Конспект "Путешествие в шахматную страну"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Шеховцова Екатерина Юрьевна

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К.САЛМАНОВА

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста

«Путешествие в шахматную страну»

Подготовил:

Е.Ю.Шеховцова, воспитатель

г. Сургут, 2020 г.

 «Путешествие в шахматную страну»

Цель: создание условий для освоения детьми среднего дошкольного возраста игры в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

 -  Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.

 - Выработать навык решать простые шахматные задачи.

Развивающие:

 - Упражнять в узнавании шахматных фигур на ощупь и по способу их передвижения по шахматной доске.

 - Закрепить понятия «шах» и «мат».

 - Развивать ориентировку на плоскости шахматной доски.

 - Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

 - Воспитывать навыки работы в коллективе,  уверенность в своих силах.

 -Поддерживать интерес к игре в шахматы.

 - Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

Речевые:

 - Активизация: пешка, ладья, ферзь, конь, король, шахматная доска, шах, мат.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, письмо (украшено шахматным фигурами), шкатулка с заданиями (украшена шахматными фигурами), «волшебный» мешочек», настенная магнитная шахматная доска, шахматные фигуры.

Методы и приемы: беседа,вопросы, дидактические игры «Назови фигуру», «Чьи следы?», «Реши шахматную задачу»

Предварительная работа: чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций.

Ход НОД

1.Дети встают в круг.

Воспитатель: Смотрите, ребята, какое необычное письмо пришло нам в группу. Здесь и адрес записан: детский сад «Солнечный горд», группа «Семицветики».

 - Что с ним делать?

Дети: Давайте его откроем.

(Открываем и воспитатель читает)

«Дорогие мои юные друзья. Я знаю,. что вы с удовольствием изучаете удивительную игру под названием – шахматы. У меня в Шахматном королевстве произошло несчастье. А что произошло вы узнаете, если прилетите в Шахматную страну, чтобы помочь нам. Мудрец Шахматной страны.»

В: Вот такое письмо, ребята. Что нам делать?  (Нужно отправиться в Шахматную страну).  

 - Вы готовы совершить путешествие в Шахматную страну, чтобы помочь его жителям?

Дети: Да.

В: Не очень просто попасть в эту страну. Ведь Шахматная страна – это сказочная страна, и никакой самолет туда не полетит.

 - Ребята, а на чем вообще можно путешествовать? (Ответы детей: на самолете, на автобусе, на поезде и другие)

 - А на чем мы полетим, вы узнаете, если отгадаете загадку:

С теплым воздухом шар

А под ним корзинка

Под ногами земля –

Словно на картинке. (Воздушный шар).

 - Ну что ж. приготовились. Чтобы надуть шар, нужно встать в круг лицом друг к другу. Прижмитесь друг к другу и обнимитесь за плечи. Разрывать руки нельзя, иначе шар лопнет. Итак, начинаем отсчет: 1. 2. 3, 4, 5. Полетели! (Появляется слайд на экране – летящий воздушный шар и звучит музыка взлета).

В. Прилетели! (Слайд: Шахматное королевство без жителей. Подходим ближе).

 - Смотрите, мы прилетели в Шахматную страну. Только здесь никого нет. Где же все жители? (Появляется слайд: Мудрец).

Звучит аудиозапись голоса Мудреца:

«Добро пожаловать, гости дорогие! Я – мудрец Шахматной страны. У нас произошло несчастье. Злой колдун заколдовал всех шахматных фигур. Они потеряли память и ничего не помнят. Для того чтобы их расколдовать и восстановить порядок, необходимо выполнить несколько заданий. Задания находятся в шахматной шкатулке. Вы поможете нам, мои юные друзья?

В: Ну что, ребята, поможем?

Дети: Да.

(Воспитатель берет шахматную шкатулку. Там на черно-белых карточках задания).

В: Сейчас нам очень пригодятся ваши знания о шахматной игре.

1 задание «Назови фигуру» («Чудесный мешочек)

Дети на ощупь определяют и называют попавшую фигуру и находят ее место на доске.

2 задание «Чьи следы?» (на слайдах появляются «следы» разных шахматных фигур. Дети должны определить, что это за фигура и рассказать о ней все, что знают.).

В: Нам нужно по следам определить, какой шахматной фигуре они принадлежат.

(Появляются следы фигур: ферзя, слона, коня, пешки, короля и ладьи).

В: Молодцы.

 - Ну вот все фигуры вспомнили, как их зовут и как они ходят.

А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для решающего задания. Давайте встанем и превратимся в пешек.

Физкультминутка

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.        

( И на стулья сесть спешим)

В: Молодцы. Замечательные пешки из вас получились.

Д/и «Кто быстрее соберет соберет фигуры?

Давайте еще поиграем. Посмотрите, ребята, на столы. Что вы видите? (шахматные доски и фигуры в произвольном положении). Давайте поиграем в игру «Чья пара быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». (Дети делятся на пары, проходят за столы).

-Молодцы. Все справились. А теперь присаживайтесь на стулья. Продолжим выполнять задания из шахматной шкатулки.

3 задание «Реши шахматную задачу» (задания на двух мольбертах).

А) Что такое шах? Поставь шах королю.

В).Что такое мат? Поставь мат королю.

(Когда ребята справятся с третьим заданием, появляется слайд –шахматный город, населенный фигурами.)

В: Смотрите, ребята. В Шахматной стране появились жители. Значит, вы все правильно сделали, и шахматные фигуры расколдованы!

(Появляется слайд Мудрец. Звучит аудиозапись голоса:

«Спасибо, мои юные шахматисты! Выручили вы нас. Жители Шахматной страны все вспомнили. Прилетайте к нам еще. Будем с вами дружить!»

В: Ну, что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернемся к нашему шару. Обнимем друг друга за плечи. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – Полетели! (Появляется слайд  - воздушный шар)).

Затем слайд – фигуры и доски.

Итог:

- Понравилось вам путешествие в Шахматную страну?

 - Что больше всего понравилось?

 - Все ребята молодцы.

-Ну что, ребята, хотите поиграть в шахматы?. Тогда проходите за столы и начните играть в шахматы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»

Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...

Шахматы№4. « Проспекты, улицы и переулки «Шахматной Страны».

« Проспекты, улицы и переулки «Шахматной Страны».Цель: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении вертикалей и диагоналей  полей. Знакомство с нотами шахматной доски. Уметь самостоятельно ...

Карнавал для детей подготовительной группы и родителей "Путешествие в волшебную шахматную страну"

Шахматы – это логическая игра, которая может заинтересовать интеллектуально развитых людей с математическим складом ума. Игра, основанная на просчитывании ходов, подчиненных правилам игры. Для т...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....

Рецензия на программу ШАХМАТНАЯ СТРАНА

Рецензия ШАХМАТНАЯ СТРАНА...

Шахматная страна.

Шахматная страна.Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к ...