Логико-математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников.
консультация по математике

Ханбекова Наталия Викторовна

Консультация для воспитателей

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-matematicheskie_igry.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Ручеек»

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

(«ТАНГРАМ», «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ»)

Подготовила воспитатель группы №10 «Весёлые ребята»

Ханбекова Н.В.

Тамбов 2020

Игра «Танграм»

Танграм - древняя китайская игра. Она представляет собой комплект из семи плоских геометрических фигур (танов), которые при сложении образуют квадрат.  Из этих семи фигур можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, птиц, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, а так же букв и цифр .

Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, логического и конструктивного мышления, мелкой моторики, а также нравственно-волевых качеств ребенка (усидчивости и терпения).

Игра имеет несколько уровней сложности и рекомендуется детям, начиная с 3-х лет. Малышам будет интересно накладывать фигурки «Танграма» на готовый образец. При этом детям надо будет сопоставить размер и форму фигурок и правильно разместить их на основе-подсказке.

Детей постарше можно упражнять в составлении новых геометрических фигур, как по образцу, так и по замыслу.

Таким образом, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур.

Следующий этап освоения игры – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Этот этап готовит ребенка к зрительному и мысленному анализу образца.

На третьем этапе игры фигуры воссоздаются по контурным образцам, не имеющих разделений.

Следующий этап предполагает составление изображений по собственному замыслу. Задумав составить какое-либо изображение, мысленно членят его на составные части, а затем составляют. И последний, самый сложный, этап освоения игры – составление силуэтов из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре «Танграм».

Таким образом, в процессе игры дети от овладения элементарными способами зрительного анализа переходят к усвоению способов мысленных действий.

Математический планшет

Математический планшет или «Геометрик» (Геоборд) представляет собой доску со штырьками, расположенными на игровом поле равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять резинки.  

Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных).

Начинать заниматься можно с 1,5-2-х лет.

Польза математического планшета:

  1. Развивает пространственное мышление, внимание, память.
  2. Способствует развитию мелкой моторики рук.
  3. Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка.
  4. Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач.
  5. Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь.
  6. Занятия на «Геометрике» расслабляют и снимают физическое и психологическое напряжение.

Игры и задачи для математического планшета

  • Конструирование фигур по образцу (схеме) и по замыслу. Важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить по ней картинки.
  • Конструирование букв, цифр и геометрических фигур.
  • Игры с загадками: ребенку предлагается загадка, а отгадку он выкладывает на планшете.
  • Изучаем понятия «часть и целое». Для этого выкладывается большая фигура, например, трапеция, прямоугольник, треугольник и ребенку предлагается поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей и назвать эти геометрические фигуры.
  • Игра «Дорисуй» (в парах). У игроков равное количество резиночек. Надо начать «рисовать» какой-то предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Например, может получиться такая цепочка превращений: полоска-крестик-снежинка- цветок и т.д. Или квадрат-домик-окошко в домике-труба-крыльцо и т.д.
  • Знакомство с понятием «система координат». Можно пронумеровать вертикальный ряд цифрами, а горизонтальный – буквами и проводить с ребенком слуховые диктанты.
  • Изучаем созвездия. Используя карту звездного неба, можно воссоздать созвездия на планшете.

Таким образом, возможности математического планшета практически безграничны. Это позволяет ежедневно использовать его в работе, варьируя содержание в зависимости от возраста, интересов детей и их индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

"Развивающие математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников"

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, бол...

"Дидактическая игра - как средство интеллектуального развития дошкольников"

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....

Игра как средство интеллектуального развития дошкольника Консультация для воспитателей

Игра как средство интеллектуального развития дошкольникаКонсультация для воспитателей Татьяна Юрьевна Александрова,воспитательБез игры нет, и не может быть полноценного умственного раз...