске, и повторить этот рисунок два раза.

Примечательно, что Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. При этом палочки Кюизенера можно использовать и как самостоятельный обучающий инструмент, и как дополнительный материал к основной методике раннего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Консультация для воспитателей "Развивающие пособия: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"

рекомендации воспитателям по использованию пособий  блоки Дьенеша и палочки Кюизенера...

Дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для младших дошкольников

Дидактические игры с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера для младших дошкольников....

Мастер –класс «Развитие математических способностей через развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»,

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи д...

Консультация для педагогов "Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте"

Консультация для воспитателей. Игры для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Консультация "Использование в образовательной деятельности блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть н...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...