"Развивающие математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников"
статья

Славкина Екатерина Юрьевна

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zanimatelnye_igry.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

"Развивающие  математические игры как средство интеллектуального  развития дошкольников"

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Развивающие игры способствуют развитию:

- Внимания

- Мышления

- Памяти

- Речи

- Логике

Занимательные математические игры:

1.  логические игры на плоскостное моделирование («Танграм»«Листик» и т. д.)

- игры на объемное моделирование («Уголки»«Кубики и цвет» и т. д.)

- игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)

- развивающие игры («Домино»«Лото» и т. д.)

игры логико – математические (игры Воскобовича)

2. Игры на смекалку:

загадки

задачи – шутки

ребусы

головоломки

вопросы – шутки

3. Дидактические игры, упражнения:

- с наглядным материалом

- словесные.

  

Волшебные счетные палочки:

 - построение простых фигур;

- построение сложных фигур;

-  преобразование фигур

(головоломки- добавь/убери палочки).

Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Среди таковых назвать можно мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают детям становиться более сосредоточенными, усидчивыми. Также богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Использовать эту игру можно, если мы учимся считать до 10, изучаем алфавит, составляем слоги и слова. Также счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них можно составить кораблик, домик. Детям интересно сортировать палочки по цветам и размерам.

  

Логические блоки Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

 

Танграм.

Развивающая игра-головоломка «Танграм» — занятие интересное и детям, и взрослым. Задача игрока в «Танграм» сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а, во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, внимания, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.

Методика В. В. Воскобовича.

Развивающие игры В. В. Воскобовича представляют собой особенную, самобытную, творческую и очень добрую методику. В основе игр лежат три основных принципа: познание, интерес, творчество. Ребенок играет не в обыкновенные игры, он попадает в сказку с различными интригами, приключениями, забавными персонажами, которые побуждают его к творчеству и мышлению.

Среди наиболее известных игр Воскобовича выделяют «Геоконт» и «Игровой квадрат». Есть еще «Чудо-головоломки»«Цветочные часы»«Математические корзинки»«Домино»«Ларчик»«Конструктор букв» и много других игр, делающих развитие детей очень интересным и увлекательным.

  

 Игры на смекалку.

Задачи - шутки

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными.

Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола)

Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников  ....

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...

Игра как средство общения дошкольников. Сюжетно-ролевая Игра "Автобус"

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе «Транспорт» - Автобус Цель: Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.За...