Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП «Путешествие в страну времени»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Совершенствование представлений о цикличности временных отрезков (с использованием наглядного материала, о текучести времени и его необратимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy_po_femp.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП «Путешествие в страну времени»

Тема«Путешествие в страну времени»

Цель: Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Совершенствование представлений о цикличности временных отрезков (с использованием наглядного материала, о текучести времени и его необратимости.

Задачи:

Образовательная

• Проконтролировать уровень усвоения материала, выявить пробелы и устранить их.

• Упражнять в ориентировке во времени, закрепление знаний определения времени по часам.

• Закреплять знания детей о днях недели, месяцах, временах года, частях суток.

Развивающая

• Содействовать дальнейшему развитию «чувства времени», как способности оценки временных промежутков и ориентирование во времени без вспомогательных средств.

• Закрепить умение пользоваться в речи словами-понятиями «сначала»«потом»«до»«после»«раньше»«позже» «в и одно и то же время».

• Закрепить навыки и умение пользоваться часами.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Развивать умение оценивать себя.

Воспитательная

• Воспитывать организованность, собранность и бережное отношение ко времени, умение беречь время

• Закрепляем режимные моменты.

• Воспитывать у детей культуру общения в совместной деятельности, наблюдательность, дисциплинированность.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов, загадки).

• Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Возрастподготовительная группа к школе (6-7 лет)

Материал и оборудование:

     • НДМ «Всё о времени»

• Шаблон макет часов

• НДМ «Определяем время»

• Муз.Репертуар«Часики идут»

• листы бумаги с напечатанными циферблатами

• колокольчик

• часы разного вида

Предварительная работа:

• Ведение календаря природы

• Чтение художественной литературы, загадок, математических сказок на заданную тему.

• Ознакомление с программой ФЭМП

• НДМ и рассматривание картин художественного творчества

• Дидактические игры на тему.

• Знакомство с разными видами часов.

На протяжении всей деятельности прослеживалась интеграция таких образовательных областей, как:

• социально-коммуникативное развитие (общение, игра,

• художественно-эстетическое развитие (музыка,

• речевое развитие,

• познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Предварительная работа непосредственно на кануне организованной образовательной деятельности заключалась только в знакомстве с разными видами часов. Остальные приемы знакомства с временными представлениямивременами года, днями недели, названиями месяцев, циферблатом часов, разучивание динамической паузы «А часы идут, идут…» и т. п. осуществляется в течение всего года с учетом тематического планирования, а также при организации режимных моментов и совместной деятельности взрослого и детей.

При построении данного вида деятельности использовалась игровая образовательная технология. Ход непосредственно образовательной деятельности был представлен как Игра-путешествие«Путешествие в страну времени».Что позволяет учесть основные принципы дошкольного образования: принцип самоценности детства, зоны ближайшего развития, осуществление деятельностного подхода с опорой на ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Использовалась предметная игра, такая как манипуляция с игрушкой (интерактивная игрушка «Часы»). Игровые формы работы позволили разнообразить деятельность, сделать ее интересной и занимательной.

Применялись методы проблемного обучения, частично поисковый метод, метод анализа конкретных ситуаций, исследовательский, интерактивные методы, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группы.

Мотивационный момент начала НОД являлся неожиданностью для детей появления «Часов» о случившейся беде, что часы сломались, остановились. Волшебник Часолом остановил часы во всей стране. Поэтому и ваши часы остановились. А чтобы Часы вновь пошли нужно выполнить задания. Но я уже стар и мне очень нужна помощь. Вы поможете мне?

Для активизации мыслительных процессов, развития навыков принятия решений была создана эта проблемная ситуация. Следуя игровой мотивации, на протяжении НОД поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность.

Создание детьми карты-маршрута, Игры-путешествия позволяет отрабатывать навыки систематизации материала и умения планировать свои действия. На протяжении всей деятельности дети обращались к плану-маршруту, что способствует выработке умений действовать согласно схеме. Это же практическое задание способствовало развитию наглядно-образного и логического мышления, где детям по определенным признакам часов нужно было догадаться о каком виде часов идет речь и соотнести их с картинкой. Кроме того, на этом этапе создание карты –маршрута путешествия, я вилось изготовлением нового наглядного пособия «Виды часов», которое может использоваться в дальнейшем.

В процессе деятельности было использовано игровое упражнение «А часики идут, идут» для снятия мышечной усталости и как одно из выполненных заданий.

Цель занятия состоит в том, чтобы учить детей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных иллюстраций с привлекательным и разнообразным содержанием.

Игровая ситуация дает возможность детям активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил занятия и вопросы взрослого, направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений ребенка об окружающем мире.

На занятии принимает участие вся группа детей (25 человек, между которыми возникает познавательное общение, что имеет важное значение для их сближения и развития взаимопонимания.

Структура ОД:

Организационный момент: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.

Основная часть: беседа о днях недели, отвечая на вопросы, совершенствование умений выделять виды часов, игра-разминка «Веселая неделька», вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Заключительная часть: подведение итогов, самостоятельная оценка детей своей деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель звенит колокольчиком. Дети встают в кружок.

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас в группе остановились часы. Мы уже позавтракали, убрали со столов. Привели себя в порядок. А на часах все одно и тоже время. Что бы это могло быть? Вы не знаете?

Ответы детей: часы остановились, сломались, испортились.

Воспитатель: А что в таких случаях делают?

Ответы детей: ремонтируют, чинят, относят в часовую мастерскую.

Воспитатель: Скажите, а вы знаете кто ремонтирует часы?

Ответы детей: часовой мастер, часовщик. (Если не скажут, рассказать и закрепить в итогах)

Воспитатель: Правильно. Скажите, а зачем нам нужно ремонтировать часы? И вообще, зачем нам нужны часы? И как бы мы жили без часов?

Ответы детей: Чтоб знать точное время. Без часов мы бы не смогли определить точное время и всегда бы опаздывали.

Воспитатель: Я знаю одного мастера у него золотые руки. Это Хранитель Времени. Он живет в стране Времени.Чтоб попасть к нему нужно произнести такие слова:

Все часы идут вот так:

Тик — так, тик — так.

Час за часом, день за днем.

В страну Времени попадем.

(Дети повторяют слова.)

Появляется Хранитель Времени(дети садятся на стульчики).

Воспитатель: А вот и он. Здравствуй уважаемый Хранитель Времени. Мы пришли к тебе с просьбой. Помоги нам починить часы. Они у нас остановились.

Хранитель Времени: Здравствуйте. К сожалению, я не могу вам помочь. Волшебник Часолом остановил часы во всей стране. Поэтому и ваши часы остановились. А чтобы Часы вновь пошли нужно выполнить задания. Но я уже стар и мне очень нужна помощь. Вы поможете мне?

Воспитатель: Ребята, поможем Хранителю Времени(Да).

Из мешка Хранитель Времени достаём первое задание.

Воспитатель: А вот и первое задание. Какие виды часов вы знаете?

(Дети передавая песочные часы друг другу по очереди называют виды часов: песочные, башенные, механические, электронные, настенные, настольные, наручные, солнечные, часы — кулоны, кольца).

Звучат колокольчик. Означающий правильность выполнения задания.

Воспитатель: Молодцы вы справились с первым заданием. Сложно было? (Нет). Давайте посмотрим на второе задание.

Воспитатель: Смотрите,а вот и второе задание:

Воспитатель задаёт вопросы, кидая мяч по очереди, дети, отвечая бросают мяч обратно.

-Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой был позавчера, будет послезавтра?

-Мы отправились в путешествие в понедельник, а вернулись через два дня на третий. Какой это будет день недели?

- Какой день наступает после четверга? Какой д. н. идёт потом? Какой д. н. идёт раньше среды? Сначала идёт понедельник или среда,

- Мы идём на выходные после пятницы и до? (понедельник)

- Ребята, вы сейчас на занятии в детском садике, а в это же самое время ваши родители где? Что делают ученики в школе?

-Маша уехала к бабушке в пятницу, а вернулась через два дня на третий. В какой день она вернулась (в понедельник)

-Используя карточки, составить неделю и рассказать рабочие и выходные дни (составить на доске)

Воспитатель: Молодцы вы справились со вторым заданием! Хорошо потрудились, а теперь и поиграем.

Дети встают в полукруг перед столами, на безопасном расстоянии.

Игра –разминка «Весёлая неделька»:

В понедельник я купался, (дети показывают движения)

А во вторник- рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг – в футбол играл,

В пятницу я бегал, прыгал, очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье – целый день я отдыхал! (дети хлопают в ладоши)

Воспитатель: Давай помогать дальше,а вот и третье задание: игровое упражнение «Что сначала, что потом?»

На доске вывешены картины с изображением времён года. Воспитатель читает детям загадки и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и показать соответствующие иллюстрации.:

Королева ледяная

Мчится в ледяной карете, и её сопровождает

Северный холодный ветер.

А за ней бегут вдогонку

Вьюга колкая, поземка.

И несутся, словно змеи,

Серебристые метели. (зима)

Если снег темнеет, тает,

И орешник расцветает,

И серёжки у осины,

Плывут по речке льдины,

Лес очнулся ото сна

Значит к нам пришла. (весна)

Бродит тропкой полевой,

Дарит нам букеты,

Яркий свет, палящий зной.

Что же это? (лето)

Плащ золотистый она надевает,

Тёплое лето она провожает.

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы. (осень)

Воспитатель уточняет у детей, какая иллюстрация идёт сначала, а какая потом. Почему? Дети называют времена года по порядку.

Дидактическая игра «Назови соседей»:

Воспитатель загадывает загадки (на карточках, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги «до» и «после», или слова «раньше»«позже»:

-Весна раньше лета, а осень позже (лета)

-Зима раньше весны, но позже (осени)

-Осень наступает до зимы, а зима после (осени)

-Лето раньше осени, а осень раньше (зимы)

Воспитатель ещё раз уточняет у детей, сколько времён года, их порядок.Далее по макету- модели года:

-На сколько частей разделено каждое время года? Почему? Назовите месяца зимы, весны, лета, осени.

Воспитатель читает загадки«Когда это бывает?»:

Если всё белым –бело,

Белым снегом замело,

И дороги и дома-

Значит к нам пришла (зима)

Пришли тёплые деньки,

Зазвенели ручейки.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает? (весна)

Зеленеет всё, цветёт,

Зреет сочный, сладкий плод.

Солнце льёт потоки света,

Это время года (лето)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят. (осень)

Дети: дают ответы.

Воспитатель: Молодцы вы справились и с этим заданием! Ну что же там дальше?

Воспитатель: пришло время следующего задания:

Загадка:

Вчера было,

Сегодня –есть,

Завтра будет. (время)

Человек всегда хотел измерить время. И он придумал для этого специальные приборы- часы. Вы уже знаете много видов часов. А теперь рассмотрим макет часов.

Вместе с детьми воспитатель рассматривает макет, обращает внимание на то, что цифры расположены по кругу, у часов есть короткая и длинная стрелка, выясняет, что показывают стрелки.Затем читает стихотворение:

Часовая стрелка

Стрелка часовая

Идёт за часом час

Не спеша, не отставая,

И ведёт с собою нас.

Минутная стрелка

Минутная стрелка,

Ты часовой сестра.

Минутная стрелка,

Длинна ты и быстра.

Отсчитывать минутки-

Это ведь не шутки!

Воспитатель устанавливает стрелки на 09.00, обсуждает положение стрелок, говорит, что в это время в детском саду начинаются занятия.

Музыкальная физ. минутка «Часики идут»

Хранитель Времени: ребята вы хорошо потрудились, надо подвигаться.

Воспитатель: новые испытания наших знаний

- Сколько частей суток вы знаете? (четыре части)

-Что такое «рассвет»«закат»«восход»«сумерки»«заря»?

-Что мы делаем в разное время суток?

- Как различить части суток без часов?

-Что такое режим (порядок действия) дня? А необходим ли он?

-Определить время суток по картинкам и объяснить свой выбор (ребёнок у доски)

Хранитель Времени: Я вижу вы совсем взрослые и готовы стать учениками! И даю вам последнее,главное задание:

Воспитатель: Вам нужно разгадать кроссворд. Кроссворд этот не простой. В нем зашифрованы слова, связанные со временем.

1 В этом отрезке 60 секунд.

2 В этом промежутке времени целых 12 месяцев.

3 Что длится 7 дней.

4 Темное время суток.

5 Светлое время суток.

6 Их двенадцать в году.

7 Они показывают время.

(По мере угадывания слова пишутся в кроссворде).

Прочтите слово, которое у нас получилось вот в этом столбике.

Ключевое слово: молодцы.

Воспитатель: Что за слово у нас получилось? (молодцы). А что это значит? Это значит, что мы справились с заданием.

Хранитель Времени: Спасибо ребята вы мне очень помогли. Теперь все часы работают. Послушайте. (Раздается тикание часов). А значит и ваши часы теперь в порядке. До свидания.

Воспитатель: Пора и нам возвращаться в детский сад.

1, 2, 3, 4, 5

Возвращаемся назад.

(Дети повторяют слова.)

Ну вот мы и дома.

Воспитатель:

- Какие свойства времени вы усвоили(быстротечность, текучесть, необратимость, отсутствие наглядности)

- какие промежутки времени вы знаете (природные: год, сутки;придуманные человеком: час, мин, сек)

Давайте проверим идут ли наши часы. (Часы идут, показывают правильное время)

Итог занятия:

- Чем мы сегодня занимались?

- Что усвоили? (всё надо делать во время, напоминаем сказку о потерянном времени)

- Что понравилось, не понравилось?

- Хорошо ли мы потрудились?

- Оценка работы с похвалой и замечаниями.

P.S.Воспитатель: Какие вы умные детки! Давайте поможем знакомой сове Марусе запомнить её распорядок дня, нарисуем его для неё (раздаём шаблоны циферблата, карандаши) дети, под чтение стихотворения создают схему режима дня совы.

Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП «Путешествие в страну времени» было проведено в МБДОУ № 26 «Журавушка», город Междуреченск

Цель занятия была достигнута дети выполнили все задания на отлично. Показали высокие результаты по математике. Внимательно слушали и отвечали на вопросы.

Весь материал был подобран с учетом возрастных особенностей детей. В течении всего занятия дети не испытывали трудности, были целеустремленными и внимательными.

Итог подведен с использованием рефлексии, детям удалось исполнить просьбу Хранителю Времени и помочь ему. Во время подведения итога, мною введен прием раскрытие значения пословицы «Делу - время, а потехе – час!» с целью приобщения дошкольников к малым жанрам фольклора, что позволяет частично реализовать принцип культуросообразности, а также имеет воспитательное значение бережного отношения ко времени.

Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная. Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах. Выбранные приемы и формы работы, обеспечивали активность и самостоятельность мышления воспитанников. Дети показали свои умения поддерживать беседу, отвечать на вопросы. Дети были эмоциональны, прослеживалось допустимое соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки. Соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность НОД, воздушно - тепловой режим, освещение.

Считаю, что в результате организованной образовательной деятельности достигнуто выполнение намеченного плана, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи; планируемый результат деятельности детей показал высокий уровень развития знаний, умений и навыков, что доказывает сформированность представлений детей о времени, о часах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП "Путешествие в страну "Числяндия""

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в страну "Числяндия""...

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему’ Путешествие в страну знаний ‘

Закрепление знаний детей, полученных за первое полугодие воспитательно-образовательного процесса...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Путешествие в страну математики»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Путешествие в страну математики»...

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Путешествие в страну Математика»

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП для закрепления математических представлений у детей подготовительной группы....

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы на тему «Путешествие в страну математики».

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы на тему «Путешествие в страну математики»....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Путешествие в страну математики»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Путешествие в страну математики»Программное содержание:Закрепить знания о последовательности времени годаУпражнять детей в раб...