ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»
проект

Цель проекта: систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

Автор проекта: Могилатова С.В.

Описание проекта

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

Задачи сенсорного развития детей младшего возраста:

  1. Образовательные:
  • развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  • учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
  • развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  • обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать мелкую моторику.

Актуальность проекта

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Цель проекта: систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
  2. Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  3. Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.
  4. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Ожидаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей младшей группы

Участники проекта: дети, воспитатели, родители младшей группы

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
  2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
  3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
  • Игровые образовательные ситуации.
  • Дидактические игры.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики.
  • Консультации для родителей.

Первый этап информационно-аналитический (подготовительный)

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям.

включает:

  • повышение уровня профессиональной компетентности;
  • определение объема материала, который будет адресован детям.
  • планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

  1. Сбор и анализ информации по данной проблеме.
  2. Изучение специализированной литературы;
  3. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
  4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  5. Составление картотеки игр и упражнений;
  6. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
  7. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

Второй этап творческий (основной)

Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия.

включает:

  • Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
  • Оформление стендов для родителей по теме проекта;
  • Проведение НОД, дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста.

реализация:

  1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
  2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
  3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
  4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
  6. Исследовательская деятельность детей.

Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков.

«Весёлые прищепки», «Поймай рыбку», «Нанизывание колец по цвету»

По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Работа построена на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка.

Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, за основу взята система развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

Третий этап заключительный

Цель: развивать у детей познавательные способности.

Приложение

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. Чудесный мешочек,

2. Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)

3. Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

#1059;знай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

5. Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

1. Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

2. Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

3. Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

4. Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

1. Сравни предметы по высоте,

2. Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

3. Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

4. В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

5. Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

1. Какого цвета не стало,

2. Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

3. Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

4. Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание»

Окружающий нас мир, среда, в которой мы живем, несут в себе огромную воспитательную силу, обладают великой развивающей возможностью. Поэтому важно не только в детском саду, но и дома создавать такую обстановку, такую среду, которая бы активно участвовала в позитивном развитии детей, которую действительно можно бы было назвать развивающей средой. А так как сенсорное воспитание является базой и основой воспитания и развития вообще, важно наполнить окружающую среду атрибутами сенсорного развития.

Основой сенсорного воспитания является ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины и умением оценивать окружающую действительность через призму сенсорных эталонов.

Так как в раннем возрасте (1-3 лет), психологические процессы носят неустойчивый характер, важно неоднократно и долговременно закреплять знания и умения детей. Для ознакомления и закрепления сенсорных знаний и умений я бы порекомендовала следующее.

Цвет.

Закрепить одинаковые предметы, но разного цвета в разных частях комнаты. К примеру, в одном углу комнаты расположена птица красного цвета, в другом углу комнаты – птица синего цвета и т.д.

Начните изучать цвета спектра с красного – самого яркого, запоминающегося цвета. Изготовьте из бумаги птицу красного цвета. Полюбуйтесь ей, заострив внимание на цвете, повторив его название неоднократно. Несколько дней заостряйте внимание ребенка на птице, спрашивайте: какого цвета птичка? Покажите, что еще в комнате есть красное: предметы быта, одежда. На прогулке, в гостях, рассматривая предметы, спрашивайте о красном цвете, вспомните, что у вас есть красная птица.

То же самое делаем при изучении синего цвета, а в объектах окружения обращаем внимание на 2 цвета: красный, синий.

Затем в комнате ребенка появляется зеленая, затем желтая птицы.

В быту: дома, на улице, в магазине, в гостях обращаем внимание детей на четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; спрашиваем о названии цвета. Научить ребенка оперировать цветами спектра, классифицировать предметы по признаку – цвет поможет игра «Разложи по цвету». Приготовим 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрасим их в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов.

Ставим перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть – коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта – желтая, а вон – зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики.

«Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. У синего шарика… дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам. Повторите игру, дав возможность ребенку разложить шарики без вашей помощи. Если ребенок ошибается, сравните цвет шарика с цветом коробки, вынудите ребенка исправить ошибку.

В следующий раз увеличьте количество шариков. К примеру, по 5 шариков каждого цвета. В следующее использование игры шарики заменяем другими предметами, чтоб цвет для ребенка не ассоциировался с шариком, «не привязывался» к данному объекту.

Когда ребенок усвоит 4 основных цвета, таким же образом знакомим ребенка с оранжевым и фиолетовым цветами спектра. И к 3-4 годам ребенок хорошо умеет оперировать 6 цветами спектра, называет их. Очень трудно для детей найти грань между синим и голубым цветом. Поэтому голубой цвет изучаем в последнюю очередь.

Форма.

Важными сенсорными эталонами являются геометрические фигуры. Ведь все предметы, объекты окружающего мира имеют форму, которая так или иначе рассматривается в сравнении с эталоном.

При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия.

Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Чтобы фигуры стали интересными для детского восприятия. Оживляем их (рисуем глазки, носик, ротик).

Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга. Так как параллельно с вами детей знакомят с геометрическими фигурами в детском саду, спросите, знает ли ребенок, как зовут этого человечка, на что он похож? Предложите погладить круг, обратите внимание, что он гладкий, нет острых уголков, что он может кататься. Круг хочет погостить у вас. Разместите круг на уровне глаз ребенка. Поищите в предметах ближайшего окружения предметы, похожие на круг (тарелка, колесо от машинки и др.).

Так же гостями комнаты становятся и другие фигуры-человечки. На прогулке, в помещении обращайте внимание ребенка на форму объектов окружающей действительности.

Научить классифицировать предметы по форме поможет игра «Разложи по форме». Принцип, правила игры идентичны принципу и правилам игры «Разложи по цвету», с которой мы подробно знакомились в разделе «Цвет».

Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т.п.), наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т.д.

На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т.д. Таким образом, вы будете способствовать не только развитию восприятия, но и развитию у него наглядно образного мышления.

Величина.

В раннем возрасте ребенку свойственно определять величину объектов окружающего мира понятиями «большой» и «маленький». Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова-понятия по назначению. А так как в раннем возрасте мышление ребенка наглядно-действенное, будем знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. Важно самим взрослым правильно употреблять понятие величины: ленточки длинная и короткая (а не большая и маленькая), папа большой, а сын маленький.

В раннем возрасте авторитет взрослого очень весом. Ребенок – ваше зеркало. Он подражает вам во всем, «ловит» ваши слова «на лету». Говорите правильно и ребенок тоже будет говорить правильно. Не забывайте в быту: на прогулке. В гостях, дома закреплять понятия величины: «Посмотри, Ваня, какой высокий дом, а вот низкий».

Место нахождения предмета в пространстве.

Для нас, взрослых, кажется элементарным употребление слов, обозначающих место нахождения предмета в пространстве. Но если вы попросите годовалого малыша взять под столом игрушку, навряд ли он заглянет именно под стол. Ребенок знает слово «стол», но что обозначает «под»? В этом случае поможет подражание взрослому. Употребляя неоднократно «под», загляните под стол, постучите рукой по полу и по крышке стола снизу «под столом». Таким же образом покажите ребенку, что такое «на» столе, «за» столом, «возле» стола и т.д.

Помните о неустойчивости психологических процессов детей раннего возраста. Неоднократно и долговременно, а вернее постоянно закрепляйте то, что знает и умеет ваш малыш. А посетив магазины игрушек, обратите внимание на игры, которые помогут вам в сенсорном воспитании вашего ребенка. Помните, что малыш 1-3 лет не умеет играть самостоятельно. Только ваше умелое руководство поможет достичь желаемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприяти...

Работа по самообразованию на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живопись...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...

педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактические игры

Сенсорное  развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вку...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".(2 младшая группа)

Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...