Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактические игры
статья (младшая группа)

Антипова Елена Геннадьевна

Сенсорное  развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру

                                         

                                          Воспитатель

                                                                      Антипова Елена Геннадьевна

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет.  

Тема выбрана не случайно, т.к. заинтересовал вопрос развития чувства цвета у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания

Знакомство детей с цветом  можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду), с использованием дидактических игр.

-Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;

-Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;

Целью нашей работы является: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

 Для достижения поставленной цели были разработаны  задачи: Проанализировать  психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
- Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета;
- Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр;
- Выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета.

Работа в данном направлении была разделена на три этапа.

Целью первого этапа  была разработка перспективного плана, создание условий для эффективного использования игр, выявление уровня сформированности у детей представлений о цвете, а также анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

Целью второго этапа стало знакомство детей с дидактическим материалом и играми; проведение дидактических игр и игр-занятий, организация работы с

 родителями через различные формы и методы

Целью третьего этапа было повторное выявление уровня сформированности у детей представлений о цвете, обобщение и рассмотрение разработанного опыта

Для выявления уровня сформированности у детей представлений о цвете была разработана диагностика исследования представлений о цвете. Результатом стала положительная динамика. Этому способствовали обогащение предметно-развивающей среды, использование дидактических игр в разных видах деятельности.

Нами уделяется огромное внимание организации предметно-развивающей среды в группе. Многие пособия, дидактические игры созданы своими руками.

В работе использовались различные методы и приемы: организационные, мотивирующие, наглядные, игровые, словесные.

Мы использовали принципы обучения и воспитания, такие, как  принцип наглядности, доступности, систематичности и последовательности, принцип прочности.

Для проведения дидактических игр на цветовосприятие необходимы:

  1. Постановка только одной задачи (цвет).
  2. Использование в игре ярко-выраженных, характерных цветов.
  3. Одинаковая насыщенность цвета всех предметов.
  4. Постепенность в усложнении заданий.
  5. Естественное освещение.

Хочу привести пример некоторых дидактических игр на цветовосприятие, которые сделаны своими руками с помощью родителей. Цель игр: учить детей соотносить предметы по сходству цвета. Это «Подбери ниточку к», «Посади бабочку на цветок», «Закрой окошко», «Найди неваляшку», «Разложи карандаши по стаканчикам», Лото «Подбери по цвету» и др.

Ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта и взаимодействия с семьей. В своей работе я использую формы организации работы с родителями: анкетирование, консультации, родительские собрания, совместные дидактические игры.

Результаты работы   на конец года: 

Сформированы представления о сенсорных эталонах цвета;

Дети научились играть в дидактические игры;

После создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах стало успешным.

У родителей  вырос  уровень знаний по сенсорному развитию;

Родители научились создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их;

Родители заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

Таким образом, данные полученные в результате проведения работы подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.

Несмотря на достигнутые результаты, я планирую:

Дальнейшую непрерывную систематическую работу по формированию представлений всех цветов спектра и их оттенков через дидактические игры;

Дополнять  системы дидактическим материалом и играми;

 Разнообразить формы работы с родителями по данной проблеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприяти...

Работа по самообразованию на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живопись...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...

педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через игру.

В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия перели...

ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

Цель проекта: систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста....