Конспект "Путешествие в Математическую страну" с использованием ТРИЗ технологии в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Юдина Юлия Николаевна

Увлекательное занятие путешествие в Математическую страну

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz_femp.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4







Конспект занятия

по познавательному развитию ( Ф.Э.М.П.)

на тему: «Путешествие в Математическую страну»

с использованием технологии ТРИЗ

для детей средней группы




                                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                                              Юдина Ю.Н.  



Саров 2020 г.

Задачи: - формировать у детей выполнять ТРИЗ- упражнения, считать предметы , обозначая их цифрой, ориентироваться в пространстве;
- повторить прямой и обратный счет, местонахождение цифры в ряду от 1 до 5;
- отгадывать математические загадки;

- закреплять навыки счета, элементарные знания о свойствах знакомых геометрических фигур;
- развивать логическое мышление, глазомер, воображение, сообразительность;
- упражнять в ориентировке во времени; развивать мелкую моторику, наблюдательность;

- прививать интерес к математике;
- способствовать развитию познавательной активности; формировать организованность на занятии.

Словарная работа: Ширина, длинна, цифры, указатели

Методы и приемы: игры-упражнения ТРИЗ, наблюдение за характерными событиями в определенное время суток; отгадывание загадок; игры конструктивного характера с геометрической мозаикой.

Оборудование: кукла Тризаврик; демонстрационные цифры, геометрические фигуры, вазочка для печенья, стрелки-«указатели», наборное полотно(демонстрационное), индивидуальные карточки для счета, карточки для определения ширины тропинки («Кто по какой тропинке ходит?»); набор карточек : утро, день, вечер ,ночь- на каждого ребенка; набор геометрических фигур; кассы цифр.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку:

В этой стране цифры живут,

Там ширину и длину измеряют,

Счет точный часам и предметам ведут,

Что легче, что тяжелей выясняют.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это за страна такая, как она называется? (Дети: страна Математика!) Это не просто страна, это царство… И сегодня, ребята, мы отправимся в эту страну, в гости к царю Тризаврику. К любому путешествию нужно подготовиться, сделать разминку. Готовы? Приступим!

Разминка: упражнение «Назови предмет по его противоположным признакам»

  1. Что может быть и длинным, и коротким? (день или ночь; дорога);
  2. …………………………и легким, и тяжелым? (банка, корзина, ткань);
  3. …………………………и мягким, и твердым? (шоколад, масло, хлеб);
  4. …………………………и горячим, и холодным? ( утюг, песок);
  5. …………………………и острым, и тупым? (нож, угол);
  6. …………………………и ранняя, и поздняя ( осень ,весна);
  7. …………………………и прозрачным, и мутным (вода, стекло)


В. - Наша разминка прошла успешно. Что ж -в путь! Отправимся к царю Тризаврику пешком. Как же найти дорогу в царство Математика? А-а-а-вот и подсказка! (Дети видят указатель со стрелками. Воспитатель читает.)

Прямо пойдешь - приключения найдешь; налево пойдешь -развлечения найдешь; направо пойдешь – в Математику придешь.(Педагог уточняет направления «от себя»).

В. – Куда нам пойти? (Дети: направо!) Что ж, отправляемся направо.( Дети занимают места; рассаживаются. Появляется царь Тризаврик).

Т. – Здравствуйте, ребята. Рад приветствовать вас в своих владениях, царстве Математика. Знаю, что вы любите считать, сравнивать, решать задачи, конструировать. И я подготовил для вас интересные задания. Хотите их выполнить? (Дети соглашаются). Как-то в гости ко мне пришли мои знакомые зайчата-«овальчата».Они играли с цифрами: бегали, прыгали. И все цифры перепутали. Необходимо цифры расставить по порядку.

Задание 1. «Расставь цифры по порядку от 1 до5» (выполняется у доски).

В.- Вот следующее задание. На ваших карточках изображены лакомства для зайчат: капуста, морковь, яблоки. Необходимо каждое их количество сосчитать и обозначить цифрой. Будьте внимательны: предметы на карточках разной величины, по-разному расположены.

Задание 2. «Сосчитай и обозначь правильно» (выполняется с использованием индивидуальных карточек и касс цифр; 2-3 ребенка с места по очереди вслух считают и комментируют обозначение цифрой).

Т. – Молодцы, дети. Вижу, что и с этим моим заданием вы справились.

В моем царском лесу живут не только зайцы. Но и лисята, белки, ежи, медвежата… Хочу предложить вам еще одно интересное, забавное задание. На ваших карточках изображены тропинки, различные по ширине; необходимо выбрать нужную тропу для каждого из трех зверей и объяснить, почему вы выбрали и поставили фигурку зверя на данную дорожку.

Задание 3. «Кто по какой тропинке ходит?» ( Дети с использованием индивидуальных карточек подбирают соответствующую ширине тропинки фигурку животного и комментируют вслух: 2-3 ответа).

В. –Что ж ,Тризаврик, ты увидел, что наши ребята с интересом и правильно выполняют твои задания?

Т. – Да, в моем царстве все точно, все события совершаются по времени. И сейчас время выполнить физминутку, чтобы маленькие путешественники не усталиПроводится физминутка «Часы».

Тик-так, тик-так-

В доме кто умеет так?

(наклоны головы вперед-назад)

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

(взмахи руками влево- вправо, наклонившись вперед)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

( поднять руки вверх ,сложить «домиком»)

Прокукует птичка время-

Снова спрячется за дверью.

(развести руки в стороны-обхватить себя руками)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

(круговые движения руками)

Т.- Скажите, дорогие друзья, а для чего нужны часы? ( ответы детей: чтобы знать, что нужно делать днем или вечером; чтобы не опаздывать никуда…) Правильно! А теперь я хочу убедиться в этом.

В.- Хорошо, Тризаврик, наши дети расставят по порядку части суток и назовут их.

Задание 4. Д.упражнение «Расставь карточки-картинки по порядку» (дети выполняют задание , используя индивидуальные карточки: располагают по порядку картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи).

Т.- А умеют ли ребятки отгадывать загадки? А загадки мои не простые, а математические. И они о геометрических фигурах.

Задание 5. «Геометрические загадки» (дети отгадывают загадки).

У меня нет углов,

Всегда катиться я готов;

Назови меня, мой друг,

Кто же я? Ответишь? (круг)


А у меня четыре стороны,

И четыре все равны;

Углы вовсе не кривые,

А, наоборот, прямые;

Треугольнику я рад,

И зовут меня……..(квадрат)


Три вершины тут видны,

Три угла ,три стороны-

Ну, пожалуй, и довольно…

Кто я, дети? (треугольник)

Т. -И загадки вы мои отгадали! Хорошо! А о каких известных вам геометрических фигурах я не загадала загадки? (Дети: овал, прямоугольник) –Какие молодцы!
Предлагаю Вам поиграть в геометрическую плоскостную «Да-нет».

В. –Да, ребята многому научились, многое умеют. Однако, Тризаврик, загостились мы в твоем царстве-государстве, пора нам в детский сад возвращаться.

Т. - Я был вам очень рад, и, надеюсь, что часто будете приходить ко мне в гости. Своих гостей я без угощенья не оставляю, и в моей вазочке «Геометрическое печенье»…

В. – Тризаврик, но оно ведь не настоящее. Как же дети чай с ним будут пить?

М. – Совсем забыл: чтобы оно стало настоящим, нужно каждому ребенку составить из набора фигур какой-нибудь предмет.

Задание 6. «Составь предмет из геометрических фигур» ( дети конструируют предмет из комплекта геометрических фигур: зайца, домик, елочку, парусник и т.д.)

Воспитатель подводит итог заданию и занятию; Тризаврик показывает настоящее «Геометрическое печенье»; дети благодарят Тризаврика, и он уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:Образовательные: совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших ...

Конспект ННОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Цветик- семицветик»

Занятие направлено на формирование и развитие элементарных математических представлений с применением методов и приемов технологии ТРИЗ. В путешествии по волшебному острову дети выполняют задания и со...

Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Волшебный сундучок».

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:- совершенствовать умения детей сопоставлять цвет с названием предмета;-...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

НОД по речевому развитию использованием ТРИЗ технологии в средней группе «По волшебной дорожке»

Задачи:Образовательные: Продолжать развивать речь как средство общения.Активизировать словарь детей прилагательными (хитрая, рыжая., храбрый, смелый, пестрый и т.д.) Совершенствовать диалогическу...

Открытое занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»

Открытое занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе "Исправим сказку"...