Проект «Формирование представлений сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
проект (младшая группа)

Марданова Елена Андреевна

Прект для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

в группе общеразвивающей направленности № 17

воспитанников третьего года жизни.

«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».

                         

                                                                                       Подготовила: воспитатель                  

         Марданова  Е. А.

пгт. Излучинск

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов:

  1. цвет
  2. форма
  3. величина

Развитие познавательных процессов:

развитие:

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

  1. Образовательные:
  • развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  • учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
  • развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  • обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
  1. Развивающие:
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать мелкую моторику.

Актуальность проекта

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Цель проекта: 

– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.  

  Задачи проекта:

· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

 Ожидаемый результат:

 – повышение уровня сенсорного развития детей I мл. группы №17

Сроки проекта: январь – апрель (среднесрочный)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители I мл. группы №17.

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

 Главные принципы, на которые я опираюсь в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Занятия.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

  1. повышение уровня профессиональной компетентности;
  2. определение объема материала, который будет адресован детям.
  3. планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

  1. Изучение специализированной литературы;
  2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
  3. Оборудование «дидактического стола»;
  4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  5. Подбор заданий и проведение диагностики;
  6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
  7. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап: творческий (основной)

включает:

  1. Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
  2. Оформление стендов для родителей по теме проекта;
  3. Консультации для родителей.

реализация:

  1. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
  2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
  3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
  4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
  6. Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

  • Подведение итогов

реализация:

  1. Диагностика детей;
  2. Проведение заключительного занятия;
  3. Самооценка, выводы.

Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе № 17

  • начало проекта

В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте 2-3х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:

  1. низкий  -5 детей (35 %)
  2. средний – 11детей (65 %)
  • конец  проекта

В исследовании приняли участие 16 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:

  1. низкий  -1 ребёнок (7 %)
  2. средний – 10 детей (64 %)
  3. высокий -5 детей (29 %)

Результаты проекта:

  • В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
  • У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
  • Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

-Мозаика- вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика – пазлы мелкая;

-Лото «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

-Пирамидки.

  • В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Разложи орешки по цветам»;

-«Спрячь мышку»;
-«Иголки для ежика»;

-«Подбери по цвету».

Практическая значимость проекта

  • Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
  • Разработка дидактического материала и дидактических игр;
  • Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

  • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
  • Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
  • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Информационные ресурсы

  • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -  Ярославль: Академия развития, 1997;
  • Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  • Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
  • Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  • Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
  • Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприяти...

Работа по самообразованию на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живопись...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...

педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игры

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игрыВведениеРанний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное...

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактические игры

Сенсорное  развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вку...

ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

Цель проекта: систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста....