«Формирование у дошкольников представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов через дидактические игры».
консультация по математике

Проскурина Екатерина Ивановна
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Именно игра с элементами обучения, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_doshkolnikov_predstavleniy_o_forme.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

  «Формирование у дошкольников представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов через дидактические игры».

Проскурина Е.И.,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

– детский сад № 30 «Росинка»

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них –труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего мира.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Именно игра с элементами обучения, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.   Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве.

При использовании дидактических игр применяю различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что они проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников использую следующие виды дидактических игр:

         Игры с предметами. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Игры для сенсорного развития:

- Игры на закрепление цвета предмета. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

- Игры на закрепление формы предмета.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур в своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры, как «Сломанная машина», «Подбери фигуру», «Кто больше увидит», «Заполни квадрат». «Чудесный мешочек» и др. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например,

- составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);

- работа по условию (собрать фигуру человека);

- работа по собственному замыслу (просто человека).

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

- Игры на закрепление величины предмета: «Подбери лыжнику лыжи и палки по размеру», «Что спрятано в мешочке?», «Что изменилось?» и т. п. Эти игры учат детей чередовать, группировать предметы по величине, различать большие и маленькие предметы, сравнивать, сопоставлять и контролировать себя, давать полные ответы, развивать речь, обогащать словарь.

- Игры на ориентирование в пространстве: «Отгадай, кто где стоит?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку» и др.

         В этих играх дети учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Дети старшего возраста испытывают затруднения при ориентировке в направлениях пространства, в пространственных отношениях между предметами, в окружении удалённости предмета и его местоположения. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

Можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека».

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.

Была поставлена задача научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы впереди тебя был стол, а сзади окно и т.д. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамидка и т.д.

Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги (т.е. в двухмерном пространстве), некоторые дети допускали ошибки, тогда этим ребятам предоставляется возможность самостоятельно найти их и исправить. В таких играх как «Графический диктант», «Веселые фигуры». В игре «Незнайка ищет дом», они учатся ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги) и отражать в речи пространственное расположение. Сложнее нашим детям дается ориентироваться в трехмерном пространстве, в движении (усложнение: закрытыми глазами). В игре «Пешеходы», необходимо двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.). В игре «Космонавты», дети ориентируются в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения, что некоторым детям дается с трудом. Игра «Ау» помогает детям ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление- цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги. После того как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Для более эффективного развития детей был оборудован центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т.д. Собран наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Использование дидактических игр в ООД и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей. Обучая их в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость игр перешла в радость учения! Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...

Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста

Освоения  формы предметов и  геометрических фигур  через дидактические игры  у детей раннего возраста...

Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста

   Основные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический оп...

Статья "Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира"

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно ...