Технологическая карта по развитию элементарных математических представлений "Знаки "больше" и "меньше"" в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ивашкина Ксения Васильевна

  Методика преподавания математики Петерсон отличается от традиционных программ. Обычно учитель объясняет тему, демонстрирует решение, дети копируют способ решения, применяют в заданиях, пишут контрольную и идут дальше. А у Петерсон ребёнок должен докопаться до решения сам. Так он учится справляться с трудностями и не ориентироваться на готовые шаблоны, а активизировать мозг. Когда додумался до ответа сам, уже не забудешь. Ориентация на понимание, а не зазубривание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Знаки > и <»

Старшая  группа

2020

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Игровая,

Коммуникативная,

Познавательная

Продуктивная

Двигательная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Знаки > и <»

Программа «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесный (вопрос-ответ, диалог)

Наглядный (карточки, таблицы)

Продуктивный (придумывание знаков «больше» и «меньше»)

Работа в парах: составление и решение задач

Игровой

3.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»  «Социально –коммуникативное развитие». «Физическое развитие»

4.

Возрастная группа:

Дети 5- 6 лет

5.

Цель:

Сформировать представления о знаках > и <

6.

Задачи:

6.1

  •  сформировать умение записывать результат сравнения с помощью знаков > и <;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
  • закрепить представление детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел с помощью знаков + и -, тренировать счетные умения;
  • тренировать навыки самоконтроля. Развивать внимание, память, воображение, логическое и вариативное мышление.

Образовательные

6.2

  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  • развивать двигательную и мыслительную активность.

Развивающая

6.3

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
  • воспитывать умение слушать ответы товарищей,
  • воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у детей в процессе занятия;

Воспитательные

7.

Планируемые результаты:                

7.1

  • сформировано представление о знаках  > и <;
  • умеет использовать их для записи результата сравнения;
  • умеет записывать сложение и вычитание групп предметов и чисел с помощью знаков + и -;
  • сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  • развита двигательная и мыслительная активность;
  • умеет слушать ответы товарищей;
  • выражает положительные эмоции и радостное настроение в процессе занятия.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный материал:

  1.  Таблица №1 к заданию 2.1;
  2. Таблица №2 к заданию 4.1;
  3. Образец выполнения задания 5.3;
  4. Демонстрационные таблицы к заданию 5.5.

Раздаточный материал:

  1.  лист к заданию 5.5;
  2. Кубики LEGO к заданию 4.1;
  3. Полоски картона одинаковой длины и ширины (по 2 штуки на каждого к заданию 4.1;
  4. Карточки с записью чисел 1-10 и знаками +,-,= (по набору на двоих детей);
  5. Карандаши, фломастеры.

Конспект занятия (образовательной ситуации)

1.1

Введение в игровую ситуацию

(создание проблемной ситуации)

Дидактические задачи:

- мотивировать детей на игровую деятельность,

- актуализировать знания об окружающем мире,

- воспитывать культуру поведения.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Кем вы хотите стать, когда вырастите?

После ответов детей воспитатель задает им еще один вопрос:

-   Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?

Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным.

- Зачем мужчине быть сильным?

После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.

- Кому должны помогать мальчики? (Мамам, бабушкам, девочкам, более  младшим детям.)

Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в  магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.

- Как быть? (Надо, чтобы Ваня нес тот пакет, в котором больше картошки, а Таня — тот пакет, где картошки меньше.)

1.2

Мотивация деятельности детей

- Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?

-Сможете это сделать?

Дети выражают своё желание

1.3

Целеполагание

(с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Мы пойдем к доске (в магазин), чтоб помочь ребятам подобрать нужные пакеты.

Дети проговаривают цель занятия

II.

Основная часть:

Актуализация знаний

Дидактические задачи:

-  актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и ≠;

- развивать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

2.1. Игра «За картошкой»

Дети подходят к доске — магазину.

Воспитатель— продавец магазина рассказывает покупателям, что  картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых — нет.

Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков (Д-1).

- О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (Знак = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак ≠ — о том, что в пакетах картошки не поровну)

- Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак ≠, подойдут, так как они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.

Индивидуальное выполнение задания

Затруднение в ситуации

3.1. Игра «За картошкой» (продолжение)

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и <;

-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

- Какой мешок возьмет Ваня?

    Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака ≠. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит, где картошки больше, а где меньше.

    - Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли)

-  Почему не смогли? (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше.)

- Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)

Открытие нового знания

4.1. Игра «Столбик»

Дидактические задачи:

- сформировать представления о знаках > и <;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

-- Как это можно узнать?

К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать их на третий способ.

- А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?

Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.

 Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.

Может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или все четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.

- Постройте из ваших кубиков столбик.

- Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобится взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобится 5 таких же кубиков.)

Воспитатель кладет на столы дополнительные кубики, и дети строят еще один столбик.

- Поставьте два ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую.

- Какой знак получился из полосок? (Знак =)

- Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое  количество кубиков.)

Воспитатель пишет на доске: 5 = 5.

Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придется договариваться.

В результате один ребенок должен убрать1 кубик, другой – 2 кубика, третий — 3, а четвертый — 4 кубика.

Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полоску.

- Что интересного вы заметили? (Полоска лежит неровно)

- Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.)

- Сколько у вас кубиков в левом столбике?

У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.

- Сколько кубиков осталось в правом столбике?

Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5  названное число: 5    1;  5    2;  5    3;      5    4

- Куда больше раскрыты полоски? (в сторону большего числа)

Воспитатель пишет на доске знак >.

- Так? (Да)

- Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да)

Воспитатель пишет знаки между числами.

Дети хором читают записи.

Воспитатель предлагает детям поменять столбики и положить на них полоску.

- Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа)?

Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4., а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.

- Куда больше раскрыты полоски?( В сторону большего числа)

- Какие знаки вы предложили бы записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5?

Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии они пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.

Дети хором читают записи.

- Как вы назовете знак, который только что придумали? (Знак «меньше»)

Воспитатель хвалит детей и говорит им о том. Что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.

Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу №2 (Д-2).

- Какой же мешок возьмет Ваня? (Он возьмет мешок, который расположен справа).

- Почему вы думаете, что это будет мешок, расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки)

- Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да)

- Молодцы!

Похвалить ребёнка выполнившего правильно задание

Взаимопроверка

Включение нового знания в систему знаний.

Часть1

5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3)

Дидактические задачи:

- закрепить представления о знаках > и <;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, воображение, речь.

Дети подходят к столам, на которых находятся тетради-учебники. Воспитатель предлагает детям проверить по учебнику, верно ли они догадались, как пишутся знаки «больше» и «меньше». Дети открывают учебник-тетрадь по закладке на стp. 39.

- На что похож клюв пеликана в первом (втором) случае? (На знак «больше» («меньше»).)

- В какую сторону больше раскрыт клюв? (В сторону аквариума с большим числом рыбок.)

- Совпадают ли эти знаки с тем, что сконструировали вы? (Да)

Часть 2

5.2.Игра «Кого больше?».

Дидактические задачи:

- закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству, знаках > и <;

- тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, классификацию, умение делить слова на слоги, развивать внимание, память, воображение, творческие способности.

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Таня и Ваня принесли картошку домой и пошли поиграть во двор

- Хотите поиграть вместе с ними?

Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку.

Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п.

Воспитатель может предложить детям разделиться на тех, чье имя состоит из двух частей (слогов), и на тех, имя которых состоит из 3 частей.

- В какой группе больше детей? (Больше, например, тех, у кого имя  состоит из двух частей, потому что их 5 , а тех, у кого имя состоит из трех частей, -4)

- Придумайте, как можно изобразить знак «больше».

Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их  в стороны, и т. д.

Аналогично дети придумывают изображения знаков «равно» и «меньше».

Часть 3

5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3)

Дидактические задачи:

- сформировать умение сравнить группы  предметов по количеству с помощью знаков > и < на основе составления пар;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, речь.

Дети садятся за столы.

№1, с.39

«Сравни с помощью знаков > , < или =»

Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки.

Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов в мешках.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первые два мешка. Дети пересчитывают бабочек и цветки и убеждаются, что числа записаны правильно.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что знак Ваня уже поставил, но не может объяснить, почему он поставил именно этот знак.

- Объясните, как правильно надо было сравнить количество бабочек и цветков.

Дети должны рассказать, что вначале надо было провести ниточки. Дети проводят ниточки между бабочками и цветками.

Затем нужно было обвести цветки, имеющие пару. Дети обводят 2 цветка красной линией.

Затем нужно посмотреть, сколько цветков осталось без пары. Остался лишний цветок. Значит, бабочек меньше, чем цветков. Поставили знак «меньше», полоски раскрыты в сторону цветков: 2<3.

- На сколько бабочек меньше, чем цветков? (На 1)

- На сколько цветков больше, чем бабочек? (Тоже на 1)

Второе задание выполняется фронтально.

-Что делаем сначала? (Проверяем, правильно ли посчитаны огурцы и помидоры)

-Что нужно сделать для того, чтобы сравнить по количеству огурцы и помидоры? (Надо провести ниточки и составить пары между огурцами и помидорами. Затем нужно обвести огурцы, у которых есть пара)

Дети проделывают названные действия.

- Какой вывод можно сделать? (Что огурцов больше, чем помидоров, потому что не всем огурцам хватило пары.)

- В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону огурцов)

Дети рисуют знак.

- На сколько огурцов больше, чем помидоров? (На 1)

Воспитатель выставляет образец выполнения задания Д-3(1) для самопроверки.

Третье задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой Д-3 (2)

Ваня благодарит детей за то, что помогли ему выполнить задание, и предлагает детям отдохнуть и поиграть в игру «Живые числа».

Самостоятельное выполнение задания

Часть 4

5.4. Игра «Живые числа».

Дидактические задачи:

- организовать активный отдых детей, тренировать умение составлять числовой ряд, устанавливать взаимное расположение чисел;

- тренировать мыслительные операции — развивать внимание, память, коммуникативные качества.

Дети берут карточки с написанными на них числами по количеству детей, причем числа идут подряд, начиная с 1(если детей в группе 10, то от 1 до 10).

- Образуйте числовой ряд.

Дети должны выстроиться по порядку слева направо от 1 до 10.

Воспитатель предлагает детям представить, что числа ожили и вышли погулять. Дети с карточками в руках ходят по группе.

После этого воспитатель останавливает их и рассказывает, что числам пора домой.

- Первым домой пришло число, которое меньше 4, но больше 2.

Ребенок, у которого в руках карточка с числом 3, должен встать лицом к воспитателю.

Затем прибежало число, которое:

  • меньше 8, но больше 6,
  • меньше 10, но больше 8,
  • меньше 6, но больше 4,
  • меньше 3, но больше 1,
  • меньше 5, но больше 3,
  • меньше 2,
  • меньше 7, но больше 5,
  • меньше 9, но больше 7,
  • больше 9.

Дети должны образовать из чисел числовой ряд.

Часть 5

5.5. Игра «В школу».

Дидактические задачи:

- закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание, записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и -, тренировать счетные умения;;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, воображение, речь, самостоятельность, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества, творческие способности.

Дети садятся за столы по четверо.

Лист к заданию 5.5.

«Составь и реши задачи».

Воспитатель предлагает помочь Ване выполнить еще одно задание – составить и решить задачи по картинкам. Причем за каждым столом двое детей составляют и решают одну задачу, а двое остальных – другую.

Поэтому вначале дети, сидящие за одним столом, должны разбиться на пары и договориться, какую задачу выбирает каждая пара.

Детям предоставляется самостоятельность. В результате работы у каждой пары на столе должно появиться выложенное из карточек с числами решение задачи.

После выполнения задания всеми детьми воспитатель помещает на доску такие же картинки, как у детей. Показывая на первую (вторую) картинку, воспитатель задает вопрос:

- Кто решал эту задачу?

- Что в ней нужно найти? (Целое (часть))

-Как найти целое (часть)?

 - Какое равенство у вас получилось?

 Дети читают равенство, которое они выложили, воспитатель пишет на доске образец выполнения задания.

Ответы детей к 1-й задаче

Мама положила в пакет сначала 3 огурца, а затем 2 помидора. Надо узнать, сколько всего овощей положила мама в пакет.

Здесь неизвестное целое. Чтобы найти целое, части надо сложить. 3+2=5.

Ответы детей к 2-й задаче

Было 5 морковок, зайчик съел 3 морковки. Надо узнать. Сколько морковок осталось.

Здесь неизвестна часть. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. 5-3=2.

Можно спросить детей, что интересного, особенного в полученных равенствах. Дети должны заметить, что в этих равенствах одинаковые части и целое.

После самопроверки воспитатель задает вопрос:

- Кто составил равенства правильно?

- Молодцы! Вы очень помогли Ване.

Самопроверка

III.

Заключительная часть:

Дидактические задачи:

- провести рефлексию деятельности детей на занятии..

Дети собираются около воспитателя.

- Кому вы сегодня смогли помочь?

- Что вам было наиболее трудно?

- Какие новые знания дали вам возможность выбрать пакет, в котором больше картошки, помочь Ване выполнить домашнее задание?

Цель занятия достигнута

IV.

Дальнейшая разработка темы:

Закрепление полученных знаний в пособии «Игралочка»  для детей 5-6 лет во вторую половину дня.

Методический приём «Игралочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в ОО «Познание» по развитию элементарных математических представлений в старшей группе.

Тема:«Целое и части»Цель:познакомить детей с понятиями «целое» и «части».Материал:демонстрационные картинки с изображениями грибов(белых и подосиновиков); картинки с ежиками, корзинка; раздаточн...

Образовательная область познание (развитие элементарных математических представлений) в старшей группе по программе «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко.

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми, направленная на развитие представлений у детей о различных количественных отношениях, образующихся при измерении условной меркой, происход...

Технологическая карта по Формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Технологическая карта - краткий конспект занятия, в которой отражается всё занятие от начала до конца: вид занятия, возраст детей, тема, цели, ход занятия, здоровье сберегающие технологии, материалы и...

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр «Путешествие в Математическое королевство»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр  «Путешествие в Математическое королевство»...

Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Круиз по сказкам".

Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему "Круиз по сказкам"....

Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занимательная математика

Технологическая картапо формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеЗанимательная математика...

Технологическая карта НОД по формированию математических представлений в старшей группе "Квест -игра путешествие в страну математики"

нод с использованием различных современных  средств интеллектуального развития дошкольников...