Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Шестакова Анна Юрьевна
Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.
Задачи:
Образовательные: 
совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры.
создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 
 
Развивающие: 
совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.
развивать внимание детей;
развивать связную речь, моторику, память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения; 
развивать умение действовать в экстренных ситуациях;
воспитывать интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 38

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

с использованием «ТРИЗ» технологии  

в подготовительной группе

«Домовенок - Кузя»

Шестакова Анна Юрьевна

СПб 2018 год

Образовательная область: Познавательное развитие

Области интеграции: формирование элементарных математических представлений, расширение кругозора детей.

Используемая педагогическая технология:

«ТРИЗ» технология.

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.

Задачи:
Образовательные:

  • совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
  • совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры.
  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивающие:

  • совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.
  • развивать внимание детей;
  • развивать связную речь, моторику, память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения;
  • развивать умение действовать в экстренных ситуациях;
  • воспитывать интерес к математике.

Оборудование: мяч, письма с заданиями, елочки, украшенные  геометрическими фигурами; карточки с цифрами, сыпучие изделия, 2 миски, стакан, линейка, ложечка, веревочка, игрушки (мишка, заяц), карточки с цифрами, коврики, простой карандаш, условная мерка (на каждого ребенка), игрушка домовенок, пирожки.

Мотивационно-побудительный этап:

Воспитатель:  

Учит нас она считать

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!

Знать где лево, а где право

Знать длинну и ширину.

Понимать значение: "равный",

"Больше", "меньше", высоту.

Математика - точна,

Математика - нужна!

Дети любят всё считать,

Нужно только понимать!

Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня мы с вами отправимся в трану- математику. Ребята, сегодня я получила посылку от домовенку Кузи. Хотите узнать, что в ней?

Дети: Да!

(воспитатель открывает послылку, где находится задание и письмо)

          Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте ребята, я уже был у вас в гостях, и мы с вами познакомились, я узнал какие вы воспитанные, вежливые, аккуратные, трудолюбивые дети. А еще я узнал, что вы очень любите математику и оказалось, что это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у  меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их».

Воспитатель: Ну что ребята поможем решить эти задания?

Дети: Да.

Игровое упражнение «Назови число»

«Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать

1, 2, 3 начинаешь - ты».

Дети стоят в кругу, в руках мяч. Воспитатель предлагает посчитать до 15 и обратно (от 10 до 1). Воспитатель уточняет, что такое прямой счет и обратный. Далее спрашивает, какое число называется предыдущим, и какое последующее. Воспитатель бросает мяч детям и просит назвать предыдущие числа (1-3, 5-8, 8-10).  

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»

Детям раздаются карточки с цифрами.

Воспитатель читает первое стихотворение:

Загорелся кошкин дом:

Пламя. Искры. Дым столбом.

Мяу, Мяу – из окошка.

 - Помогите, - просит кошка.

Позвонить при виде

Дыма «01» необходимо.

Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Если вы в беду попали

Телефон «02» набрали.

К вам полиция приедет

Всем поможет

Всех спасет.

Дети выкладывают номер телефона полиции.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Если мама заболеет

Не волнуйся и не плачь

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Дети показывают номер телефона скорой помощи.

Игровое упражнение «Учимся измерять»

На столе лежат 6 кубиков и банка с рисом. Воспитатель спрашивает детей: «Как узнать, сколько здесь кубиков? (Посчитать). Как узнать, сколько риса в банке?». Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?». После ответов детей выкладывает на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спрашивает: «Чем удобней измерить крупу?» (стаканом или ложкой). То, чем мы, что-то измеряем, называется условной мерой. Воспитатель предлагает измерить крупу при помощи стакана, показывая приемы измерения. Она насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана и пересыпает в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют количество. Воспитатель уточняет: «Количество кубиков и показывает, сколько стаканов риса в банке».

Воспитатель: Давайте немножно отдохнем и сделаем разминку.

Физкультминутка «Любопытная варвара»

Любопытная варвара

Смотрит влево, смотрит вправо (повороты вправо, влево),

Смотрит вверх (поднимают голову верх),

Смотрит вниз (опускают голову вниз),

Чуть присела на карниз (приседают),

А потом упала вниз (имитируют движение, как она упала).

Воспитатель:  Ребята, давайте с вами измерим длину коврика, а будем мы его мерить с помощью коротенькой полоски. (Предварительно воспитатель уточняет правила измерения): «Начинаем от начала коврика, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом». В ходе измерения воспитатель использует слова: мерили, измерили, мера и как называется эта мера (условная мера).

Игровое упражнение «Поленья»

Воспитатель предлагает детям отсчитать 6 поленьев и выложить из них домик. Предлагает отсчитать 5 поленьев, чтобы получилось 2 треугольников. Далее воспитатель предлагает отсчитать 7 поленьев и выложить 2 квадрата  (развитие смекалки).

Игровое упражнение «Елочки»

Воспитатель обращает внимание на елочки: «Скоро новый год и мы нарядили елочки в праздничный наряд, но не как обычно, а украсили их геометрическими фигурами».

  • Назовите все геометрические фигуры, которые вы увидели на елочках. Ответ детей.
  • Сколько треугольников на елочке и какого они цвета? Дети кладут на стол карточку с цифрой 8.
  • Сколько кругов на елочке? Дети кладут на стол карточку с цифрой 5. Сравнивают количество фигур (дети кладут нужный знак , ).
  • Сколько квадратов и какого они цвета (4)?
  • Сколько овалов и какого они цвета (7)? Сравните (47 или 74).
  • Сколько ромбов и какого они цвета (3)?
  • Сколько прямоугольников и какого они цвета (3). Сравните их (3=3).

Воспитатель: «Молодцы много знаете, отлично справились с заданием.

Игровое упражнение «Разложи правильно»

Воспитатель говорит детям: «Домовенок прислал 10 пирожков (круги)» и предлагает их разложить на 2 тарелочки. Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, и записывает возможные варианты при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

Игровая ситуация «Самый сообразительный»

Воспитатель читает задачи:

«Вот 8 зайчат по дорожке идут

За ними вдогонку 2 бегут

Так сколько же всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)

«Вот медведица идет

Медвежат своих ведет

Сколько здесь всего зверей

Сосчитай-ка поскорей» (3)

«Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Ты их можешь сосчитать»? (4)

   

«Вот хромой идет жучок,

Он ранил ножку о сучок,

Прежде на своих шести,

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползет жучок?» (5)

Итог занятия

Воспитатель:

  • Понравилось ли вам занятие?
  • Какие задания вам понравились, а какие вызвали затруднение?
  • Вы запомнили номера экстренных служб?

Раздается шуршание. Появляется домовенок: «Мне очень все понравилось. Я теперь знаю, что вы не только хорошо воспитанные дети, но и настоящие умники-разумники. Спасибо вам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий  по теме «Щенячий патруль» для детей ст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича (старшая группа) Тема: «Как Малыш Гео шел в гости к Девочке Дольке»

Конспект непосредственнойобразовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийс использованием технологии В. В. Воскобовича(старшая группа)Тема: «Как Малыш Гео ш...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникативных технологий «В гости к весёлым человечкам Биму и Бому» для детей средней группы 4- 5 лет

Программное содержание: закреплять  знания детей о свойствах предметов по длине, ширине, высоте;закреплять умение обозначать количество числом и цифрой в пределах 5-10;расширять представления дет...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием игровой технологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Математика».

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием игровой технологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по стран...