Дидактическая игра «Муха» для диагностики уровня формирования математических представлений.
методическая разработка по математике

как сформировать у детей элементарные математические представления  ,  интеллектуальное развитие детей, приёмы умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира через игру "Муха"

поэтапное овладние игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактическая игра "Муха"125.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра муха для формированию элементарния математических представлений у дошкольников.

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра «Муха».

Цель игры  -  формированию элементарных математических представлений у дошкольников ,  интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:

• приобретение знаний о множестве, числе, величине;

• овладение математической терминологией;

• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

• формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:

• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

• использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;

• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;

С помощью игры «Муха»  мы можем проверить  освоение основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития  по формированию элементарния математических представлений у дошкольников.

Дети 4-5 лет.

  1. Считает в пределах 5 (количественный и порядковый счёт) и отвечает на вопрос «Сколько всего?», «Который по счёту?»
  2. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник
  3. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, двигается в заданном направлении
  4. Называет цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Дети 5-6 лет.

Правильно пользуется количественными  и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам

Этапы освоения игры.

https://data12.proshkolu.ru/content/media/pic/std/6000000/5844000/5843020-25344164949906a3.png У каждого игрока поле и фишка с мухой. В начале игры муха сидит в центральной клетке. Ведущий ведет муху командами: клетка вниз, три клетки вправо, две клетки влево и т.д. Когда ведущий говорит `стоп`, он спрашивает игроков, где оказалась муха. Правильный ответ - балл. Выигрывает тот, у кого наберется больше баллов.
В игре договариваются, на каком поле будет идти игра. Все участники играют на одном варианте поля.
Игру можно усложнить. Игра ведется без фишек. Следить за перемещением невидимой мухи нужно только глазами. И только со словом `стоп` нужно положить муху на нужную клетку.

Игра «Паучок»

Цель игры: введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре ди­агональных направления перемещения на плоскости: «вправо вверх», «вправо вниз», «влево вверх», «влево вниз» и слова «наискосок».

На доске или листе бумаги рисуется игровое поле 4x4. Линии клеток игрового поля расположены наискосок и образуют «паутину». В любом месте перекрестья «пау­тинок» ведущий располагает (рисует, прикрепляет маг­нитом) паучка. В любое другое место пересечения «пау­тинок» помещается (рисуется, прикрепляется) «муха».

Правила игры. Паучок передвигается только по ли­ниям паутины (т. е. наискосок вправо вверх; вправо вниз; влево вверх или влево вниз) каждый раз на одну клет­ку. Ведущий указкой или карандашом отмечает место, где оказывается паучок после очередного перемещения.

Паучок должен дойти до мухи и поймать ее. Дети по очереди называют на­правление, в котором должен переместиться паучок.

Обычная продолжительность игры — до поимки трех мух.

Паучок каждый раз остается в том месте, где он поймал предыдущую муху. В какое место на паутине опускается муха, определяется ведущим.

На первом этапе освоения игры дети часто затрудняются правильно назвать на­правление. Они предлагают паучку идти «вперед», указывают одно из четырех основных направлений и даже предлагают паучку идти «вправо влево». Задача взрослого на этом этапе указать на невозможность такого перемещения: «В этом направлении нет паутинки»; «Нельзя идти одновременно вправо и влево». При необходимо­сти взрослый должен перечислить верные наименования направлений, каждый раз, одновременно показывая их на игровом поле. В этом случае ребенку остается только выбрать одно из этих направлений и повторить его название вслед за взрослым.

https://www.trizland.ru/pic/trizba-5-140-5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...

Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»

Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольниковНаправления диагностической работы:- диагностическая работа с детьми;- диагностическая работа с родителями;- диагнос...

Диагностика уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).

Представляем вашему вниманию подробную диагностику уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа)....