Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "Как волшебную иголочку искали"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ланская Галина Александровна

НОД по ФЭМП предполагается как итоговое занятие, так как раскрывает все содеражание по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД №7

«СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

 по формированию элементарных математических представлений

у детей среднего дошкольного возраста

«Как  волшебную иголочку искали».

Воспитатель:

Ланская Г.А.

Заринск

2021

Тема.  «Как  волшебную иголочку искали».

Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений, представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Задачи:

  • Расширять опыт ориентировки в окружающем мире;
  • формировать  представления о форме, размере, количестве, пространстве и времени;
  • развивать внимание, память, способность анализировать, умение делать простейшие обобщения.

Программное содержание.

Закреплять навыки количественного счета в пределах 5, учить отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счету?»

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в возрастающей и убывающей последовательности, обозначать результат действия словами: высокий, пониже, еще ниже, самый низкий.

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Закреплять умение определять местоположение предметов на листе бумаги.

Предварительная работа.

Чтение:

Русская  народная сказка  «У страха глаза велики»,

К. Чуковский «Краденое солнце», В. Осеева «Волшебная иголочка».

Дидактические игры:

«Найди себе пару», «Найди фигуру», «Найди столько же», «Найди свой домик», «На котором месте стоял предмет?», «Поможем мишке разложить картинки», «Наш день»,  «Когда это бывает?», «Что где находится?»

Работа в прописях.

Материал:

Демонстрационный: колокольчик, мягкая игрушка заяц, ведерки (4) разной величины и разные по цвету, замки  с отверстиями в форме геометрических фигур, ключи в форме геометрических фигур, брелоки, изображающие части суток.

Раздаточный: двухполосные карточки по количеству детей с изображением героев сказки, ведерки 4 штуки разной величины и разные по цвету;

Бумажная салфетка  в форме квадрата для игрового упражнения «Нарисуй вторую половинку предмета»;

Презентация в Power Point.

Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Ход НОД

Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Когда это бывает?», «Назови соседей» до прихода гостей.

Психологический настрой.

(В руках у воспитателя колокольчик).

Воспитатель:                   Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

                                           Собрались ребята в круг

     Справа – друг,  и слева – друг.

                                           Вместе за руки возьмёмся

                                           И друг другу улыбнёмся.

Мы сегодня не одни, 
Гости званые  пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 

(здороваются)

Основная часть.

-Ребята, колокольчик вас попросил собраться по просьбе Машеньки - рукодельницы.

Слайд №2.  Машенька-рукодельница.

Воспитатель:

-Помните ее? Что  потеряла Машенька-рукодельница? (Она потеряла волшебную иголочку, нечем ей  теперь шить- вышивать людям на пользу, себе на радость) Машенька попросила вас помочь  найти ее иголочку. Вы поможете?  (Да) Чтобы найти волшебную иголочку, нужно пройти волшебными дорожками, выполнить  трудные волшебные задания. Вы готовы справиться с трудностями? (Да) Не испугаетесь? (Нет) Тогда не будем терять времени. Проходите. Садитесь за столы.

(Рассаживаются за столы).

Основная часть.

-Где искать волшебную иголочку, подскажет вам наливное яблочко.

Слайд № 3.  (Катится яблочко по блюдечку)

Воспитатель:

-Покатилось наливное яблочко по блюдечку, а на блюдечке все места видны, где Машенька - рукодельница прошла.

Слайд №4. (Иллюстрация к эпизоду, где водоносы упали и разбросали ведра).

Вот и первое задание.

 Задание №1

Дети, в какую сказку мы пришли? («У страха глаза велики») Вы помните, что случилось с героями сказки? (Шли бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка за водой. Бросился им под ноги заяц. Упали наши водоносы ведра покатились).  Правильно. Найдите карточку с героями сказки.

Работа с раздаточным материалом на двухполосной карточке.

Посмотрите, а ведерок-то  у  них и вправду нет! Поможем   водоносам  собрать ведерки?          

Возьмите в ручки ведерки с тарелочки. Посмотрите, какие разные, яркие.   Одинаковые ли они по высоте (высокие и низкие, разные) Как можно проверить?  Диана, скажи, как можно сравнить ведерки? (способом  приложения).  

Послушайте задание: нужно положить ведерки на свободную полоску, начиная  от самого высокого и заканчивая самым низким.  Диана, иди к доске, положи ведерки на доске. А вы, ребята, положите ведерки  на своих карточках (кладем ведерки слева направо). Маша, какое ведерко сначала положите на карточку? (высокое)  Как выбираете? (прикладываю)

 ( Дети работают. Ведерки положены).

Диана, ребята, ставьте пальчик  под ведерко с левой стороны,  а  Диана расскажет, как она  положила ведерки, а вы пальчиком «следите» (Высокое, пониже, еще ниже и самое низкое). Злата, повтори еще раз. И вы правильно  положили ведерки! Молодцы.

Как думаете, героям сказки вы поставили   каждому свое ведерко? (Да. Бабушка высокая - высокое  ведро и т.д., т.е. герои сказки высокий- пониже –еще ниже и самый низкий и соответственно ведерки - высокое- пониже –еще ниже и самое низкое).

Давайте сосчитаем, сколько ведерок. Ставьте пальчик. Варя, вслух считай ведерки. (Считает слева направо. 4. )

Давайте посчитаем героев сказки. Дети,  ставьте  пальчик. Дима будет вслух считать.(4)

Как можно сказать: по сколько  ведерок  и персонажей? (по 4 или поровну).

Ребята, а какого героя нет на карточке? (Зайца) Испугался зайчик и спрятался. Вы видели, куда зайчик спрятался? Я подскажу вам: он в желтый конвертик спрятался. Возьмите его из конвертика. Положите зайчика после мышки. А теперь посчитайте, сколько героев в сказке? (считают «про себя») Мне на ушко скажите. А теперь вслух (5). Правильно.

А вы молодцы.  Помогли героям сказки ведерки собрать и  зайчика-трусишку нашли.

Уберите ведерки, тарелочку отодвиньте на край.

Давайте спросим у сказочных героев, может быть, они видели волшебную иголочку Машеньки. (не видели)

Воспитатель:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Физкультминутка

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде: раз.

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде: два.

Пошагать придется нам –

Выше голова.

Мы шагаем весело в ногу

Раз и два.

Наблюдай за птичками,

Головой верти.

Вот зарядка кончилась,

Сядь и отдохни.

Воспитатель:

- Отдохнули, размялись, можно дальше продолжать

Слайд №5.   Покатилось наливное яблочко по блюдечку, а на блюдечке все места видны, где Машенька - рукодельница прошла.

Слайд №6.  Сказка К. Чуковского «Краденое солнце».

Задание №2

Ребята, в какую сказку мы попали? («Краденое солнце»).  Какая беда случилась в этой сказке у зверей? (Зубастый   крокодил украл солнце). 

Наступила темнота…

У нас так бывает, чтобы солнышко не приходило? (нет) Давайте  вспомним, что идет в сутках сначала, а что потом? (Утро, день, вечер, ночь) Расскажите, что мы делаем утром, днем, вечером, ночью? Молодцы.

Крокодил спрятал солнце под 4 замка. Как открыть замки вы знаете? Чтобы вернуть солнышко на небо, нужно открыть замочки ключами. (Показываю) Посмотрите на замочки.  Замочная скважина у всех разная. Какой формы замочная скважина на замочках? (Называют) Значит, такой же формы будут ключи. На ключе есть картинка-отгадка к моим загадкам.  Вы готовы отгадывать загадки?

Загадки  «Когда это бывает?»

Солнце яркое встаёт,

 Петушок в саду поёт,

 Наши дети просыпаются,

 В детский садик собираются.

                                  (Утро)

Солнце в небе

Ярко светит.

На прогулку мы идём,

Песни весело поём! (День)

Солнышко лучистое

Село за дома,

 Мы пришли с прогулки

Ужинать пора. (Вечер)

Солнце село.

Свет погас.

Спать пора всем.

Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется. (Ночь)

Слайд №7.

(на слайде появляются отгадки: утро, день, вечер, ночь)

На котором по счету  месте находится утро, день, вечер, ночь? (Первом, втором, третьем, четвертом)

Молодцы!  Посмотрите, как солнышко  засияло на небе.  Вставайте со стульчиков, покажем, как высоко на небе  солнышко.

Слайд №8

Упражнение «Солнышко высоко…»

Дидактические задачи: закрепление понятий «высоко - низко», «далеко - близко».

Воспитатель:

Солнышко высоко  (дети поднимают руки вверх),

А тропинка низко  (дети наклоняются вниз)

Нам до дома – далеко (дети вытягивают руки вперед),

До детсада  -  близко  (дети прижимают руки к груди).

«Спасибо»,- вам солнышко говорит за то, что выпустили вы его из-под замка.

Воспитатель:

-Посмотрите вокруг, может быть здесь иголочку Машенька обронила? Не видно?

 (садятся)

Воспитатель:

-И здесь мы не нашли волшебную иголочку. Пойдем дальше искать.

Слайд №9. Покатилось наливное яблочко по блюдечку, а на блюдечке все места видны, где Машенька - рукодельница прошла.

Слайд №10. Дерево, под которым Машенька салфеточку вышивала.

Задание №3.

Дети, это же то самое дерево, под которым Машенька салфеточку вышивала. А вот и салфеточка недошитая (показываю бумажную, обращаю внимание детей, как правильно ее повернуть). Найдите ее у себя на столе.  Какой формы салфеточка? (квадратной) Посмотрите и скажите, какой узор вышивала Машенька на салфетке?  (ягодку). Правильно. Одну половинку успела вышить, а вторую половинку нет. (Кто-то  из детей говорит, что иголочка в салфетке воткнута). Правильно. А иголочка-то  нашлась!  Как вы думаете, почему Машенька ее потеряла? (Потому что она воткнула в салфеточку, а нужно - в игольницу).  Если уж иголочка нашлась, давайте  поможем  Машеньке вышить узор на салфеточке. Видите, на салфетку нанесены  контурные  линии узора. В какой части салфетки находится будущий узор? (вверху, справа) Правильно. У вас в стаканчиках карандаши, и пока вы разминаете пальчики, они превратятся в волшебные иголочки.

Пальчиковая гимнастика

Карандаш  в  руке  катаю,

Между  пальчиков  кручу.

Непременно,  каждый  пальчик

Быть  послушным  научу.

Воспитатель:

Возьмите ваши волшебные иголочки в ручки. Потрогайте их. Какие они?  (острые)Как нужно работать с иголочкой? (Аккуратно, она острая, обращаемся аккуратно, чтобы не уколоться и не уколоть соседа) Найдите вторую часть  узора с контурными линиями. Начинайте вышивать вторую половинку ягодки. (Рисуют)

Вы такие аккуратные, старательные, вышиваете точно по линиям. Я думаю,   Машеньке понравится ваша работа. А  на солнышке  с одного  бока ягодка уже  покраснела! . (Закончили вышивать, карандаши  в стаканчики поставили).

Давайте  и  мы с солнышком поиграем. Повторяйте за мной.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло (посмотреть прямо)

Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево  глазами)

Серые тучки, черные тучки (глазами вверх-вниз)

Легких – две тучки (влево)

Тяжелых – три тучки (вправо).

Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями),

Солнце на небе вовсю засияло (убрать ладони с глаз).

Вот и  нашли  мы Машенькину иголочку.  Дети, вы рады, что помогли Машеньке найти иголочку? Где вы побывали? Какие задания выполнили? Молодцы. Вы замечательно справились с всеми сложными волшебными заданиями и помогли всем, кому нужна была ваша помощь.  

Чтобы Машенька не теряла иголочку, мы подарим Машеньке вот такую игольницу.

Вам понравилось наше путешествие? А теперь, дети, нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться нам поможет наливное яблочко.

Слайд. Катится наливное яблочко по блюдечку, а на блюдечке дорожка видна, что детей в детский сад привела.

-Кто нам помогал в путешествии? (наливное яблочко).

Давайте поблагодарим   яблочко за помощь и попрощаемся: «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в сказку».

Воспитывать интерес к математике, поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга

Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекса «Мате: плюс» «В гости к мишкам»

Цель: Продолжать формировать математические представления у детей посредством нового  дидактического  материала Мате плюс.Задачи:Образовательные: Закреплять  умение находить и называть ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Цвет предметов"

Вид занятия: формирование элементарных математических представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Цвет предметов».Цель занятия: изучение цвета как одного из свойств предмета. За...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет Образовательная область: познавательное развитие Тема: История шестая (продолжение). Цифра 6

Задачи:  1. Закрепить знание о числе 6.2. Учить считать до шести, упражнять различать и называть круглую, квадратную, прямоугольную, треугольную форму предметов.3. Развивать внимание, мелкую мото...