Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Шмидт Светлана Салаватовна

Рабочая программа  по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа для детей 6-7 лет "Веселая математика"

Автор: Шмидт Светлана Салаватовна

                               УТВЕРЖДАЮ:

      Заведующий  МАДОУ г Нижневартовска

                        ДС № 90  «Айболит»

      ______________________  Селезнева М.А.                   

                

СОГЛАСОВАНО

Протокол Педагогического совета

_______ от  __________     20__г.                                                                                                                            

ПРОГРАММА

по обучению и формированию математических знаний

у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

с использованием игровых технологий

"ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА"

(дополнительная общеобразовательная программа)

   

педагог высшей квалификационной категории:

 Шмидт Светлана Салаватовна

г. Нижневартовск

Содержание.

1.

Информационная карта

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Концептуальные подходы к реализации программы

5

4.

Возрастные особенности детей  от 6 до 7 лет

6

5.

Организация образовательного процесса

8

6.

Учебно-тематический план

10

7.

Механизм реализации программы

25

8.

Мониторинг

26

9.

Литература

31

Информационная карта

Наименование программы

ПРОГРАММА

для детей старшего дошкольного возраста

"Веселая математика"

«Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста»

Направленность программы

Коррекционно-педагогическая

Основание для разработки Программы

- закон РФ «Об образовании»,  приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"  

- Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 - ФЗ

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013№26 «Требования к устройству, содержанию и  организации режима работы в дошкольных организациях»;

-Программа  развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90 «Айболит»

Заказчик Программы

Педагогический совет № _ от __.__..20__г

Родительская общественность

Составитель

Программы

Шмидт Светлана Салаватовна,

Высшая квалификационная категория,

воспитатель   МАДОУ г. Нижневартовска ДС

№ 90 «Айболит»

Рецензент

 

География Программы

ХМАО-Югра, г. Нижневартовск,

МАДОУ ДС г Нижневартовска № 90 «Айболит» , ул. Ленина 17б

Исполнитель программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90 «Айболит»

Телефон 83466-24-27-47

Факс 8-3466-671187

Целевая группа

Дошкольники 6-7 лет

Цель программы

обучение и формирование математических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий 

Задачи Программы

  • Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты
  • Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут основной базой для дальнейшего успешного обучения в школе по ФГОС
  • Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств
  • Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи
  • Развивать логическое мышление, память, внимание
  • Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.
  • Поощрять уместное использование математических терминов и символики
  • Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них
  • Прививать любовь к устному народному творчеству, используя сюжеты русских народных сказок и загадок

Ожидаемые результаты реализации Про                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   граммы

-обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением;

-создана специальная предметно-развивающая среда, с использованием миниКИК на базе возрастной группы;

-создана комплексная система по использованию игровых технологий с применением электронных образовательных ресурсов нового поколения для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которая позволит организовать образовательный процесс на современном уровне;

-разработаны и внедрены в образовательный процесс игровые технологии на основе систематизации методов и приемов развития элементарных математических представлений;

-произведена оценка эффективности использования введения игровых технологий в процессе формирования элементарных математических представлений;

-обеспечена положительная динамика качественных показателей развития математических представлений детей.

- 90% родителей будут  удовлетворены качеством  и количеством  образовательных услуг в группе

Срок действия Программы

1 год

Пояснительная записка

«Ребенок-это не сосуд, который необходимо наполнить,

а факел, который необходимо зажечь»  Аристотель

Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности и необходимыми навыками.

       Математика занимает значительное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Общепризнано, что сензитивным периодом для развития детей является дошкольный возраст. Одним из наиболее значимых компонентов интеллектуального становления является способность ребенка логически мыслить.

Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, моделированием, решают логические задачи - это им интересно, потому что они любят играть.

Играя, дети осваивают: средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимость и умение выражать их в виде простых логических высказываний. При этом  взрослый вызывает интерес к игре, поддерживает его, не подавляя инициативы ребенка.

        Роль педагога в этом процессе – поддерживать интерес детей. Играя с

детьми и обучая их в игре, стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

       Современные требования к развивающему обучению  в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

      Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

      Программа «Веселая математика» позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

     Для реализации программы «Веселая математика» используются игры, задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления через сюжеты сказок и др.

Концептуальные подходы к реализации программы.

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Фридриху Фрёбелю. Им разработана система игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Всё время пребывания ребёнка в детском саду было расписано в разных видах игр.

        Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко  предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре. В процессе игр закрепляются количественные отношения, умения различать геометрические фигуры, ориентирование в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

       М.Морозова, Е. Тихеева отмечают, что все числовые представления, доступные для возраста ребёнка, он должен извлечь из жизни, среди которой он живёт и в которой он принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном - игре. Играя, работая, живя, он непременно лично научится считать, если мы, взрослые, будем при этом его незаменимыми пособниками. Наблюдая окружающий его вещественный мир, воспринимая его и расчленяя при посредстве своих органов чувств, действенно участвуя в его жизни, ребёнок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих представлений; он учится.

       Таким образом, использование игровых технологий для формирования элементарных математических представлений у воспитанников 5-6 лет является актуальным направлением в образовательной работе с детьми-дошкольниками.

        Учтены основные принципы образования:

-принцип педагогического гуманизма (который заключается в требовании «не навредить»; принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);                                               --принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное  «открытие» его детьми);

-принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом).

Возрастные особенности детей   6-7 лет

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными . В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Организация образовательного процесса

Продолжительность реализации программы 1 год.

Возраст  детей  - 6-7 лет.

Количество детей:  10 человек (1подгруппа),

                                  10 человек (2подгруппа)

Расписание занятий: вторник - 16.00-16.25 (25 минут) 1 подгруппа

                                       вторник - 16.30 -16.55 (25 минут) 2 подгруппа

Количество занятий в год:  72

Формы организации:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы и приемы:

  • Словесный метод
  • Практический
  • Наглядный
  • Вербальный
  • Репродуктивный

Средства ИКТ, пособия и оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • интерактивная доска;
  • экран;
  • фотоаппарат;
  • акустические колонки;
  • рабочая тетрадь для детей пяти-шести лет «Я считаю до десяти»;
  • набор занимательных игр: «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др. ;
  • разрезные картинки;
  • пирамиды;
  • набор геометрических фигур;
  • набор цифр;
  • числовая лесенка;
  • цветные карандаши;
  • простые карандаши;
  • ручки;
  • тетради в клетку;
  • костюмы персонажей сказочных героев;
  • картинки с персонажами сказок;
  • карточки с заданиями;
  • аудиозаписи;
  • логические игры;
  • доска.

Принципы построения программы «Веселая математика»:

  • доступности;
  • научности;
  • систематичности и последовательности предлагаемого материала с постепенным усложнением;
  • наглядности;
  • концентричности – периодического возвращения к ранее пройденному материалу на более высоком уровне;
  • здоровьесберегающий принцип (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика,

Учебный план

Дополнительная образовательная услуга

Количество занятий в неделю/месяц

Кол-во часов в неделю/ месяц

Форма проведения

Кружок «Занимательная математика»

2/8

50/200

Подгрупповая

Итого в год:

72

1800

Учебно-тематический план

Месяц/Тема

Продолжительность

Количество

сентябрь

200

8

1 неделя

№ 1 диагностическое

№ 2 диагностическое

25

25

1

1

2 неделя

№ 3 диагностическое

№ 4диагностическое

25

25

1

1

3 неделя

№ 5 Счёт до 5

№ 6 Счёт до 5

25

25

1

1

4 неделя

№ 7 Квадрат

№ 8 Квадрат

25

25

1

1

октябрь

200

8

1 неделя

№ 9 Сравнение предметов по длине

№ 10 Сравнение предметов по длине

25

25

1

1

2 неделя

№ 11 Четырёхугольник

№ 12 Четырёхугольник

25

25

1

1

3 неделя

№ 13 Число и цифра 6

№ 14 Число и цифра 6

25

25

1

1

4 неделя

№ 15 Составление предмета из треугольников

№ 16 Составление предмета из треугольников

25

25

1

1

ноябрь

200

8

1 неделя

№ 17 Трапеция, ромб

№ 18 Трапеция, ромб

25

25

1

1

2 неделя

№ 19 Число и цифра 7

№ 20 Число и цифра 7

25

25

1

1

3 неделя

№ 21 Геометрические фигуры

№ 22 Геометрические фигуры

25

25

1

1

4 неделя

№ 23 Измерение

№ 24 Измерение

25

25

1

1

декабрь

200

8

1 неделя

№ 25 Далеко - близко

№26 Далеко - близко

25

25

1

1

2 неделя

№ 27 Число и цифра 8

№28 Число и цифра 8

25

25

1

1

3 неделя

№ 29 Измерение

№30 Измерение

25

25

1

1

4 неделя

№ 31 Четырёхугольник

№ 32 Четырёхугольник

25

25

1

1

январь

150

6

1 неделя

№ 33 Измерение

№ 34 Измерение

25

25

1

1

2 неделя

№ 35 Календарь

№ 36 Календарь

25

25

1

1

3 неделя

№ 37 Неделя

№38 Неделя

25

25

1

1

февраль

200

8

1 неделя

№ 39 Число и цифра 9

№40 Число и цифра 9

25

25

1

1

2 неделя

№ 41 Измерение

№42 Измерение

25

25

1

1

3 неделя

№ 43 Число и цифра 0

№44 Число и цифра 0

25

25

1

1

4 неделя

№ 45 Число 10

№46 Число 10

25

25

1

1

март

200

8

1 неделя

№ 47 Месяц

№48 Месяц

25

25

1

1

2 неделя

№ 49 Измерение

№ 50 Измерение

25

25

1

1

3 неделя

№ 51 Измерение

№52 Измерение

25

25

1

1

4 неделя

№ 53 Ориентировка в пространстве

№54 Ориентировка в пространстве

25

25

1

1

апрель

250

10

1 неделя

№ 55 Четырёхугольники

№56 Четырёхугольники

25

25

1

1

2 неделя

№ 57 Ориентировка во времени

№58 Ориентировка во времени

25

25

1

1

3 неделя

№ 59 Ориентировка в пространстве

№60 Ориентировка в пространстве

25

25

1

1

4 неделя

№ 61 Измерение

№62 Измерение

25

25

1

1

5 неделя

№ 63 Геометрические фигуры

№64 Геометрические фигуры

25

25

1

1

май

200

8

1 неделя

№ 65 Ориентировка в пространстве

№66 Ориентировка в пространстве

25

25

1

1

2 неделя

№ 67 Измерение

№68 Измерение

25

25

1

1

3 неделя

№ 69 Ориентировка в пространстве

№70 Ориентировка в пространстве

25

25

1

1

4 неделя

№ 71 Повторение

№72 Диагностическое

25

25

1

1

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

№1,2,3,4 диагностическое

№5 Счёт до 5

Программное содержание: Упражнять в счёте до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку».

Методические приемы: «Считай дальше»; «Уравняй по-разному»; «Что, где находится?»; компьютерная игра «Десять пальчиков»; логическая игра «Найди фигуру»

№6 Счёт до 5

Программное содержание: Упражнять в счёте до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку».

Методические приемы: «Считай дальше»; «Уравняй по-разному»; «Что, где находится?»; компьютерная игра «Десять пальчиков»; логическая игра «Найди фигуру»

№7 Квадрат

Программное содержание: Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.п.

Методические приемы: «Составь квадрат»; «Весёлый счёт»; «Подбери пару»; «Укрась коврик»; компьютерная игра «Давай посчитаем»; логическая игра «Что перепутал художник»

№8 Квадрат

Программное содержание: Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.п.

Методические приемы: «Составь квадрат»; «Весёлый счёт»; «Подбери пару»; «Укрась коврик»; компьютерная игра «Давай посчитаем»; логическая игра «Что перепутал художник»

Октябрь

№ 9 Сравнение предметов по длине

Программное содержание: Учить сравнивать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета.

Методические приемы: «Сравни по длине»; «Продолжи счёт»; «Увеличь на один»; компьютерная игра «Прямой счёт»; логическая игра «Назови одним словом»»

№10 Сравнение предметов по длине

Программное содержание: Учить сравнивать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета.

Методические приемы: «Сравни по длине»; «Продолжи счёт»; «Увеличь на один»; компьютерная игра «Прямой счёт»; логическая игра «Назови одним словом»»

№11 Четырёхугольник

Программное содержание: Познакомить с признаками четырёхугольника. Учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Методические приемы: компьютерная игра «Фигуры в окружающих предметах»; логическая игра «Что лишнее»; «Что, где находится?»; «Назови четырёхугольники»

№12 Четырёхугольник

Программное содержание: Познакомить с признаками четырёхугольника. Учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Методические приемы: компьютерная игра «Фигуры в окружающих предметах»; логическая игра «Что лишнее»; «Что, где находится?»; «Назови четырёхугольники»

№13 Число и цифра 6

Программное содержание: Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы.

Методические приемы: «Число 6»;  компьютерная игра «Учим цифры»; логическая игра «Малыш и Карлсон»; «Сбоку-рядом»

№14 Число и цифра 6

Программное содержание: Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы.

Методические приемы: «Число 6»;  компьютерная игра «Учим цифры»; логическая игра «Малыш и Карлсон»; «Сбоку-рядом»

№15 Составление предмета из треугольников

Программное содержание: Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах шести; развивать воображение.

Методические приемы:  компьютерная игра «Мурка»; «Укрась коврик»; «Сложи из треугольников»; логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»

№16 Составление предмета из треугольников

Программное содержание: Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах шести; развивать воображение.

Методические приемы: компьютерная игра «Мурка»; «Укрась коврик»; «Сложи из треугольников»; логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»

Ноябрь

№17 Трапеция, ромб

Программное содержание: Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счёте в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета.

Методические приемы: компьютерная игра «Давай посчитаем»; логическая игра «Учим фигуры»; «Длиннее, короче»; «Трапеция, ромб»

№18 Трапеция, ромб

Программное содержание: Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счёте в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета.

Методические приемы: компьютерная игра «Давай посчитаем»; логическая игра «Учим фигуры»; «Длиннее, короче»; «Трапеция, ромб»

№19 Число и цифра 7

Программное содержание: Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа».

Методические приемы: компьютерная игра «Учим цифры»; логическая игра; «Гришкин счёт»; «Продолжи счёт»; Калейдоскоп»

№20 Число и цифра 7

Программное содержание: Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа».

Методические приемы: компьютерная игра «Учим цифры»; логическая игра; «Гришкин счёт»; «Продолжи счёт»; Калейдоскоп»

№21 Геометрические фигуры

Программное содержание: Упражнять в счёте в пределах семи; учить составлять четырёхугольник из счётных палочек, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закрепить понятия: «вчера», «сегодня», «завтра».

Методические приемы: компьютерная игра «Вчера, сегодня, завтра»; логическая игра «Найди фигуру»; «Продолжи счёт»; «Составь четырёхугольник»

№22 Геометрические фигуры

Программное содержание: Упражнять в счёте в пределах семи; учить составлять четырёхугольник из счётных палочек, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закрепить понятия: «вчера», «сегодня», «завтра».

Методические приемы: компьютерная игра «Вчера, сегодня, завтра»; логическая игра «Найди фигуру»; «Продолжи счёт»; «Составь четырёхугольник»

№23 Измерение

Программное содержание: Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах семи; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек.

Методические приемы:  компьютерная игра «Прямой счёт»; логическая игра «Сравни »; «Измерь длину»; «Измени фигуру»

№24 Измерение

Программное содержание: Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах семи; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек.

Методические приемы: компьютерная игра «Прямой счёт»; логическая игра «Сравни »; «Измерь длину»; «Измени фигуру»

Декабрь

№25 Далеко - близко

Программное содержание: Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей; измерять протяжённость с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко».

Методические приемы: компьютерная игра «Емелина неделя»; логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»; «Раздели на части»; «Далеко-близко»; «Измерь длину»

№26 Далеко - близко

Программное содержание: Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей; измерять протяжённость с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко».

Методические приемы: компьютерная игра «Емелина неделя»; логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»; «Раздели на части»; «Далеко-близко»; «Измерь длину»

№27 Число и цифра 8

Программное содержание: Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь».

Методические приемы: компьютерная игра «Учим цифры»;  логическая игра «Части суток»; «Продолжи счёт»; «Число 8»

№28 Число и цифра 8

Программное содержание: Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь».

Методические приемы: компьютерная игра «Учим цифры»;  логическая игра «Части суток»; «Продолжи счёт»; «Число 8»

№ 29 Измерение

Программное содержание: Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать мышление.

Методические приемы: компьютерная игра «Сосчитай-ка»; логическая игра «Логические задачки»; «Измерь, сколько мерок»; «Весёлый счёт»

№30 Измерение

Программное содержание: Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать мышление.

Методические приемы: компьютерная игра «Сосчитай-ка»; логическая игра «Логические задачки»; «Измерь, сколько мерок»; «Весёлый счёт»

№31 Четырёхугольник

Программное содержание: Учить составлять четырёхугольник из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 8 и в счёте на слух; развивать логическое мышление.

Методические приемы:  компьютерная игра «Фигуры»; логическая игра «Логические задачки»; «Составь из палочек»; «Сосчитай на слух»; «Продолжи счёт»

№32 Четырёхугольник

Программное содержание: Учить составлять четырёхугольник из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 8 и в счёте на слух; развивать логическое мышление.

Методические приемы: компьютерная игра «Фигуры»; логическая игра «Логические задачки»; «Составь из палочек»; «Сосчитай на слух»; «Продолжи счёт»

Январь

№33 Измерение

Программное содержание: Упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать логическое мышление.

Методические приемы: компьютерная игра «Считалочка цыплята»; логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»; «Измерь длину меркой»

№34 Измерение

Программное содержание: Упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать логическое мышление.

Методические приемы: компьютерная игра «Считалочка цыплята»; логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»; «Измерь длину меркой»

№35 Календарь

Программное содержание: Познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счёте в пределах восьми; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Методические приемы: компьютерная игра «12 месяцев»; логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»; «Сосчитай, не ошибись»; «Что такое календарь»

№36 Календарь

Программное содержание: Познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счёте в пределах восьми; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Методические приемы: : компьютерная игра «12 месяцев»; логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»; «Сосчитай, не ошибись»; «Что такое календарь»

№37 Неделя

Программное содержание: Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырёх равнобедренных треугольников; развивать воображение.

Методические приемы:  компьютерная игра «Дни недели»; логическая игра «Магазин игрушек»; «Живая неделя»; «Составь из треугольников»; «Составь узор»

№38 Неделя

Программное содержание: Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырёх равнобедренных треугольников; развивать воображение.

Методические приемы: компьютерная игра «Дни недели»; логическая игра «Магазин игрушек»; «Живая неделя»; «Составь из треугольников»; «Составь узор»

Февраль

№39 Число и цифра 9

Программное содержание: Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов.

Методические приемы:  компьютерная игра «Учим цифры»; логическая игра «Давай посчитаем»; «Живая неделя»; «Сосчитай, не ошибись»

№40 Число и цифра 9

Программное содержание: Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов.

Методические приемы: компьютерная игра «Учим цифры»; логическая игра «Давай посчитаем»; «Живая неделя»; «Сосчитай, не ошибись»

№41 Измерение

Программное содержание: Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах девяти.

Методические приемы: компьютерная игра «Сосчитай-ка»; логическая игра «Магазин игрушек»; «Измерь меркой»

№42 Измерение

Программное содержание: Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах девяти.

Методические приемы: : компьютерная игра «Сосчитай-ка»; логическая игра «Магазин игрушек»; «Измерь меркой»

№43 Число и цифра 0

Программное содержание: Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счёт в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов.

Методические приемы: компьютерная игра «Учим цифры»;  логическая игра «Мурка в зоопарке»; «Который по счёту»

№44 Число и цифра 0

Программное содержание: Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счёт в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов.

Методические приемы: компьютерная игра «Учим цифры»;  логическая игра «Мурка в зоопарке»; «Который по счёту»

№45 Число 10

Программное содержание: Познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели.

Методические приемы: компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»; логическая игра «Найди лишнее»; «Число 10»; «Продолжи счёт»; «Составь фигуру из палочек»; «Живая неделя»

№46 Число 10

Программное содержание: Познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели.

Методические приемы: компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»; логическая игра «Найди лишнее»; «Число 10»; «Продолжи счёт»; «Составь фигуру из палочек»; «Живая неделя»

Март

№47 Месяц

Программное содержание: Познакомить с понятием «месяц» ( состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели.

Методические приемы: «Живая неделя»;  компьютерная игра «Свойства фигур»; логическая игра «Времена года»

№48 Месяц

Программное содержание: Познакомить с понятием «месяц» ( состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели.

Методические приемы: «Живая неделя»;  компьютерная игра «Свойства фигур»; логическая игра «Времена года»

№49 Измерение

Программное содержание: Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах десяти; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора.

Методические приемы: компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»; логическая игра «Учим цифры»; «Сколько? Который?»; «Составь из единиц»; «Сосчитай на ощупь»

№50 Измерение

Программное содержание: Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах десяти; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора.

Методические приемы: компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»; логическая игра «Учим цифры»; «Сколько? Который?»; «Составь из единиц»; «Сосчитай на ощупь»

№51 Измерение

Программное содержание: Учить с помощью условной мерки определять объём жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Методические приемы:  компьютерная игра «Учим фигуры»;  логическая игра «Малыш и Карлсон»; «Измеряем объём»; «Увеличь-уменьши на 1»

№52 Измерение

Программное содержание: Учить с помощью условной мерки определять объём жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Методические приемы: компьютерная игра «Учим фигуры»;  логическая игра «Малыш и Карлсон»; «Измеряем объём»; «Увеличь-уменьши на 1»

№53 Ориентировка в пространстве

Программное содержание: Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

Методические приемы:  компьютерная игра «Учим цифры»; логическая игра «Математический мультконцерт»; «Назови адрес»; «Сложи также»

№54 Ориентировка в пространстве

Программное содержание: Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

Методические приемы: компьютерная игра «Учим цифры»; логическая игра «Математический мультконцерт»; «Назови адрес»; «Сложи также»

Апрель

№55 Четырёхугольники

Программное содержание: Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счётных палочек.

Методические приемы:  компьютерная игра «Числовой ряд»; логическая игра «Признаки предметов»; «Измерь длину»; «Увеличь-уменьши на 1»; «Выложи  фигуру из палочек»

№56 Четырёхугольники

Программное содержание: Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счётных палочек.

Методические приемы: компьютерная игра «Числовой ряд»; логическая игра «Признаки предметов»; «Измерь длину»; «Увеличь-уменьши на 1»; «Выложи  фигуру из палочек»

№57 Ориентировка во времени

Программное содержание: Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели.

Методические приемы: компьютерная игра «Дни недели»; логическая игра «Признаки предметов»; «Составь узор»; «Назови адрес»

№58 Ориентировка во времени

Программное содержание: Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели.

Методические приемы: компьютерная игра «Дни недели»; логическая игра «Признаки предметов»; «Составь узор»; «Назови адрес»

№59 Ориентировка в пространстве

Программное содержание: Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; упражнять в измерении протяжённости с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»,;  упражнять в счёте.

Методические приемы:  компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»; логическая игра «Признаки предметов»; «Измерь длину по-разному»; «Назови адрес»; «Ближе - дальше»; «Назови адрес»

№60 Ориентировка в пространстве

Программное содержание: Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; упражнять в измерении протяжённости с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»,;  упражнять в счёте.

Методические приемы: компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»; логическая игра «Признаки предметов»; «Измерь длину по-разному»; «Назови адрес»; «Ближе - дальше»; «Назови адрес»

№61 Измерение

Программное содержание: Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счёте; учить сравнивать предметы по длине путём наложения, приложения.

Методические приемы: компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»; логическая игра «Признаки предметов»; «Измерь длину»; «Длиннее - короче»

№62 Измерение

Программное содержание: Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счёте; учить сравнивать предметы по длине путём наложения, приложения.

Методические приемы: компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»; логическая игра «Признаки предметов»; «Измерь длину»; «Длиннее - короче»

№63 Геометрические фигуры

Программное содержание: Продолжать учить составлять фигуры из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам.

Методические приемы: компьютерная игра «Признаки предметов»;  логическая игра «Числовой ряд»; «Составь фигуру из палочек»

№64 Геометрические фигуры

Программное содержание: Продолжать учить составлять фигуры из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам.

Методические приемы: компьютерная игра «Признаки предметов»;  логическая игра «Числовой ряд»; «Составь фигуру из палочек»

Май

№65 Ориентировка в пространстве

Программное содержание: Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», и т.д.; упражнять в счёте в пределах десяти; учить называть «соседей» чисел.

Методические приемы:  компьютерная игра «Числовой ряд»; логическая игра «Прямой и обратный счёт»;  «Назови соседей числа»; «Опиши узор»

№66 Ориентировка в пространстве

Программное содержание: Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», и т.д.; упражнять в счёте в пределах десяти; учить называть «соседей» чисел.

Методические приемы: компьютерная игра «Числовой ряд»; логическая игра «Прямой и обратный счёт»;  «Назови соседей числа»; «Опиши узор»

№67 Измерение

Программное содержание: Упражнять в сравнении объёмов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Методические приемы: компьютерная игра «Части суток»; логическая игра «Гришкин счёт»; «Сравни по объёму»; «Покажи на 1 >,<»

№68 Измерение

Программное содержание: Упражнять в сравнении объёмов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Методические приемы: компьютерная игра «Части суток»; логическая игра «Гришкин счёт»; «Сравни по объёму»; «Покажи на 1 >,<»

№69 Ориентировка в пространстве

Программное содержание: Упражнять в делении квадрата на четыре равные части, путём складывания по диагонали; учить показывать одну четвёртую; составлять предмет из четырёх равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве

Методические приемы: компьютерная игра «Мышки, сыр и дроби»; логическая игра «Меры длины»; «Раздели на части»; «Покажи часть»; «Составь фигуру»

№70 Ориентировка в пространстве

Программное содержание: Упражнять в делении квадрата на четыре равные части, путём складывания по диагонали; учить показывать одну четвёртую; составлять предмет из четырёх равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве

Методические приемы: компьютерная игра «Мышки, сыр и дроби»; логическая игра «Меры длины»; «Раздели на части»; «Покажи часть»; «Составь фигуру»

№71 Повторение

Программное содержание: Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; учить находить сходство предметов; упражнять в счёте.

Методические приемы:  компьютерная игра «Мышки, сыр и дроби»; логическая игра «Меры длины»;"Чем похожи»

№72 Диагностическое

Механизм реализации

Реализация программы включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей. Внутри каждого из этих этапов выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

Первый  этап – Организационный (подготовительный)  – анализ проблемы и определение стратегии реализации: изучение программно-методической, теоретической и психолого-педагогической литературы по проблеме использования игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста; проведение детальной  и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей  придать правильное направление и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов; определение критериев оценки и способов мониторинга

Второй этап – диагностический – проведение мониторинга среди воспитанников группы пятого-шестого года жизни с целью выявления уровня сформированности элементарных математических представлений; анкетирование родителей с целью уточнения степени заинтересованности по проблеме.

Третий этап – планирование – разработка плана реализации программы; выбор наиболее эффективных форм работы с детьми и родителями;   апробирование адаптивной программы "Веселая математика"

Четвертый этап – реализация программы (практический) - непосредственное поэтапное внедрение программы;  проектирование комплексной системы работы по внедрению игровых технологий в образовательный процесс при обучении старших дошкольников математике; создание специальных условий для реализации проекта: оснащение образовательного процесса и создание компьютерно-развивающей предметной среды.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Методика В.П.Новиковой

Мониторинг проводится  2 раза в год: определение стартового уровня развития способностей  обучающихся проходит на 1-2 неделях, итоговый результат – на 72

Методика №1 – выявление умений счёта.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку посчитать до 10.

Методика №2 выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9,6,3,7).

Методика №3 выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика №4 выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 ёлочек и грибов.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (четыре), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (семь).

Методика №5 – выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.

Материал. В ряду: свёкла, кабачок, морковка, картошка, огурец.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счёту; считать по порядку.

Методика №6 – выявление умений сравнивать две группы предметов.

Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика №7 – выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками – 0,5 см).

Инструкция к проведению. Педагог задаёт вопросы. Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.

Методика №8 – выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы. Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.

Методика №9 – выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика №10 – выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.

5.1. Протокол обследования  уровня сформированности  элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Дата: _____________                                                                                                                                                                 Ф.И.О. педагога: Шмидт С.С.

Ф.И. ребенка

Количество и счет

Уровни

Умение
считать

Знание
цифр

Соотнести
цифру с
количеством

Умение
отсчитывать

Умение
составлять
число из
единиц

Количественный
и порядковый
счет; отвечать
на вопросы

Считать
по порядку

Высокий

Средний

Низкий

На
единицу
больше

На
единицу
меньше

сколько

который

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф.И. ребенка

Величина

Пространство

Время

Уровни

Сравнение предметов по длине

Умение различать

Знание
дней недели по
порядку

Умение различать

Высокий

Средний

Низкий

Накладывает

Прикладывает

Раскладывает
по порядку

Лево

Право

Вчера

Сегодня

Завтра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка результатов

3 – высокий  уровень  развития; 2 – средний  уровень  развития; 1 – низкий  уровень  развития

 Качественная характеристика уровней сформированности  элементарных математических представлений

Высокий уровень  (от 45  до  54 баллов) – систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, Самостоятельно считает в пределах 10; правильно пользуется количественными и порядковыми числительными; сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливает, какое число больше (меньше) другого, уравнивает неравное число предметов; сравнивает предметы разной величины, размещая их в порядке возрастания (убывания) длины, высоты; различает форму предметов; выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам; называет дни недели, последовательность частей суток. Осуществляет классификацию по одному – двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать.

Средний уровень  (от 35  до 44 баллов) – самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности  для решения новых задач  применяет с помощью взрослого. Выполняет задание с небольшой помощью взрослого; ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному, двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности.

Низкий уровень (от 18 до 34 баллов) – не применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Ребенок  выполняет задание неправильно или отказывается его выполнять, помощь не принимает.

Список литературы

  1. Голубь В.Т. Предшкольная подготовка. Математика. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 48с.
  2. Колесникова, Е.В. Я решаю логические задачи: Тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., исправл. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с.
  3. Михайлова, З.А.  Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
  4. Михайлова, З.А.  Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, Издательство Детство-Пресс, 2002 г.
  5. Михайлова, З.А.  Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
  6. Минкевич, Л.В.  Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. Скрипторий 2003, 2010 г.
  7. Новикова, В.П.  Математика в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез 2003
  8. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.-2-е издание, Москва. Мозаика-Синтез 2009 г.
  9. Помораева, И.А.  Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, издательство Мозаика-Синтез, 2010 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"

I.       Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных  технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ КРУЖОК "Городок мастеров".

Кружковая работа "Городок мастеров" для детей 5-6 лет. Пояснительная записка и перспективное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 -7 лет) «Весёлый Светофорик»

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  ( 6- 7 лет)  МАДОУ д./с.№ 38  г. ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»

Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...