Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста «В Царстве геометрических фигур»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Бузулукова Галина

Геометрические фигуры, их свойства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бузулукова Галина Александровна

МАДОУ  «Детский сад «Машенька» п. Строитель

Конспект занятия по математике

для детей старшего дошкольного возраста

«В Царстве геометрических фигур»

Задачи:

  • Закреплять представления о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер; умение выделять и объяснять признаки их сходства и различия;
  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, умение планировать свою работу.

 Материалы:

модели геометрических фигур разного цвета и размера; магнитная доска; мультимедиа; презентация к игре «Комната смеха»; верёвка со связанными концами; бумажные коврики для игры «Заплатки для ковриков».


Ход  образовательной деятельности:

1. Игра – путешествие в Царство геометрических фигур.

Воспитатель: К вам в гости пришёл сказочный герой, а чтобы узнать,  кто это, надо отгадать загадку? Слушайте внимательно:

Деревянный озорник

 Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?      (Буратино).

 У Буратино плохое настроение. Вчера у него был день рождения, и друзья подарили ему игру «Геометрические фигуры». Сегодня он хотел поиграть в эту игру, но не смог. Как вы думаете, почему? (Буратино не знает геометрические фигуры).Как мы можем помочь нашему гостю? (Рассказать ему о фигурах, показать их).Ребята, а вы любите путешествовать? Буратино тоже очень любит путешествовать. Чтобы помочь Буратино, я вам предлагаю отправиться в Царство, но это будет необычное Царство. Как вы считаете, кто живёт в этом царстве? (Геометрические фигуры).А какие именно фигуры? (Дети называют фигуры, воспитатель выкладывает их на магнитной доске).Посмотрите на фигуры, что вы можете о них сказать? (Все они разные).А чем они отличаются? (Размером, цветом, формой).На магнитной доске по ходу ответов детей появляются карточки, с помощью которых составляется схема описания любой фигуры.Условные обозначения: большой и маленький домики – размер, цветные карандаши – цвет, фигуры – форма.Эта схема будет нашим помощником при описании геометрических фигур.

 Воспитатель: Сегодня в Царстве геометрических фигур работает комната смеха. А вы когда-нибудь посещали такую комнату? Что в этой комнате необычного? (Кривые зеркала). Вот и нашим фигурам не терпится попасть в эту комнату. Итак, мы попадаем в один из залов этой комнаты смеха и первой посетит её вот эта фигура (выставляется на магнитной доске). Дети называют эту фигуру (маленький красный круг).Появляется отражение фигуры в зеркале.

 Ребята замечают изменения:

 Маленький красный круг превратился в большой красный круг  (изменился размер, а форма и цвет не изменились).

Потом красный маленький круг превратился в большой красный овал (изменился размер и форма, а цвет не изменился).

 Но остальным фигурам тоже не терпится посмотреть в кривые зеркала, поэтому вслед за маленьким красным кругом в комнату смеха заходит ещё одна фигура. Какая? (Маленький синий квадрат).

Ребята замечают изменения:

Маленький синий квадрат превратился сначала в большой синий треугольник.  (Изменился размер, форма, цвет остался прежним).Потом он превратился в большой желтый квадрат. (Изменились размер и цвет, форма осталась прежней).

 Следующая фигура (большой жёлтый треугольник).Произошедшие изменения: Сначала треугольник превращается в большой зелёный круг.

( Изменились форма и цвет, размер остался неизменным).

Затем в зеркале появляется маленький синий прямоугольник.  ( изменились все три свойства).

Воспитатель: Все фигуры побывали в комнате смеха. Вы видели какие превращения происходили с ними в зеркалах. А вы хотите побывать на несколько минут волшебниками?

2. Физкультминутка «Волшебники».

Дети встают в центре комнаты. Они получают верёвку со связанными концами. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, ребята называют эти фигуры, берутся за верёвку обеими руками и образуют их.

Загадки:

1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг).

 

2. Треугольник с полукругом

Круг дразнили "толстым другом".

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут? (овал).

 

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник).

 

4. Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться он рад,

А зовут его (квадрат).

 

5. Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно с одеялом и ковром?
Вы подумайте, скажите
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны.     ( прямоугольник)

3. Самостоятельная работа.

Воспитатель: Девочки и мальчики, обратите внимание какие красивые коврики лежат в этом замечательном царстве. Давайте их рассмотрим, что в них необычного? Но случилась маленькая неприятность, после стирки некоторые фрагменты ковриков стерлись, и жители этого царства очень переживают из-за этого. Как вы думаете можем мы чем-то им помочь? (Нарисовать или приклеить недостающие фигуры). Чем мы сейчас и займёмся.

 Игра «Заплатки для ковриков».

На столах заранее приготовлены коврики с удалёнными фрагментами и фигуры (заплатки). Нужно найти закономерность и вставить нужные фигуры. Приготовлены З варианта ковриков (З уровня сложности). Дети сами выбирают свой уровень – задание, с которым они справятся. После игры выполняется самопроверка.

4. Итог

Воспитатель: Девочки и мальчики, с каким фигурами из царства геометрических фигур вы сегодня подружились?

Наши друзья из царства геометрических фигур всё время наблюдали за вашей работой, спрятавшись в окружающих вас предметах. И они, почему то уверены, что вы их ни за что не увидите. Так ли это? Попробуем их разубедить.

Дети находят знакомые геометрические формы в окружающей обстановке.

 Воспитатель: Но вот и подошло к концу наше путешествие в царство геометрических фигур. А вы помните, какие задания мы с вами выполняли? (Ответы детей).
 А посмотрите на Буратино, у него тоже поднялось настроение. Почему? (Он теперь знает всё о геометрических фигурах и может поиграть в подаренную игру). Буратино вы очень понравились, он вас всех благодарит за помощь и хочет подарить вам игру и что-то ещё:

« Молодцы! Я вами очень доволен.
В школе хорошо учитесь, не ленитесь
За ваше старание, внимание
Я хочу вас угостить чем - то
Не кислым и не горьким,

Не очень полезным для здоровья, но зато полезным
Для вашего хорошего настроения!» (Дети получают сладкие призы)
Играйте и вспоминайте наше путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране математике"

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране математике"...

Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия: Ориентировка во времени и пространстве....

Конспект НОД по математике для детей старшей группы « Путешествие в Город Геометрических фигур»

Решение задач на смекалку, головоломок со счетными палочками, игр на воссоздание фигур-силуэтов из набора "Монгольская игра"; закрепление умений классифицировать геометрические фигуры по сво...

Конспект занятия по математике для детей среднего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»

На занятии дети учатся различать геометрические фигуры, сопоставлять их в рисунке....