Семинар для старших воспитателей и зам. зав. по УВР ДОУ Организация методической работы с педагогами по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.2021г.
консультация по математике

Фролова Ирина Владимировна

Консультация "Организация методической работы с педагогами по ФЭМП у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 50.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для старших воспитателей и зам. зав. по УВР ДОУ

Организация методической работы с педагогами по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

 Старший воспитатель МКДОУ «Д/с №32» Фролова И.В.

Слайд 1.  Уважаемые коллеги, вашему вниманию будет представлена тема «Организация методической работы с педагогами по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста».

Слайд 2.  Будет рассмотрено 2 вопроса.

  1. Проектирование образовательной деятельности: чему нужно научить каждого педагога.
  2. Организация методической работы с воспитателями по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Слайд 3. В рамках планирования образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста каждый педагог должен уметь проектировать образовательный процесс самостоятельно, т.к. проектирование является трудовой функцией педагога - это требование профессионального стандарта Педагога.

Слайд 4. Очень важно для педагога знать, что он будет делать, на что он будет обращать внимание, какие мероприятия, какие виды работы нужно планировать по образовательной области познавательное развитие по разделу формирование элементарных математических представлений.

Слайд 5. Для правильного планирования воспитателю необходимо:

  • знать программу в целом и программу по математике для своей возрастной группы;
  • знать возрастные и индивидуальные особенности детей группы;
  • использовать в работе современные технологии, достижения науки и практики, передовой педагогический опыт;
  •  принципы планирования -представлены на слайде

Слайд 6. Планирование невозможно без учета результатов педагогической диагностики и и образовательной деятельности. Учет дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения и результаты усвоения программного материала, наметить перспективы дальнейшей работы.

Слайд 7.  Виды планирования

Перспективный план работы позволяет педагогу обеспечить целостность образовательного процесса в соответствии с направлением развития и образования детей, спроектировать развитие собственной профессиональной компетентности и берется воспитателем из комплексной программы.

Слайд 8. Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

Слайд 9. В процессе планирования необходимо учитывать этапы освоения знаний детьми:

I этап- первичное восприятие (проходит преимущественно на учебных занятиях);

II этап - расширение и обобщение представлений, закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала. Для этого подойдут дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, обсуждения и прочее;

III этап -  использование полученных компетенций на практике в ходе проектов, в процессе опытов, экспериментов, дидактических и развивающих игр.

Слайд 10.  Основными задачами методического руководства работой по ФЭМП и внедрение передового педагогического опыта являются:

  • организация работы по повышению профессиональной квалификации воспитателя;
  • оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению программы по ФЭМП детьми;
  •  изучение, обобщение и распространение ППО
  • организация контроля за работой воспитателя и усвоением детьми знаний, умений навыков;

Слайд 11. Эффективность методического руководства работой педагогов по формированию элементарных математических представлений зависит от реализации следующих условий.

 1. Плановость. Содержание методической работы вытекает из конкретных задач дошкольного учреждения и предусматривается в годовом и месячных планах.

В комплексе всех мероприятий методическое руководство работой по формированию элементарных математических представлений будет составлять какую-то определенную часть. Ее объем зависит от уровня квалификации педагогических кадров и состояния работы по данному разделу. Вместе с тем плановость предполагает возможность комплексного решения задач повышения методического уровня педагогов с целью улучшения качества воспитательно-образовательной работы в целом.

2. Целенаправленность. Постановка цели — первоначальный и важнейший этап осуществления любого мероприятия. Известно, что одни и те же формы методической работы могут проводиться с разной целью. Цель определяет содержание работы, предусматривает конечный результат. Руководству дошкольного учреждения необходимо не только ставить перед коллективом конкретные цели, но и выступать в роли организатора, направляя действия воспитателей, объединяя индивидуальные усилия всех педагогов на решение поставленных задач.

3. Систематичность. Методическое руководство будет по-настоящему эффективным, если намеченные в плане мероприятия будут составлять единую, связанную с общей целью систему воздействия на коллектив воспитателей.

 4. Дифференцированный подход. Мастерство педагога, его отношение к делу, конкретные успехи или недостатки в работе составляют основные показатели, которые помогают старшему воспитателю определять конкретные цели и выбирать наиболее рациональные формы и приемы методической помощи воспитателю.

Слайд 12.

5. Непрерывность повышения квалификации. Непрерывное повышение квалификации и переподготовки руководства дошкольного учреждения и воспитателей происходит через участия в разных формах методической работы в дошкольном учреждении, в РМО. Сегодня зарекомендовала себя следующая форма самообразования как участие в онлайн-вебинарах, семинарах на различных площадках в сети - интернет, представленных на слайде.

Слайд 13.

6. Проверка исполнения. Эффективность конкретных видов и форм методической работы должна проявляться в деятельности каждого педагога и как конечный результат в знаниях и умениях детей. Необходимо систематически проверять, как воспитатели реализуют в своей работе рекомендации старшего воспитателя. Контроль и проверка исполнения способствуют оперативному устранению имеющихся и возникающих недостатков и порождающих их причин

Слайд 14. Реализация задач методического руководства осуществляется через коллективные и индивидуальные формы работы с кадрами.

К коллективным формам относят педагогические совещания. На педагогическом совете  на рассмотрение можно выносить следующие вопросы: отчеты воспитателей о выполнении Программы,  обмен опытом работы по какой-либо конкретной теме, оценка результатов сравнительной или тематической проверки, внедрение в практику новейших достижений науки и передового педагогического опыта, выполнение инструктивно-нормативных документов и др. Конкретная тематика обсуждаемых на педсоветах вопросов зависит от состояния работы в дошкольном учреждении и предусмотренных годовым планом задач.

Тематика педагогических советов может отражать разные темы, представленные на слайде

Слайд 15. Семинары. Это групповые занятия педагогов, проводимые с целью глубокого и всестороннего изучения той или иной проблемы. Тематика семинаров определяется потребностью педагогов в повышении теоретического уровня по какому-либо конкретному вопросу. Проведение семинаров особенно необходимо в коллективах, состоящих из преобладающего большинства начинающих педагогов, а также в случаях серьезных затруднений воспитателей в реализации какой-либо конкретной программной задачи. На семинаре должны рассматриваться как общетеоретические, так и практические вопросы. Целесообразно проводить и анализ работы воспитателей.

Слайд 16.  Например, семинар на тему: «Индивидуальный подход к детям на занятиях по математике» можно провести по плану, представленному на слайде.

1) проблема индивидуального подхода в дошкольной педагогике;

2) возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста;

 3) индивидуальные особенности усвоения дошкольниками математических знаний;

4) задачи индивидуальной работы с детьми на занятиях по математике;

5) приемы индивидуального подхода к детям при обучении их математике;

6) планирование индивидуальной работы на занятиях по математике;

Слайд 17. Семинары - практикумы. Цель их — научить воспитателей определенным практическим умениям. В совершенствовании практических умений и навыков педагогов эта форма работы наиболее эффективна, так как здесь рассматриваются важнейшие вопросы конкретной работы с детьми: разработка системы занятий по осуществлению определенной программной задачи;

отбор системы дидактических игр, изготовление их, разработка вариантов и правил; изготовление наглядных пособий; использование наиболее эффективных приемов и методов работы по реализации конкретных программных задач (обучение измерительной деятельности, обучение решению задач, обучение порядковому счету и т. п.). Как семинары, так и семинары-практикумы проводятся в течение определенного периода или на протяжении всего учебного года. На последнем занятии нужно подвести итог, отметить результаты работы каждого участника семинара, наметить задачи на будущее.

Коллективные просмотры занятий. Такой вид работы организуется с целью изучения наиболее эффективных приемов и методов работы лучших педагогов. Открытые занятия должны проводить опытные воспитатели, хорошо владеющие методикой воспитания и обучения детей. Задача старшего воспитателя- оказать помощь в подготовке к ним.

Воспитатели могут принимать в них участие только в свое нерабочее время. В коллективном просмотре участие всех воспитателей не обязательно. В зависимости от цели просмотра определяются его участники.

Слайд 18. Коллективные консультации - форма организации работы с воспитателями проводится с целью обогащения теоретическими знаниями и практическими умениями.

При проведении консультации необходимо:

  1. заранее оповестить воспитателей, чтобы они могли заранее продумать вопросы;
  2.  подготовить научно обоснованные рекомендации по каждому вопросу, привести примеры из практики;
  3.  подобрать материалы (планы, пособия, дидактические материалы);
  4.  подобрать методическую литературу и указания к ее использованию

Слайд 17. Индивидуальные формы методической работы.

  • Консультации проводятся с целью оказания методической помощи;
  • Беседы проводятся с целью уточнения данных, выявления недочетов в работе педагогов.
  • Тестирование и анкетирование проводятся с целью проверки и контроля теоретических знаний и практических умений, владения методами и приемами организации работы по разделу ФЭМП, а также для выявления затруднений в работе воспитателя.

Слайд 19. Большое внимание уделяет обобщению и распространению передового педагогического опыта. Старший воспитатель не должен забывать, что его задача не только выявлять и распространять передовой опыт, но и содействовать его появлению. Для этого нужно целенаправленно воспитывать у педагогов глубокий и устойчивый интерес к работе по развитию у детей элементарных математических представлений, способствовать совершенствованию их педагогического мастерства. Информацию о передовом опыте старший воспитатель получает в результате личных наблюдений, по материалам педагогических совещаний и методических объединений. И помогает обобщать лучший опыт. С этой целью проводятся групповые и индивидуальные консультации, помогающие воспитателям оформить опыт работы в виде доклада, выступления, статьи, мастер-класса.

В приложении №1 вашему вниманию представлена-технология обобщения передового педагогического опыта в виде статьи.

Слайд 21. Проверяя и направляя работу педагогов по развитию элементарных математических представлений, старший воспитатель оказывает непосредственное влияние на повышение ее качества.


Приложение 1

Статья как форма обобщения передового педагогического опыта

Передовой педагогический опыт может быть обобщен в различных формах: методические рекомендации, мастер-класс, стендовый доклад, публичное выступление, статья, лекция с элементами показа и др.

Одной из форм обобщения и представления передового педагогического опыта является статья.

Естественно, что статьи могут быть написаны не только с целью обобщения передового педагогического опыта, но в данных рекомендациях мы далее будем говорить только о тех статьях, которые посвящены обобщению и диссеминации передового педагогического опыта (далее – статья).

Стратегия написания статьи

При написании статьи (еще на этапе возникновения самой мысли о ее написании) полезно придерживаться следующей стратегии:

- определитесь, решению какой проблемы будет посвящена Ваша статья;

- подумайте, как эта проблема решалась Вами;

- придумайте примерное название статьи;

- определите структурные части статьи: введение, основное содержание, выводы – (заключение);

- кратко запишите тезисы каждой части;

- раскройте каждую часть в соответствии с тезисами;

- подумайте, какое графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы) необходимо для иллюстрирования главных мыслей, включите его в текст;

- прочитайте созданный вами вариант статьи глазами своих коллег, методистов, внесите изменения;

- еще раз прочитайте статью, подумайте, действительно ли в ней отражен Ваш передовой педагогический опыт, позволяет ли он решить сформулированную в начале статьи проблему; нет ли «перекоса» в сторону теоретический положений;

- проанализируйте логичность смысловых переходов, выводов;

- оцените язык написания статьи, уберите повторы, излишние цитаты;

- еще раз прочитайте статью, скорректируйте название;

- перечитайте еще раз выводы; убедитесь, что они следуют из смысловых частей статьи; проверьте логичность аргументов и их доказательность;

- проверьте грамотность написания статьи;

- передайте статью для публикации и ждите обратной связи.

Содержание статьи и логика ее изложения

Содержание статьи целесообразно изложить следующим образом.

Название статьи

Название должно отражать содержание статьи, соответствовать передовому педагогическому опыту, отраженному в ней.

В начале написания статьи название статьи может быть «рабочим». Потом его нужно будет при необходимости изменить, конкретизировать.

Аннотация

Аннотация выполняет функцию расширения названия статьи и раскрывает основное содержание работы. В аннотации автор показывает, что, по его мнению, наиболее ценно в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи.

Вступление

Во вступлении:

- обосновывается актуальность статьи (презентуемого педагогического опыта);

- дается характеристика противоречий (причин), которые привели к возникновению проблемы;

- формулируется проблема: сначала как практическая (возникла потребность в повышении эффективности образовательной деятельности), затем как исследовательская (возникла потребность в каких-то знаниях, методах, необходимых для решения практической проблемы).

Основная часть

В основной части:

-  выполняется теоретическое обоснование педагогического опыта:

а) дается характеристика ведущей идеи, подходов и принципов той научной школы, в русле которой разрабатывалась концепция педагогического опыта;

б) раскрываются цели и задачи педагогической деятельности автора передового педагогического опыта, анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям образовательной практики;

раскрывается сущность педагогического опыта:

а) ведущая педагогическая идея опыта - центральная, основная концептуальная мысль, выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта;

б) характеристика социопрактического аспекта педагогического опыта, представляющая собой обобщённые характеристики субъектов образовательной деятельности: категории педагогов, способных к восприятию и принятию концептуальной идеи опыта; временные и пространственные возможности реализации идеи; характеристики социальных партнёров, обеспечивающие возможность наиболее эффективной образовательной деятельности в русле заявленной концепции;

в) характеристика ценностно-смысловых аспектов опыта, означающая обозначение границ ответственности педагога за смысловую составляющую своих идей и действий и её соотнесённость с теми или иными ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, группами людей (сообществами), обществом в целом;

г) характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта, предполагающая:

д) описание разработанных педагогом способов организации образовательного процесса;

е) описание форм, методов и средств в соответствии с поставленными целями и задачами;

ж) описание алгоритмов деятельности обучающихся (воспитанников), поэтапных действий педагога;

з) описание приёмов стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности;

и) характеристика прогностического аспекта опыта, перспектив педагогической деятельности по развитию опыта;

- приводится описание результатов и эффектов:

а) какими результатами может быть подтвержден опыт автора;

б) какие эффекты получены как следствие использования сложившегося педагогического опыта?

Выводы

Выводы нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции.

Выводы должны показывать, что получено, а аннотация - что сделано.

Выводы не могут быть слишком многочисленными, они должны иметь характер тезисов. К каждому из них автор мог бы добавить слова «Я утверждаю, что…».

Литература

Важно правильно оформить ссылку на источник в списке литературы. Разные издательства предъявляют неодинаковые требования к его оформлению, поэтому предварительно стоит уточнить требования издательства как к написанию статьи в целом, так и к оформлению списка использованных источников, в т.ч. Интернет-ресурсов и электронных образовательных ресурсов.

Памятки педагогу для подготовки статьи

Изложение материала статьи

Текст статьи должен быть легко читаемым и доступным для возможно большего круга людей.

Для этого понятиям, несущим основную «нагрузку», нужно дать определения, меньше использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранного языка, если существуют полностью эквивалентные понятия в русском языке. «Заумность» статьи уводит от основного требования к ней - конкретности.

Необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья. Автор должен так описать свой педагогический опыт, чтобы он стал ясен читателю.

Важна логичность изложения материала. Текст полезно разбить на отдельные не слишком мелкие рубрики.

Терминология

Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:

- употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;

- не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;

- не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении;

- не злоупотреблять иноязычными терминами;

- придумывать новые термины следует лишь в тех случаях, когда речь идет о новых, ранее неизвестных явлениях.

Цитаты и ссылки

Цитирование является проявлением корректности автора статьи. Ссылки на источник цитирования обязательны.

Цитирование литературного источника может быть прямым (проставляются кавычки и соответствующие выходные данные источника) или косвенным, когда одна или несколько мыслей из используемого источника излагаются автором статьи «своими словами», близкими к оригиналу.

Научная этика и в этом случае предполагает соответствующую ссылку. В этом случае в статье четко просматриваются авторские и заимствованные идеи (мысли).

Ссылки на литературные источники можно оформить тремя способами:

1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал);

2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным;

3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы.

Язык изложения

Статья должна быть написана профессиональным языком.

Следует избегать витиеватых фраз. Для этого можно представить, что этой красивой фразы нет. Если при этом не потерялась логика изложения, не пропал смысл статьи, то можно и нужно такую фразу вычеркнуть из теста.

Общие рекомендации

Определитесь, готовы ли Вы приступить к написанию статьи, отражающей Ваш педагогический опты, и можно ли ее публиковать в открытой печати.

Составьте подробный план построения статьи. Разыщите всю необходимую информацию, отражающие Ваш передовой педагогический опыт (теоретические основы опыта, Ваши авторские наработки и др.) и проанализируйте ее.

Придумайте черновое название статьи.

Напишите введение.

Опишите сущность Вашего педагогического опыта.

Опишите и объясните полученные результаты.

Сделайте выводы.

Составьте список литературы.

Напишите аннотацию.

Проведите авторское редактирование.

Проверьте корректность ссылок и цитирования.

Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.

Скорректируйте при необходимости название статьи.

Отправьте статью в редакцию. Прислушайтесь к редакторским замечаниям, но не допустите искажения статьи при редактировании.

Рекомендации по техническому оформлению статьи

Следует отметить, что если Вы планируете разместить статью в каком-либо издании (например, в сборнике материалов конференции), то следует заранее ознакомиться с требованиями к ней, в т.ч. с требованиями к ее оформлению.

Наиболее часто встречаются следующие требования к оформлению статьи.

1. Шрифт «Times New Roman», кегль – 12, для заголовков – 14.

2. Интервал между строками – 1.

3. Заголовки выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю, эпиграфы выравниваются по правому краю.

4. Выделяются жирным шрифтом только главные мысли и заголовки, фамилия и инициалы автора статьи, а курсивом - отступления от основного содержания, некоторые примеры и примечания.

5. Выделения должны быть оправданы: нельзя выделять очень много фрагментов текста.

6. Символы должны быть в едином стиле - их не стоит часто менять!

7. Текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны.

8. Автор статьи указывается следующим образом: инициалы, затем фамилия, должность, место работы. Они располагаются наверху перед названием справа и выровнены по правому краю.

9. Кавычки оформляются знаком «……», а не “……”.

10. Следите, чтобы в конце предложений были точки (часто встречающаяся небрежность).

11. Как правило, допускаются только черно-белые картинки, фотографии, таблицы (уточните требование издателей).

12. Если Вы решили сделать список, то обратите внимание на тонкости оформления:

- если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;»;

- если же Вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится «.».

13. Использованная литература оформляется в соответствии с установленными общими правилами и указывается в конце статьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваиват...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огро...