Рабочая программа кружка «ВЕСЁЛАЯ НАУКА» по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (Формирование элементарных математических представлений) для детей от 3 до 4 лет на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа по математике (младшая группа)

Шокина Юлия Юрьевна

    Рабочая программа курса кружка «Весёлая наука» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»

     Содержание Программы кружка «Весёлая наука»   (далее Программа) ориентированно на развитие математических способностей детей 3-4 лет, которое определяется в двух направлениях:

-систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);

-организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.

      В ходе реализации Программы кружка предусматривается совмест­ная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

      Содержание Программы кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включаю­щее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагаю­щее развитие познавательных интересов ребенка.

    Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_nauka.docx74.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение  центр развития  ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»

Рабочая программа кружка

«ВЕСЁЛАЯ НАУКА»

по образовательной области

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

(Формирование элементарных

математических представлений)

для детей от 3 до 4 лет

на 2020 – 2021 учебный год

            Составила: воспитатель высшей категории

                                Шокина Юлия Юрьевна

г. Пыть – Ях, 2020 г.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

      Рабочая программа курса кружка «Весёлая наука» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»

     Содержание Программы кружка «Весёлая наука»   (далее Программа) ориентированно на развитие математических способностей детей 3-4 лет, которое определяется в двух направлениях:

-систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);

-организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.

      В ходе реализации Программы кружка предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

      Содержание Программы кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.

    Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.

   Цели:

  • раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
  • создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
  • введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;

- формирование основ математической культуры.

     Задачи:

  • развивать потребность активно мыслить;
  • создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
  • приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
  • обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях ДОО;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать инициативность и самостоятельность;
  • учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
  • формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоскостное моделирование);
  • формировать простейшие графические умения и навыки;
  • обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях кружка по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении).

Все это позволяет обеспечить:

  • равные возможности усвоения программы кружка каждым ребенком;
  • развитие познавательной деятельности;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, игре, занятиях, познавательно-исследовательской, ознакомлении с художественной литературой);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирование математических зависимостей и отношений;
  • формирование математических действий;
  • овладение математической терминологией;
  • комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях; социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Акцент в УМК сделан на развитие познавательных действий (анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т.д.), формирование предпосылок к учебной деятельности.

Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее.

Формирование математических представлений предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированные ситуации общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он принимает активное участие.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание Программы кружка соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

При отборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей 3—4 лет.

В соответствии со ФГОС ДО содержание Программы кружка реализуется в различных ведущих видах деятельности.

Общение

Педагог:

  • организует повседневное общение с детьми с целью закрепления и использования количественных, временных, пространственных отношений и т.д.;
  • связывает математику с окружающей жизнью, опытом ребенка (например, предлагает положить на стол столько ложек, сколько на нем тарелок, собрать большие и маленькие листочки и т.д.);
  • организует совместную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, обращая внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира (много домов, машин, цветов, птичек; одно солнышко и т.д.);
  • привлекает внимание к последовательной смене частей суток, времен года;
  • рассматривает с детьми деревья, определяя их высоту, толщину стволов, величину листьев; сравнивает вместе с детьми дома по высоте, машины по величине и т.д.;
  • читает сказки, в которых присутствуют числа: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т.д.

Игра

Педагог:

  • создает условия для самостоятельной игровой деятельности детей в группе, размещая дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием, играя в которые ребенок закрепляет полученные знания;
  • организует самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками.

Взаимодействие с семьей

Педагог:

  • знакомит  родителей с содержанием Программы кружка «Весёлая наука», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса;
  • ориентирует родителей на развитие познавательных интересов, не оставляет без внимания вопросы детей;
  • предлагает им познакомить детей с произведениями, в которых присутствуют числа: сказки «Три медведя», «Два жадных медвежонка», загадки;
  • привлекает родителей к участию в совместных мероприятиях, проектах, праздниках, конкурсах («Математика вокруг нас», «Числа в стихах, загадках, сказках» и т.д.).

Сотрудничество педагогов с семьей предполагает изменение модели их взаимодействия. Помимо традиционных форм (беседа, консультация, открытые занятия) педагогам и родителям предстоит работа по реализации совместных проектов, сетевому взаимодействию (сайт, электронная почта).

Формы и режим занятий

- Форма занятий групповая.

- Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей дошкольного возраста и составляет:

  -  Возраст детей - младшая группа от 3 до 4 лет .

   Количество занятий в неделю – 1 занятие.

   Продолжительность одного занятия - 10-15 мин.

Отличительная особенность программы

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебный материал организован по следующим разделам:

  • Количество и счет.
  • Величина.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Ориентирование во времени.
  • Геометрические фигуры.
  • Логические задачи.

Основные формы и способы работы с детьми.

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

Перечень оборудования

  • Учебные пособия.
  • Предметные картинки.
  • Раздаточный и счетный материал.
  • Набор цифр.
  • Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
  • Модель часов, весы.
  • Арифметическое домино, мозаика, пазлы.

  • Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
  • Строительный конструктор.
  • ТСО.
  • Кубики с сюжетными картинками.

Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Учить:

  • сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
  • понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
  • понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
  • называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
  • согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
  • решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.

Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.

Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учить:

  • приемам обследования зрительно-двигательным путем;
  • видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Познакомить:

  • с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
  • с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.

ВЕЛИЧИНА

Учить:

  • сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
  • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Учить:

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
  • различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Учить:

  • различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
  • обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
  • двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую). Поэтому в книге заданий на ориентировку в пространстве не так много, они лишь служат закреплению знаний.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

В книге есть задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.

Планируемые результаты

(целевые ориентиры)

К концу года ребенок:

  • сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
  • устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
  • понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
  • называет числительные по порядку в пределах пяти;
  • относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
  • называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
  • понимает, что фигуры могут быть разного размера;
  • видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
  • сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
  • использует в речи результаты сравнения;
  • правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
  • правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
  • обозначает словами положение предмета относительно себя;
  • решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

Интегрируемые образовательные области

Каждое занятие, построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.

«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве.

«Речевое развитие» включает:

  • овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше и т.д.);
  • формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);
  • диалогической речи (ответы на вопросы).

«Художественно-эстетическое развитие» предполагает

чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа.

На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).

«Физическое развитие» представлено физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

Построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач.

Воспитательные задачи формируют:

  • умение не мешать товарищам;
  • заниматься сообща;
  • готовить материалы, необходимые для занятия;
  • желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми;
  • умение самостоятельно выполнять задание;
  • интерес к занятиям математикой;
  • развивать самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.

Образовательные задачи

  • приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
  • учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
  • формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоскостное моделирование);
  • формировать простейшие графические умения и навыки;

Развивающие задачи в первую очередь направлены на развитие мышления, памяти, внимания, речи, а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

Количество часов _36   в год         

в неделю  1 занятие

Планирование составлено на основе авторской программы Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015

№ п/п

Месяц

Тема

Кол-во часов

Календарные

сроки

Вводный (стартовый) мониторинг (2 ч.)

1

Сентябрь

 1.Мониторинг

 1

2

Сентябрь

 2.Мониторинг

1

3

Сентябрь

 3.Утро. Большой -маленький. Один - много.

1

4

Сентябрь

 4.«День. Круг. Число 1.»

1

5

Октябрь

 1. «Вечер. Высокий –низкий.»

1

6

Октябрь

2.« Большой-маленький. Один-много»

1

7

Октябрь

3. «Ночь. Число 1.Круг»

1

8

Октябрь

 4. «Утро, день, ночь. Число1.Круг».

1

9

Ноябрь

1.«Число 2. Толстый-тонкий»»

1

10

Ноябрь

2. «Число 2.Слева, справа, на, под»»

1

11

Ноябрь

3. «Осень. Треугольник»

1

12

Ноябрь

  4. «Число 2. Треугольник»

1

13

Декабрь

1.«Число 3.Большая поменьше,маленькая.»

1

14

Декабрь

2. «.«Число 3. Треугольник.»

1

15

Декабрь

3. «Число 3.. Большой, поменьше,маленький»

1

16

Декабрь

4. «Число 3. Слева, справа, наверху.»

1

17

Январь

1.«Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький.»

1

18

Январь

2. «Сравнение чисел 2 и 3. Логическая задача»

1

19

Январь

 3. «Зима. Число 4.»

1

20

Январь

 4.«Число 4.Квадрат

1

21

Февраль

1. «Число 4. Логическая задача»

1

22

Февраль

2. «Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник.»

1

23

Февраль

 3. «Сравнение чисел 3 и 4.Прямоугольник.»

1

24

Февраль

4. «Весна. Большой, поменьше, самый маленький»

1

25

Март

1. «Весна. Число 5.»

1

26

Март

2.«Закрепление: число 5. Утро, день, вечер.»

1

27

Март

 3.«Закрепление: число 5. Логическая задача»

1

28

Март

4.«Сравнение чисел 4 и 5. Овал.

1

29

Апрель

1.«Сравнение чисел 4 и 5. Логическая задача.»

1

30

Апрель

2. «Времена года. Овал.

1

31

Апрель

3. «Времена года. Слева. Справа»

1

32

Апрель

 4. «Времена года. Овал. Слева. Справа»

1

33

Май

1. «Повторение. Математические игры, загадки»

1

34

Май

2. «Повторение. Развлечение «В стране математике»

1

Мониторинг(2ч.)

35

Май

3. «Мониторинг»

1

36

Май

4. «Мониторинг»

1

Перспективное планирование программного содержания на учебный год

№ п/п

Месяц

Тема

Программное содержание

Методические приемы, совместная деятельность

с детьми

1

Сентябрь

  1. «Мониторинг»

Выявление сформировавшихся у детей первых мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями

.

2

Сентябрь

  1. «Мониторинг»

Выявление сформировавшихся у детей первых мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями.

3

Сентябрь

 3.Утро. Большой -маленький. Один - много.

Познакомить с частью суток-утро; учить правильно употреблять этот термин в речи;

учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой-маленький).

Учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой и маленький);

Учить сравнивать совокупность предметов, различать, где один предмет, а где много.

(Е.В.Колесникова с. 19)

Игра «Когда это бывает?»

Физминутка «Утренняя зарядка»

Игра «Большой-маленький».

Игра «Один-много»

4

Сентябрь

 4.«День. Круг. Число 1.»

Познакомить с частью суток- день(научить правильно употреблять этот термин в речи),с числом 1.

Познакомить с геометрической фигурой -круг; учить обследовать круг осязательно-двигательным путем, обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;

Учить отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.

(Е.В.Колесникова с. 21)

Игра «Назови правильно».

Игра «Отгадай и нарисуй»

Физминутка «Пальчики»

Игра «Когда это бывает?»

5

Октябрь

 1. «Вечер. Высокий –низкий.»

Познакомить с частью суток-вечер; учить правильно употреблять этот термин в речи; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий-низкий), употреблять эти слова в речи.

продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи

(Е.В.Колесникова с.

Игра «Когда это бывает?»

Физминутка «Большой-маленький» Игра «Высокий-низкий, большой-маленький».

6

Октябрь

2.« Большой-маленький. Один-много»

Закрепить понятия "большой" и "маленький", умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи

(Е.В.Колесникова с.24)

Игра «Когда это бывает?»

Физминутка «Большой-маленький

Дидактическое упражнение «Раскрась правильно»

7

Октябрь

3. «Ночь. Число 1.Круг»

Продолжать учить сравнивать совокупность предметов, различать, где один предмет, где много; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры-круг;познакомить с частью суток-ночь, учить правильно употреблять этот термин в речи; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

(Е.В.Колесникова с.25)

Игра «Один-много».

Игра «Когда это бывает?»

Физминутка «По ровненькой дорожке».

Игра «Что бывает круглым?»

8

Октябрь

 4. «Утро, день, ночь. Число1.Круг».

Продолжать учить сравнивать совокупность предметов, различать, где од

закрепить части суток-утро, день,ночь, учить правильно употреблять эти термины в речи;

(Е.В.Колесникова с.25)

Игра «Один-много».

Игра «Когда это бывает?»

Физминутка «По ровненькой дорожке».

Игра «Что бывает круглым?»

9

Ноябрь

1.«Число 2. Толстый-тонкий.»»

Познакомить с числом 2;Сравнивать знакомые предметы по величине: толстый-тонкий; продолжать учить выделять признаки сходства и различия.

(Е.В.Колесникова с.28)

Разучивание стихотворения С.Маршака Физминутка «Раз, два»

Игра «Что где находится?»

10

Ноябрь

2. «Число 2.Слева, справа, на, под. Толстый-тонкий»

учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под.

Сравнивать знакомые предметы по величине: толстый-тонкий; продолжать учить выделять признаки сходства и различия.

(Е.В.Колесникова с.28)

Игра «Соедини правильно»

Игра «Что де находится?»

Игра «Соедини правильно»

Чтение стихотворения «Упрямые козлы»

11

Ноябрь

3. «Осень. Треугольник»

Продолжать знакомить с числом 2;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольник и круг по точкам; учить называть время года- осень. Познакомить с геометрической фигурой-треугольник.

(Е.В.Колесникова с.29)

Игра «Загадки и отгадки».

Игровое упражнение «Знакомимся с треугольником»

Физминутка «Клен»

Игра «Что бывает осенью»

12

Ноябрь

  4. «Число 2. Треугольник»

Продолжать знакомить с числом 2;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольник и круг по точкам; учить называть время года- осень. Познакомить с геометрической фигурой-треугольник.

(Е.В.Колесникова с.29)

Игровое упражнение «Что бывает треугольным?»

Физминутка «Клен»

Игра «Что бывает осенью?»

Чтение стихов об осени

13

Декабрь

1.«Число3.Большая поменьше,маленькая.»

Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; учить относить последнее числительное ко всей перечисленной группе предметов; учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); учить видеть в форме предметов геометрические фигуры

(Е.В.Колесникова с.32)

Игра «Соедини правильно».

Упражнение «Вопрос-ответ».

Физминутка «Три медведя».

Упражнение «Посмотри и сравни»

14

Декабрь

2. «.«Число 3. Треугольник.»

Продолжать знакомить с числом 3;

Называть числительные по порядку, указывая на предметы;

Относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

Отгадывать загадку на основе зрительно – воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

Сравнивать и соотносить предметы по величине (большой, поменьше, маленький);

Находить треугольники среди различных геометрических фигур.

Игра «Что бывает треугольным?».

Физминутка «Три медведя».

Выполнение заданий по сказке «Три медведя»

15

Декабрь

3. «Число 3.. Большой, поменьше,маленький»

Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине)

(Е.В.Колесникова с. 34)

Игра «Соедини правильно».

Физминутка «Три медведя».

Упражнение «Посмотри и сравни»

16

Декабрь

4. «Число 3. Слева, справа, наверху.»

Продолжить знакомить с числом 3;

Продолжить учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты в речи: поровну, столько же, сколько;

Продолжать учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький, соотносить один предмет с другим предметом соответствующего размера; закреплять основные цвета;

Различать и называть пространственные направления относительно себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине);

Познакомит с элементарными правилами дорожного движения;

Указать на действия прошедшего и будущего времени (Перешла дорогу девочка, будет переходить дорогу девочка).

(Е.В.Колесникова с. 34)

Игра «Посчитай правильно».

Физминутка «Три медведя».

Упражнение «Посмотри и сравни»

17

Январь

1.«Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький.»

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; учить изображать предметы разной величины; развивать зрительное внимание.

(Е.В.Колесникова с. 36)

Игра «Хватит ли белочкам шишек?».

Игровое упражнение «Нарисуй правильно».

Физминутка «Пальчики».

Игра «Узнай кто спрятался».

18

Январь

2. «Сравнение чисел 2 и 3. Логическая задача»

Продолжать учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения речи;Продолжать учить изображать предметы разной величины и сравнивать предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький;Развивать зрительное внимание;Развивать умение отгадывать загадку.

(Е.В.Колесникова с. 36

Игра «Сколько?».

Физминутка «Пальчики».

Игровое упражнение «Нарисуй правильно».

19

Январь

 3. «Зима. Число 4.»

Познакомить с числом 4; учить называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; познакомить с геометрической фигурой-квадрат; учить обследовать квадрат осязательно-зрительным путем.Учить рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года-зима;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

(Е.В.Колесникова с.37)

Игра «Хватит ли слону туфелек?».

Игровое упражнение «Рисуем квадраты».

Физминутка «Зайка».

Игра «Когда это бывает?»

20

Январь

 4.«Число 4.Квадрат»

Познакомить с числом 4; учить называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; познакомить с геометрической фигурой-квадрат; учить обследовать квадрат осязательно-зрительным путем.Учить рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года-зима;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

(Е.В.Колесникова с.37)

Игра «Сколько?».

Игра «На какую фигуру похоже?».

Физминутка «Зайка».

Игра «Слушай .Смотри. Считай»

21

Февраль

1. «Число 4. Логическая задача»

Продолжать знакомить с числом 4; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; учить относить последнее числительное ко всей перечисленной группе; учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

(Е.В.Колесникова с.40)

Игра «Покажи одинаковые фигуры».

Игровое упражнение «Рисуем квадраты».

Физминутка «Зайка».

Игра «Когда это бывает?».

22

Февраль

2. «Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник.»

Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; учить относить последнее числительное ко всей перечисленной группеПознакомить с геометрической фигурой- прямоугольник; учить обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем.

(Е.В.Колесникова с. 42)

Игра «Хватит ли снеговикам шапок?».

Игровое упражнение «Рисуем прямоугольники».

Физминутка «Утренняя зарядка».

Игра «Считай, закрашивай»

23

Февраль

  1. «Сравнение чисел 3и  4.

Прямоугольник.»

Продолжать учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи;

Называть числительные до 4 по порядку, указывая на предметы, а последнее числительное относить ко всей пересчитанной группе;Закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры, обводить их по точкам, наносить горизонтальную штриховку слева направо.

(Е.В.Колесникова с. 43)

Игровое упражнение «Рисуем прямоугольники».

Физминутка «Утренняя зарядка».

Игра «Считай, закрашивай».

24

Февраль

4. « Большой, поменьше, самый маленький».

продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;. продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

(Е.В.Колесникова с.44)

Игра «Считай, закрашивай».

Игра «Когда это бывает?».

Физминутка «Пальчики».

Игра «Соедини правильно»

25

Март

1. «Весна. Число 5.»

Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года-весна. продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

(Е.В.Колесникова с.44)

Игра «Считай, закрашивай».

Игра «Когда это бывает?».

Физминутка «Пальчики».

Игра «Соедини правильно»

26

Март

2.«Закрепление: число 5. Утро, день, вечер.»

Закреплять навыки счета в пределах 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер.ночь.; продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

(Е.В.Колесникова с.46)

Упражнение «Посчитай до 5». Физминутка «Пальчики».

Игра «Посмотри и назови».

27

Март

 3.«Закрепление: число 5. Логическая задача»

Закреплять навыки счета в пределах 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер.ночь.; продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

(Е.В.Колесникова с.46)

Игра «Закончи предложение».

Упражнение «Отгадай загадку»

Физминутка «Пальчики».

Игра «Подбери пару»

28

Март

4.«Сравнение чисел 4 и 5. Овал.

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

познакомить с геометрической фигурой- овал; учить обследовать овал осязательно-двигательным путем; рисовать овал по точкам; продолжать учить сравнивать предметы по величине.

(Е.В.Колесникова с.48)

Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом?»

Физминутка «1,2,3,4,5»

Игровое упражнение «Рисуем овалы».

29

Апрель

1.«Сравнение чисел 4 и 5. Логическая задача.»

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

познакомить с геометрической фигурой- овал; учить обследовать овал осязательно-двигательным путем; рисовать овал по точкам; продолжать учить сравнивать предметы по величине.

(Е.В.Колесникова с.48)

Игра «Где больше?»

Физминутка «1,2,3,4,5»

Игра «Соедини правильно»

30

Апрель

2. «Времена года. Овал.

Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки ;учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур: овал, круг.

(Е.В.Колесникова с.49)

Игра «Загадки и отгадки».

Физминутка «Клен».

Игровое упражнение «Раскрась овал».

31

Апрель

3. «Времена года. Слева. Справа»

различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); Закреплять умение различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки ; (Е.В.Колесникова с.49)

Игра «Когда это бывает?»

Физминутка «Клен».

Игра «Слева или справа?»

32

Апрель

 4. «Времена года. Овал. Слева. Справа»

Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки ;учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур: овал, круг.

(Е.В.Колесникова с.49)

Игра «На какую фигуру похоже?».

Физминутка «Клен».

Игровое упражнение «Что похоже на овал?»

33

Май

1. «Повторение. Математические игры, загадки»

Продолжать учить выделять в предметах признаки сходства и различия по величине (широкий – узкий, длинный – короткий) и употреблять эти слова в речи.Различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Учить создавать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи:  поровну, столько же, сколько.

Отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Игра «Загадки и отгадки».

Физминутка «Клен».

Игровое упражнение «Рисуем фигуры»

34

Май

2. «Повторение. Развлечение «В стране математике»

Продолжать учить выделять в предметах признаки сходства и различия по величине (широкий – узкий, длинный – короткий) и употреблять эти слова в речи.Различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Учить создавать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи:  поровну, столько же, сколько.

Отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Игра «Я счтитаю до 5».

Игровое упражнение «Назови фигуру».

Физминутка «Буратино».

Игра« Один -много»

35

Май

3. «Мониторинг»

Определить уровень развития детей, выявить пробелы в знаниях , наметить коррекционную работу

36

Май

4. «Мониторинг»

Определить уровень развития детей, выявить пробелы в знаниях , наметить коррекционную работу

Материально-техническое обеспечение:

1.Е.В.Колесникова Демонстрационный материал математика для детей 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.

2. Е.В.Колесникова Я начинаю считать.

Литература:

1. Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015

2. Е.В.Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2015

3. Е.В.Колесникова Математика вокруг нас. 120 учебно-игровых заданий для детей 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2015

Интернет ресурсы:

1. http://tc-sfera.ru/

2.http://www.maam.ru/

3.http://ped-kopilka.ru/

4. http://nsportal.ru/

Таблица №1.Критерии результативности программы для детей 3-4 лет.

Диагностика кружка «Весёлая наука»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

на конец учебного года

Воспитатели: _______________________________________

                        _______________________________________

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Умение считать в пределах 5 в прямом порядке

Умение узнавать цифры в пределах 5

Умение сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.

Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, овал.

Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

Умение различать правую и левую руки.

Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам)

Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну

Итоговый показатель по каждому ребенку

нннн

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

Итоговый показатель по группе

 (среднее значение)

Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:
8 – 11 баллов – низкий уровень
12 – 18 – средний уровень
19 – 24 – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие»

                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п. Пр...

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста 4-5 лет в образовательной области «Познавательное развитие» (формирование экологических представлений) « Первые весенние цветы»

Цель: познакомить детей с первыми весенними цветами.Задачи:Образовательные-дать преставления о первых весенних цветах , их строение и условиях, необходимых для их роста ,- расширить представления о тр...

Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет в образовательной области «Познавательное развитие» (формирование экологических представлений). Тема “Экскурсия в океанариум”.

Цель: расширить представления детей о животном мире.Задачи:Образовательные:-расширить знания детей об многообразии обитателей подводного мира;- дать представление об океанариуме как музее живой морско...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Физическое развитие» раздел физическая культура в первой младшей группе на 2020-2021 учебный год

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Физическое развитие»раздел физическая культура первой младшей группе на 2020-2021 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений )

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных представлений». Тема: «Поможем мышонку».

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их наборо...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВ

Месяц, неделяТема Цель   СловарьПримечание Сентябрь I период1Обследование детей:времена года, дни недели, обобщающие понятия, название животных и их детенышей и т.д.234Октябрь  1Осень. ...