Открытые занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гейтенко Марина Юрьевна

Показательные занятия по познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие:  Познавательно – исследовательская  деятельность (ознакомление с миром природы).  

 Тема: «Такие полезные камни».

Группа: средняя.

Воспитатель: Гейтенко Марина Юрьевна.

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Цель: ознакомление детей со свойствами камня.

Задачи:

Образовательные: вовлечь каждого ребенка  в исследовательскую деятельность; познакомить со свойствами и качествами  камня (тяжелый-легкий, твердый, крепкий, прочный, учить делать выводы осуществляя  индивидуально-личностный подход  ; подвести к пониманию того, что из камня можно делать постройки.

Развивающие: обогащать словарь детей, развивать умение отгадывать загадку.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес у каждого ребенка к объектам неживой природы; закреплять правило безопасности ( нельзя кидаться камнями).

Материалы:  камни, солома, прутья, картинка- знак, запрещающий кидаться камнями.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Ход НОД:

-Здравствуйте, ребята.

Приглашаю вас принять участие в передаче «Хочу все знать. И я -  ее ведущая, Марина Юрьевна. Давайте познакомимся с нашими гостями.

 Лева, Альбина, Ксюша, Семен – скажите дружно: «здравствуйте»,

Покажите ушки: Ислам, Ваня, Алина, Вика,

Улыбнитесь веселей: Трофим, Лера, Яна, Родион.

Вот мы с вами и познакомились.

- Ребята, к нам на передачу пришло письмо. А от кого оно, попробуйте угадать.

Носик круглый – пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их. И до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки?    (Три поросенка)

Правильно письмо от трех поросят. Они решили построить себе дом. Поросята долго спорили, все никак не могли договориться, из какого материала дом будет крепче и прочнее: из соломы, из прутьев или из камня. (Слайд №1)

И решили обратиться за помощью к нам на передачу. А вы ребята, как думаете, какой дом будет прочнее: соломенный, из прутьев или каменный? (Ответы детей)

Давайте проверим, действительно ли камень самый прочный и крепкий материал? А чтобы убедиться в этом и узнать как можно больше о камнях, я приглашаю вас в научную лабораторию, где мы проведем исследования. По дороге мы будем собирать камни.

(Слайд №2 с музыкой)

Физминутка

По дорожке мы пошли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

(Слайд №3)

Посмотрите, у вас в тарелочках лежат материалы, которые мы сегодня будем исследовать. Что мы сегодня будем исследовать? (Солома, прутья, камни).

Сейчас мы с вами проверим какой из материалов самый тяжелый. А вы,  ребята, как думаете?

(Ответы детей)

Давайте проверим. Представьте, что ваши руки – ладошки – это весы. Возьмите в одну руку камень, а в другую солому. Какой из материалов тяжелый, а какой легкий?

(Ответы детей) ( Камень тяжелее, чем солома )

А теперь возьмите в одну руку камень, а в другую прутик. Какой из материалов вам кажется тяжелым, а какой легким?

(Ответы детей) ( Камень тяжелее, чем прутик )

А теперь я предлагаю провести еще один опыт, который поможет нам доказать, что камень самый тяжелый из представленных материалов.

Как вы думаете, что произойдет с камнем, если его опустить в воду?

(Ответы детей)

 Сейчас мы проверим, опустите пожалуйста камень в стакан с водой. Что произошло с камнем?

(Ответы детей) (Камень утонул)

А теперь опустите в стакан с водой соломинку. Что произошло?

(Ответы детей)  (Соломка не утонула, а осталась на поверхности воды)

Опустите в воду прутик. Что произошло?

(Ответы детей) (Прутик не утонул, а остался на поверхности воды)

Почему камень утонул, а соломинка и прутик нет?

(Ответы детей)

Вот еще одно доказательство, что камень – тяжелый материал, тяжелее воды, поэтому он утонул в воде. А прутья и солома легче воды, поэтому они не утонули.

А сейчас давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Точка внимания».

Понемножку по ладошке

Наши пальчики идут,

Серединку на ладошке

Наши пальчики найдут.

Чтоб внимательнее стать,

Нужно точку нажимать.

Помассировать по кругу,

А теперь расслабить руку.

Давим,

Тянем,

Отдыхаем.

Мы внимательными станем!

Теперь исследуем на прочность данные материалы. А как это можно проверить?

(Ответы детей)

Давайте каждый из предметов попробуем поломать, смять, порвать, сжать. Начнем с соломы. Что  произошло с соломой?

(Ответы детей)  (Солома поломалась, смялась, порвалась)

То же самое сделаем с прутиком. Что произошло с прутиком?

(Ответы детей)  (Прутик поломался)

А теперь…

В руки камешки возьмите,

Друг о друга постучите.

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так.

Не разбить нам их никак.

Что мы этим еще раз доказали?

(Ответы детей) (Камни не разбились, не поломались, не помялись)

Какой мы с вами сделаем вывод?

(Ответы детей)

 Камень крепкий, твердый и прочный, а солома и прутья -  нет.

Мы провели сегодня много экспериментов, так из какого материала будет самый крепкий и прочный дом?

(Ответы детей)  (Из камня)

Почему?

(Ответы детей) (Потому что  камень не ломается, не мнется)

(Слайд №4)

Верно, в таком доме поросятам не будет страшен ни ураган, ни дождь, ни гром, ни даже страшный серый волк!

(Слайд №5)

Ребята, а можно сказать, что камень полезный материал?

(Слайд №6)

(Ответы детей)  (Да)

А в чем его полезность?

(Ответы детей)  (Из него строят дома, дороги, украшения)

Да действительно, из камней строят дома, заборы, делают дороги, лестницы, клумбы, ими украшают  ювелирные изделия .

Слайды №7, 8, 9,10, 11, 12)

Но камень может быть не только полезным, но и опасным. Когда камень опасен?

(Ответы детей)  (когда ими начинают кидаться)

Можно ли кидаться камнями?

(Ответы детей)  (можно получить травму, попасть в глаз)

Показываю знак. (Слайд №13)

 А что  означает этот знак?

(Ответы детей)  

Этот знак обозначает, что кидаться камнями опасно. Запомните это и расскажите своим друзьям и тем , кто  не знает это правило безопасности.

А теперь… . В руки камешек возьмите, передавая друг другу расскажите все, что вы узнали о камнях.

Ребятки, наша передача подошла к концу. Вы такие молодцы, так много узнали и рассказали о камнях. И на прощание я хочу вас угостить вкусными камешками. Но эти камни не простые, а сладкие конфеты – «Морские камешки» называются.

        



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе.

Провела Гейтенко М.Ю.

Интегрированная НОД

для детей средней группы с учетом ФГОС

«Путешествие на машине» 
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы  и музыки.

 Программные задачи:

1. Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений.

2. Закрепить использование усвоенных понятий - “дикие- домашние животные», «домашние животные- домашняя птица».

3.Закрепить названия видов транспорта.

4. Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.

5. Совершенствовать счётные навыки в пределах 4.

6. Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.

7. Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.

 8.Совершенствовать навыки рисования красками.
Материалы и оборудование:

конверт с письмом, карта, карточки разного цвета с нумерацией от 1 до 5,

-машина (на стулья одет чехол ввиде машины);

- игрушки – животные,

- книга, цифры от 1 до 5; карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки;

- магнитная доска, картина “Сказочного дворика”, карточки с изображением животных на магнитах;

- ящики с игрушками.

-листы бумаги, свечей нарисованы геом. фигуры, краски, кисти.

Ход занятия

Вводная часть. Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с воспитателями).

- Посмотрите, что случилось с нашей группой? Исчезли любимые игрушки. Вы их не убрали и баба Яга их украла , будем их вызволять (Открываем конверт, находим в нём задания от Б.Яна карточках, рассматриваем.)

- Посмотрите, здесь ещё что-то есть (достаю из конверта письмо).

Садимся в «машину», едем в лес.(Звучит музыка)

Дети с помощью карточек вспоминают и закрепляют названия видов транспорта

(наземный, воздушный водный)

Основная часть. (Обращаемся к карточкам)

- Ну что, поехали? Тогда в путь. (Музыка)

Задание.

Игра “Кто лишний и почему?”

Педагог: -Дети, узнайте какое животное лишнее ( среди диких есть домашнее и наоборот, среди домашних ж-х есть дом.птицы и наоборот). Педагог хвалит за правильные ответы.

- Ну что, поехали! (Музыка)

Остров “Геометрических фигур”

Лежит книга “Геометрических фигур”. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой – треугольник, на третьей – круг, а на четвертой - прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.

Задание.

Педагог: Ветер растрепал книгу, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали из своих страниц. Может быть, мы поможем книге “Геометрических фигур”? Надо все картинки разложить по своим страницам.

Педагог: Отыщите страничку с фигурой, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Миша, какая это фигура? (Круг)

- Возьмите страничку, на которой расположена фигура, у которой есть три угла и три стороны. Вова, какая это фигура? (Треугольник)

- Найдите страницу, где есть фигура без углов, которая похожа на круг, но вытянута. какая это фигура? (Овал)

- Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные (прямоугольник). Какая это фигура?  

- А теперь найдите на своих картинках предмет, имеющий такую же форму, как у вас на странице. (Дети картинки прикрепляют на соответствующие страницы книги)

Педагог: - Ну что, поехали? Тогда в путь. (Музыка)

Физминутка.

- Вот мы и приехали в лес .Посмотрите все на право, посмотрите все налево, посмотрите все назад , а вокруг друзья стоят. (дети выполняют задание)

Игра «Не ошибись!»

Педагог: Вот мы и в лесу Наше задание – разместить животных, чтобы им было веселее играть.

- Посмотрите, у вас на столе лежат те самые предметы, которые вы будете размещать.

- посадите медведя на качели справа от домика, а зайца на качели слева от домика.

- посади белку на скамейку перед домиком, ежа на скамейку за домиком.

- помести розовые ракушки внутри фонтана, а ракушки желтые – снаружи.

 Детей встречает Баба Яга, проверяет задания и дает еще одно, последнее.

«Волшебное рисование»

Красками закрасить листы бумаги. На которых высвечиваются геометрические фигуры . дети узнают  их.

Баба Яга хвалит детей и возвращает игрушки.

- Вот мы и вернулись домой. Хоть мы уже и не команда, но мы останемся дружными ребятами.

- Молодцы. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами , надеюсь теперь вы всегда будите убирать игрушки на места.

Список литературы:

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы».  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Мозаика-Синтез,  2014.-368с.

2. Петерсон  Л. Г., Кочемасова Е.Е.  «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004

3. Пожиленко Е. А.  «Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия)». 2007

Использованные материалы:

 Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы. Audio CD.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...