Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Воробьева Татьяна Александровна

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико - математической

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_2022-2023.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Программа

профессионального саморазвития педагога

«Использование логических блоков Дьенеша и палочек  Кюизенера  для

логико –  математического развития детей»

Сроки реализация: 2022 - 2023 учебный год.

     Составлена:   Воробьевой  Т.А.

воспитатель

                                                                         высшая квалификационная категория

                                                                            24 года

                                                                      средне – специальное образование

Дзержинск 2023

Пояснительная записка

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико - математической

В детских видах деятельности заложены огромные возможности для логико - математического развития детей.

Отсюда следует, что данный процесс развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен активизировать мыслительную деятельность дошкольника, позволить ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

Одни из современных логико – математических игр, как блоки Дьенеша и палочки Кюизенера стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации. С позиций идей педагогики развития организации данных логико – математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно – практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие  осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счёт, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе данных  логико – математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.

Кроме этого, данным играм свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.

Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы  проблема умственного воспитания  чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поскольку  интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная  форма организации – игра.

В процессе логико – математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.

Кроме этого, логико – математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.

 Поиск эффективных подходов к организации логико – математического  развития  дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.  ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В теории  и практике дошкольного образования существуют различные подходы к логико – математическому развитию детей.  В основе современных подходов логико – математического развития лежат идеи, в которых содержатся цели и реализация их на практике

  • Идеи    теории сенсорного развития (Осваиваются  сенсорные эталоны, организуется обследование формы  предметов, фигур,
    размеров, движение в пространстве и т.п.)
  • Взаимосвязи    чувственной    и    логической    ступени познания (Распределение содержания: в младшем - сенсорный опыт - к среднему, старшему возрасту – усиление логического момента. В освоении любого свойства данная связь представлена - сначала - выделение элементов множества, группировка и т.п., потом переход к вычислениям в умственном плане).
  • Теории поэтапного формирования действий (П.Я.
    Гальперин) - счет, измерение, вычисление, развитие логических операций (Сначала все выполняет практически, развернуто, потом - во внутреннем плане. Считает дотрагиваясь до предмета - потом только называя громко, а затем - «про себя»)
  • Взаимосвязь эмоциональных и познавательных моментов «Чувствовать - познавать, творить»; познавательные эмоции (Михайлова, Л.М.), (Все через интерес, эмоции, увлекательные формы и т.п.)

В современных исследованиях подчёркивается особая значимость логико – математических представлений. Г. Гарднер  обращает внимание на то, что именно в них обобщено, структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений; на их основе в дальнейшем у ребёнка возникают научные понятия.

Новые подходы к логико – математическому развитию детей среднего дошкольного возраста были  представлены и в учебно – методических  изданиях З.А.Михайловой, Е.А. Носовой,  А.А.Смоленцевой, О.В. Суворовой и т.д.  раскрывающих методику включения в образовательный процесс занимательного материала математического содержания. Авторы посредством эксперимента показали возможность повышения познавательной детской активности, развития логического и творческого мышления, сообразительности и смекалки.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных   методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

Но наиболее эффективной методикой  логико – математического развития детей я считаю, являются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Логические блоки Дьенеша это  признанный универсальный дидактический материал логико – математического развития детей дошкольного возраста

Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции (то

есть познакомиться с основой  математики) – разбивать объекты по

свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования,

моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!

Хочется отметить, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И суть  блоков Дьенеша  именно в том, что с помощью них можно

придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той

информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки – это «игра

на вырост», которая будет полезной долгие  годы.

Знаменитые так же сегодня на весь мир цветные палочки Кюизенера также являются результатом тщательной доработки. Используя при обучении детей математике методику своего немецкого коллеги Фридриха Фребеля, Кюизенер отметил заинтересованность детей и, как следствие, высокую эффективность данной методики. Наработки Фребеля и легли в основу авторской методики Кюизенера, которая получила название «Цветные

числа». Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход. Отметим, что сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала), что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.

Образовательная деятельность по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

  • игровая – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша, взрослые помогают ему познакомиться с цветом и размером палочек.
  • обучающая – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего «через руки» (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа.

Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего и среднего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т.д.). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.)

Главное преимущество данных пособий является то, что они подходят для детей разного

возраста – от малышей до младших школьников. Для самых маленьких – это заниматель-

ный игровой материал, детям постарше они помогут в освоении законов математики. При

работе с блоками и палочками, дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет (блок, палочку и т.д.), абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства.

Хочется отметить роль игровых методик (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека. 1. Здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются сим-

волами.

2. Дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным

выводам.

3. Дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и

законы.

Игры и ОД с блоками и палочками доставляют детям и взрослым интеллектуальное

удовольствие в часы досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры. Размышления, догадки, выводы, обобщения, абстрагирования, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний. Задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. В этом помогают логические блоки Дьенеша и палочки Х. Кюизенера.

Я взяла данную тему по саморазвитию, так как  я считаю, что в детском саду уделяется недостаточно внимания

анализу детьми многообразия признаков предмета, их сочетания и зависимости, существенности и несущественности; в педагогическом процессе детского сада практически не используются особо значимые в развитии мышления дошкольников упражнения на обобщение по разным основаниям (сначала по форме и размеру, потом по форме и цвету, далее по размеру и цвету и т.п.);

раскрытию многоаспектности одного и того же объекта; например, предмет на основе учёта разных его свойств (размера, формы, материала, назначения, массы) может быть отнесён к разным группам.

Я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию

детей с применением  блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, развивающих логико – математическое мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем математике и другим   наукам.

Выбирая тему самообразования я основывалась на   методики  работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера,  программа «Детство»

Положительные результаты при использовании игровых технологий

(блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

1. Происходит знакомство всех участников образовательной деятельности с игровыми

технологиями интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

2. Опыт работы стал, востребован педагогами  ДОУ.

3. Приобретение и изучение новой методической литературы («Логико-математической развитие детей дошкольного возраста» Михайловой) позволило систематизировать

материал по разделу «математическое развитие», составить тематический план реализации блоков и палочек в каждой возрастной группе.

4. У данных игр большой педагогический потенциал:

(возможны разные способы организации детей – индивидуально, в парах, по подгруппам,

группой; возможно усложнение материала от простого к сложному; наблюдается эмоциональная включенность детей в образовательную деятельность (ребенок развивается играя).

6. Дети с удовольствием играют с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера как в ОД, так и в самостоятельной деятельности.

7. Повысился интерес к познавательной деятельности (интеллектуальным играм)

8. Увеличилось количество детей, принимающих участие в интеллектуальных конкурсах.

Цель:

Совершенствование профессионального уровня и повышение профессионального мастерства при  использовании  методик работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

Задачи:

  • Расширять общепедагогические и психологические знания  с целью совершенствования методики работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
  • Углубить знания по теории и методике работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера
  • Изучить возможности применения данных методик в рамках темы саморазвития.
  • Обобщить результаты по теме ««Использование логических блоков Дьенеша и палочек  Кюизенера  для  логико –  математического развития детей»

Предполагаемый результат:

  • овладение  сенсорных способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение в соответствии с ФГОС ДО
  •  развитие у детей логико – математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
  • развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация);
  • развитие у детей умения общаться в процессе решения логико - математических задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;
  • развитие интеллектуально – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки,  сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач

Этапы изучения темы:

п/п

Этапы

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень (ДОУ, муници-пальный, регио-нальный) и др.

Сроки

1

Информацио-нный

изучение теоретической и методической литературы по

организации и применению   развивающих игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для работы  по логико - математическому развитию детей в группе.

Тематическая подборка и составление картотеки научной, научно – популярной литературы. Дидактических пособий

ДОУ

сентябрь

-

декабрь 2022 год

2

Технологи-ческий

Разработка планирования, методических разработок, создание развивающей предметно – пространственной среды.

разработка комплексного  планирования с применением блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, картотека игр, разработка авторских игр с применением блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, разработка содержания  работы логико – математического развития детей 4-5 и 5-6 лет, разработка содержания работы по логико – математическому  развитию  детей в средней и старшей группе, разработка родительского собрания по данной теме, разработка серии ОД с применением блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

ДОУ

Сетевое взаимодейст-вие с педагогами посредством Интернет

январь  – май 2023 год

3

Практический

применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми.

Подгруповая и индивидуальная работа по логико – математическому развитию с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Работа с родителями (программа социального партнерства с семьей)

ДОУ

Сетевое взаимодейст-вие с педагогами посредством Интернет

сентябрь 2022 г – май 2023 год

4

Итоговый (результатив-ный)

участие  в педагогическом совете, сообществе, открытые просмотры  ОД , обобщение опыта работы

Выступление на педсовете

с обобщением опыта работы по данному вопросу.

Анкетирование.

Открытая ОД.

Итоговая диагностика

ДОУ

Сетевое взаимодейст-вие с педагогами посредством Интернет

ГМО

май 2023

Литература:

1. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Издатель-

ство Детство-Пресс, 2014.

2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: Педаго-

гика, 1990. - 132 с.

3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985 г.

4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург;

«Детство-Пресс», 2002.

5. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова

Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного

возраста, методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

7. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981 г.

        Выводы и практическая значимость проекта:

Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду,

позволяющую играть, отдыхать, заниматься спортом, познавательной деятельностью.

— преобразована предметно — игровая среда детского сада;

— укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

-территория сада стала яркой, не похожей на другие участки детского сада.

— дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного

учреждения:

• наладили тесный контакт не только со своим ребѐнком, но и с коллективом

родителей и детей группы;

• смогли реализовать свои творческие способности.

Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным,

научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на

сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Привлекая родителей к образовательному процессу, даѐм понять важность не на

натаскивание детей на программу первого класса школы, а на умение мыслить,

анализировать, сравнивать, доказывать.

Развивая у детей логическое мышление достигли улучшения результатов в

пространственных ориентировках, умении классифицировать, умение воспринимать

детьми задачу и способности решить еѐ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми среднего возраста по развитию сенсорных представлений с использованием логических блоков Дьенеша "Мишутка в гостях у детей".

Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста в области сенсорного развития.  Интеграция состоит в использовании для обследования групп пред...

Мастер-класс для педагогов "Использование логических блоков Дьенеша по ФЭМП у дошкольников"

конспект мастер - класса, где воспитатели знакомяться с играми, в которых используются блоки Дьенеша...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша "Путешествие в Математическое Королевство"

Цель:Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений...

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми»

Ознакомление педагогов с возможностями дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» для дальнейшего применения по развитию воображения у детей....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера для детей с нарушением интелекта

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера для детей с нарушением интелекта...