«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
статья по математике

Матвеева Ксения Анатольевна

Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовал вопрос: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС, посредством использования дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

В первые, годы жизни ребёнок стремительно развивается – получает большое количество знаний, приобретает много необходимых навыков и умений. Период дошкольного детства лишь небольшой отрезок жизни человека, но как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое и интересное. Важно помнить, что зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Одна из важных функций, которую выполняет детский сад, является подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом.  Основная цель организованной образовательной деятельности по ФЭМП - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и поэтому постижим для человека.

Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовал вопрос: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС, посредством использования дидактических игр.

Цель:

• обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера;

• формирование математических знаний у дошкольников;

• создание благоприятных условий для развития математических способностей.

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Этапы решения поставленных задач:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область  «Познавательное развитие» в детском саду.  Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (дидактическая) подчеркивает использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Игры, способствующие развитию математических наклонностей.

1. Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки следует предлагать детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур.

 2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

3. Целесообразно использовать загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

5. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

Группы дидактических игр, которые направлены на всестороннее развитие элементарных математических способностей.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала, предлагается детям узнать в окружающих  предметах  геометрические фигуры. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур из счетных палочек, «Сложи фигуру», «Подбери по форме», «Развивающее лото» дают возможность закреплению знаний о формах.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением  определять  словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от машинки стоит пирамида, слева от куклы - медвежонок и т. д.

Для формирования представлений о времени дети в игровой форме знакомятся с частями суток через дидактические игры: «Малыш, знай время», «Назови скорее», «Тик - так»; с днями недели «Веселый паровозик»,  «Детям о времени»; с временами года «Заботы круглый год», «Четыре времени года».

Обучение количеству и счету можно реализовывать, играя в игры «Какой цифры не стало?», «Сосчитай», «Исправь ошибку»,  «Путаница»,  «Число, как тебя зовут?».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления - формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей. Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удаётся при умелом сочетании игровых и дидактических методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми

Данный материал содержит обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми. В приложении ...

Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.

Развивающие дидактические игры порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям, снимают проблемы мотивационного плана. Их использование в педагогическом процессе позволяет перестроить образователь...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.

консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...

Консультация для родителей" Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр"

Консультация для родителей " Формирование элементарных математических предскавлений черех использование дидактических игр "...