Конспект занятия по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера для детей с нарушением интелекта
план-конспект занятия (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера для детей с нарушением интелекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия

по познавательному и художественно-эстетическому развитию

для детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста  (6-7 лет)

Тема: «Приключение друзей в сказочном лесу»

Учитель-дефектолог: Лариса Платоновна Гафарова, МБДОУ «Детский сад № 7» г. Усолье-Сибирское

Дата проведения: 22.03.2022

Лексическая тема: «Дикие животные»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие

Культурная практика (вид деятельности): познавательно-исследовательская, игровая, изобразительная 

Культурно – смысловой контекст: экспериментирование с предметами и их свойствами, освоение причинно-следственных связей

Формы образовательной деятельности: непосредственно образовательная деятельность

Цель: формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, размер, форма, количество) через расширение  представлений о геометрических фигурах и о свойствах воды в познавательно-исследовательской, игровой и изобразительной деятельности

Задачи: 

Способствовать обогащению представлений детей о воде и её свойствах (прозрачная, без запаха и вкуса).

Закреплять навык количественного счёта в пределах семи.

Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой.

Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства (цвет, форма, величина, толщина), называть их.

Развивать умение расшифровывать информацию (декодировать)  о наличии или отсутствии определенных свойств (3, 4 свойства) у блоков Дьенеша по их знаково-символическим обозначениям; находить блок по зашифрованным признакам.

Развивать умение отвечать на вопросы спокойно, не перебивая партнёра по общению.

Развивать умение выполнять аппликацию по образцу; самостоятельно работать с материалами и инструментами для аппликации.

Закреплять умение резать бумагу по намеченной линии и складывать её пополам.

Развивать умение конструировать из палочек по речевой инструкции.

Развивать мелкую моторику.

Оборудование: наборы логических блоков Дьенеша и карточки-символы  к ним; кубики «Сложи узор» Б. П. Никитина;  цветные палочки Кюизинера; резиновые (пластмассовые) игрушки диких животных (заяц, лиса, медведь, ежи); сундучок с замком; тарелочки для блоков (конфет); банки с водой и ракушками в них, крышки с цифрами по количеству банок (в пределах семи); банки с молоком по количеству детей; чайные ложки, пустой контейнер; голубая ткань (для изображения реки); игрушки ёлочек (большая и маленькая);

для динамической паузы: коврик с классиками, дуга для подлезания, корзина с мячами, горизонтальная цель для метания, длинная верёвка;

для аппликации: бумага коричневого цвета, разлинованная на полоски шириной 2см – иголки ежика; мордочка и    лапки ежика – бумага оранжевого цвета; лист белого цвета формата А3; клей, салфетки, клеенки, кисточки, фломастеры, ножницы, тарелочки.

Содержание:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Педагог обращает внимание детей к игрушкам диких животных, стоящих на столе:

- Вы хотите услышать историю о приключениях друзей в сказочном лесу? 

Дети свободно играют в  центрах по интересам, проявляют интерес к игрушкам диких животных.

Привлечение внимания детей.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Педагог начинает рассказывать историю:

«В сказочном лесу дружно жили и никогда не ссорились три друга: зайчонок Круглый Хвостик,

- Как вы думаете, почему его так звали?

Лисёнок Треугольные Ушки и медвежонок Прямоугольные Лапки.

- Как вы думаете, почему их так звали?

И вот однажды друзья ждали гостей и готовились к их встрече.

- Что мы делаем, когда ждём гостей? (Наводим порядок в жоме, накрываем на стол, готовим игры и развлечения).

В домике был только один маленький стол жёлто-синего цвета. (Учитель-дефектолог строит стол из кубиков Б. П. Никитина «Сложи узор»).

За этим столом могли поместиться только сами хозяева, а гости – нет. Друзья задумались: «Стол в домике один и он маленький. Куда и как посадить гостей?»».

- Что бы придумали вы, ребята?

- Друзья решили сделать ещё один, такой же стол, но красно-белого цвета.

- Теперь у нас есть два стола. За один сядут зайчонок, лисёнок и медвежонок, а за второй – гости.

Слушают начало истории.

Принимают участие в беседе.

Предлагают способы решения и самостоятельно составляют из кубиков ещё один стол другого цвета.

Закрепление представлений о свойствах предметов.

Развитие умения отвечать на вопросы.

Развитие умения решать простые проблемные ситуации.

Развитие комбинаторных способностей.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам

Учитель-дефектолог продолжает историю:

- Как вы думаете, кто пришёл к ним в гости?

- Пришла в гости семья ежей и принесла конфеты в сундучке с замком в подарок. Но по дороге они потеряли ключ. Замок на сундучке волшебный, его можно открыть любым ключом, который подходит к этому шифру.

Учитель-дефектолог выкладывает карточки символы и предлагает открыть сундучок, подобрав ключ из блоков Дьенеша.

(6 карточек-символов: не синий, не красный, не квадрат, не треугольник, не круг, большой, толстый).

- Зайчонок, лисёнок и медвежонок тут же решили разделить конфеты между собой и задумались, как это сделать? А вы как думаете?

Учитель-дефектолог предлагает детям разделить конфеты с помощью карточек-символов (2-3 свойства, в зависимости от уровня развития детей).

Учитель-дефектолог продолжает историю:

«Друзья так увлеклись делением конфет, что забыли про гостей. А те скучали в стороне?

- Правильно ли поступили зайчонок, лисёнок и медвежонок?

- Друзья извинились перед гостями, и медвежонок Прямоугольные Лапки предложил всем вместе погулять в лесу».

Динамическая пауза «Полоса препятствий»: прыжки в классики по специальному коврику, подлезание под дугой,  метание мячей в корзину, ходьба змейкой по верёвке.

Дети высказывают предположения.

Находят ключ – блок по зашифрованным признакам и открывают сундук с конфетами (блоками).

Выбирают блоки по карточкам-символам и раздают животным.

Проходят полосу препятствий.

Развитие умений: декодировать информацию, понимать отрицание признака.

Развитие умения группировать предметы по цвету, форме, величине.

Активизация детей для снятия напряжения, утомления.

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Учитель-дефектолог вместе с детьми перемещается к полянке с пеньком (стол), на котором расставлены банки с водой и молоком.

Педагог предлагает рассмотреть, сравнить банки с жидкостями, найти различия и выполнить задания, подводя тем самым к свойствам воды (прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса).

Учитель-дефектолог предлагает посчитать ракушки в  воде и закрыть банку, подобрав соответствующую количеству предметов, крышку с цифрой:

-Сейчас мы поиграем в игру «Подбери цифру». Для этого надо взять любую банку с водой, посчитать ракушки и подобрать крышку с цифрой, которая подходит по количеству ракушек.

Педагог берёт себе банку с молоком.

- У меня не получается посчитать ракушки в банке с молоком.

- Почему я не могу этого сделать?

- Помогите мне, пожалуйста, сосчитать ракушки в банке с молоком.

- Как мы можем это сделать? (Перелить молоко в пустую банку, кружку; вычерпать молоко ложкой; достать ложкой ракушки).

Воспитатель продолжает:

- Настало время нам возвращаться обратно.

- Но на пути у друзей встретилось препятствие – широкая река (ткань на полу). Задумались друзья: «Как же нам переправиться на другой берег?».

- Что бы придумали вы, ребята? (Перепрыгнуть, переплыть, перейти по мосту).

Педагог предлагает построить мосты через реку из цветных палочек Кюизинера. У каждого ребёнка одинаковое количество двух-трёх цветов палочек.

- Давайте построим мост.

- Сколько палочек у вас в тарелочках? (7).

- А по цвету они одинаковые?

- Постройте каждый свой мост, чередуя палочки по цвету.

- У всех мост достиг другого берега?

- Почему так получилось? (Палочки разной длины).

- Теперь давайте пройдём по мосту, который соединяет два берега.

- Вот мы с вами и дома.

- Ребята, наши гости ёжики принесли нам угощение – конфеты, играли с нами, а давайте мы сделаем им подарок, чтобы они помнили о нашей встрече. Подарим им семейную фотографию.

Педагог приглашает детей за столы, показывает образец и  объясняет последовательность выполнения аппликации:

- У нас на листе изображены силуэты мордочек ежей. Сначала необходимо приклеить иголки. Их мы будем делать из коричневой бумаги. Разрезаем бумагу по намеченным линиям, сворачиваем каждую полоску пополам и склеиваем ее концы. Полученные иголочки приклеиваем по контуру мордочки. Внизу контура приклеиваем ножки ежа. Далее берём мордочку и приклеиваем по контуру, немного закрывая иголочки. Осталось нарисовать глаза и рот фломастерами. Вот такие ёжики должны получиться!

-Чтобы у вас всё получилось, давайте подготовим руки к работе.                                                            

Пальчиковая игра «Ёжик»:                                        

Ёжик, ёжик колкий,

(пальцы двух рук сплетены в замок).

Покажи иголки.

(движения кистями вправо-влево).

Вот они. Вот они. Вот они.

(пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок).

Ёжик, ёжик колкий,

(движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами).

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок.

(пальцы складываются в замок).

Самостоятельная деятельность детей по изготовлению фотографии для ежей.

Рефлексия.                                                                  

Педагог благодарит детей и предлагает им оценить свою деятельность на занятии, поместив ёжиков под ёлками:

- Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас всё получилось, поместите ёжика под большую ёлку.

- А если вы старались, но не всё у вас получилось сразу, то поместите ёжика под маленькую ёлочку, но не расстраивайтесь, у вас всё получится в следующий раз

Воспитанники узнают о свойствах воды и называют их.

Воспитанники считают ракушки и соотносят количество предметов с цифрой

Осознание детьми проблемы, требующей разрешения.

Воспитанники предлагают варианты выхода из проблемной ситуации и решают её практическим путём.

Воспитанники выбирают понравившиеся по цвету палочки, считают их.

Строят мосты через реку.

Воспитанники рассматривают образец, слушают объяснение

Воспитанники       выполняют по тексту  движения кистями рук.

Воспитанники выполняют совместную аппликацию.

Воспитанники размещают ёжиков  и обосновывают свой выбор.

Формирование представлений о свойствах воды.

Закрепление навыка количественного счёта.

Развитие умения решать простые проблемные ситуации.

Закрепление навыка счёта.

Развитие умения

чередовать цвета.

Развитие умения выполнять игры с пальцами с речевым сопровождением.

Развитие умения резать бумагу и складывать её пополам.

В зависимости от темпа деятельности воспитанников на занятии и  индивидуальных особенностей развития можно разделить конспект на два занятия или оставить конец открытым.

Технологическая карта НОД для старшей группы 

Тема: «Россия - огромная страна» 

Цель: познакомить детей с символикой России – российским флагом, гербом, гимном. 

Задачи: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну

Россию. Разв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию  с использованием логических  блоков Дьенеша в средней группе....

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к Царю Единица» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к Царю Единица» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

ОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по сказке «Курочка Ряба»

Цель: Закреплять навыки в работе с логическими блоками, упражнять в  умении классифицировать блоки по трем признакам: цвет, форма, размер.Задачи:- Развивать любознательность и познавательную акти...

Конспект по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Конспект по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.Тема: «Поможем Доктору Айболиту»Цель: Закреплять навыки детей в работе с логичес...

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...