Головоломки геометрического содержания как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

Казакова Наталия Григорьевна

В ходе решения головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионально мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Исходя из значимости головоломок в умственном развитии детей, их следует включать на занятиях по математике и использовать в совместной деятельности педагога и детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей и речи ребенка.

Одну из ведущих ролей в развитии познавательных способностей занимает предматематическая подготовка.

По мнению Баряевой Л. Б., под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [1].

При формировании элементарных математических представлений важную роль играет интерес детей. Для заинтересованности ребёнка часто используется занимательная математика. Решение математических задач способствует развитию творческого мышления. Когда ребёнку удаётся решить задачу, он испытывает радость, приобщается к творческому мышлению, развивает смекалку.

Занимательная математика поистине изумительна: от хитроумных головоломок до игрушек-самоделок, от софизмов и задач «на смекалку» до математических игр. Элемент игры, который делает занимательную математику интересной, может иметь форму головоломки, состязания, фокуса, ошибочного рассуждения или обыкновенной математической задачи с «секретом» — каким- либо неожиданным или смешным поворотом мысли, наиболее эффективных видов занимательного материала являются головоломки.

Под термином головоломка обычно понимают специально подобранную загадку, задачу и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области [2]. Головоломки с палочками наиболее приемлемы. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одни фигур в другие, а не только изменение их количества.

В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, спичек без серных головок или полосок картона для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в три группы (по способу построения фигур, степени сложности):

1. задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек (составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек и т.д.);

2. задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек;

3. задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры [3].

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур, так же дети могут воссоздавать фурму предмета с помощью счётных палочек. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения палочек с целью создания силуэта. Успешность усвоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательнодвигательным путем, свободно перемещать палочки с целью получения нового предмета.

За играми на составление фигур-силуэтов по образцам следуют упражнения в составлении изображений по замыслу. В играх по самостоятельному придумыванию и составлению фигур-силуэтов детей, учат расчленять задуманное изображение на основные части.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений головоломки, возможно, использовать на различных этапах.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений у детей о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

В процессе решения геометрических головоломок необходим зрительный и мыслительный анализ, умение представить возможные изменения в фигуре. Таким образом, в процессе разгадывания дети должны овладеть такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем отбросить неверные, искать и пробовать новые ходы решения. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, ограничивать практические пробы.

В результате регулярно организуемых педагогом занятий по решению задач-головоломок дети приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения, а, не используя уже известного им. Характер поисковых действий при этом постоянно меняется: от практических к целенаправленным практическим действиям, от них - к мысленным пробам через предугадывание пути решения. От решения задач-головоломок с помощью воспитателя дети переходят к полностью самостоятельному быстрому решению.

Дети 6-7 лет способны представить возможные пространственные, качественные изменения не только в ходе решения предложной им головоломки, но и составляемой ими самостоятельно. Всё это свидетельствует о развитии у них смекалки и сообразительности. Только на основе анализа, самостоятельных поисков в результате овладения операциями (обобщение, сравнение, анализ и др.) становится возможным проявлением смекалки и самостоятельное умозаключение.

При этом следует соблюдать строгую последовательность в усложнении самих задач, требований к организации поиска решения их детьми. От занятия к занятию уточняется и усложняется анализ головоломок, характер поисковых действий, уровень проявления самостоятельности мышления и решения, сочетание действий и рассуждений. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с геометрическими фигурами.

В ходе решения головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионально мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Исходя из значимости головоломок в умственном развитии детей, их следует включать на занятиях по математике и использовать в совместной деятельности педагога и детей. Можно создать уголок занимательной математики, который предполагает наличие в нём палочек, полосок, геометрических фигур, разрезных картинок и других материалов для самостоятельной деятельности детей.

Обучать детей решению головоломок следует в определённой последовательности, постепенно усложняя виды головоломок. В процессе решения головоломок необходимо создать положительный эмоциональный настрой у детей, поощрять их деятельность, инициативу, самостоятельность, контролировать, чтобы достигался результат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие —— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. - (Коррекционная педагогика)

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 c.

3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - Москва: Просвещение, 1985 - с.96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Математическое развитие детей - значимый компонент формирования "целостной картины мира" ребёнка, где одной из главных задач является - развитие у ребёнка интереса к математики отводится важное место ...

Развитие творческого логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Статья  рассматривает развитие интелектуальных способностей у детей дошкольного возраста, через развивающие игры и задания....

Развитие операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность....

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логико — математического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели группы №11 «Пчелки» на занятиях с детьми  по математическому развитию используют игры и упражнения с блоками Дьенеша.  Это одно из наиболее результативных пособий, ра...

«Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом воз...

Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...