Конспект по обучению основам финансовой грамотности
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Рожкова Светлана Николаевна

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей 6–7 лет

Интеграция образовательных областей

«Познание»«Коммуникация»«Социализация».

Цель

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам.

Задачи

Закрепить знания детей о возникновении денег.

Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

Развивать творческие способности.

Формировать умение работать в команде.

Материал: видео, подборка слайдов, деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», фольга, восковые мелки, заготовки для росписи «китайских денег», карточки с вырезанными трафаретами иероглифов.

Ход занятия

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся, и подарим им свои улыбки.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

(Дети здороваются).

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. А о чем пойдет речь, вы знаете, если отгадаете мою загадку:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети: Деньги.

Воспитатель: Вы правы, ребята, это деньги!

А кто мне может сказать, для чего они нужны?

Всегда ли деньги были такими как сейчас?

Как вы думаете, ребята, как люди рассчитывались, когда еще не было денег?

(Ответы детей).

Где мы можем узнать эту информацию?

А более подробную информацию, ребята, мы узнаем, посетив Музей денег. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию.

1. Обмен товарами.

Приглашаю вас в зал, где мы с вами узнаем, чем люди могли расплачиваться раньше.

Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.

Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…

Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на кур, зерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.

И люди пришли к выводу, что нужны деньги.

У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками.

Воспитатель: Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?

Дети: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.

Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть и выполнить мои задания.

«Лежачий товар не кормит».

Воспитатель: Первый торговец продает мёд, чтобы купить домой варенье. Второй – торговал вареньем, чтобы получить деньги и купить мёд. Ребята, помогите продавцам решить возникшую проблему?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, поменяться бочонками.

Совершить обмен товаром.

Игра с мячом

Кот Матроскин решил накопить денег и купить всё, что захочет. Но пёс Шарик утверждает, что не всё продаётся и покупается. Рассудите их спор.

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы, возвращая его мне, отвечайте, можно это купить за деньги или нельзя.

Корова, солнце, здоровье.

Топор, перо, совесть.

Доброта, коза, пух.

Ветер, молоко, дружба.

Что из названных слов, ребята, ни в какие времена нельзя не купить за деньги, не обменять?

2. Каменные, металлические деньги - монеты.

Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию. Теперь я приглашаю вас в следующий зал музея. Зал монет.

Время шло, люди продолжали работать, торговать. Теперь в качестве денег стали использовать еще и камни. Первые каменные деньги были разной формы и размера.

Прошло еще много времени. Люди научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков.

Потом на монеты стали наносить рисунок - чеканить их.

• Работа за столами «Чеканщики»

Ребята, а хотите стать мастерами-чеканщиками и изготовить свои монетки? Тогда проходите в нашу мастерскую, выбирайте себе место и присаживайтесь за столы.

Я раздам вам «монетки». А вы достаньте из стаканчика палочку, с помощью которой каждый из вас нанесет свой рисунок на монетку. Будем ее чеканить.

Приступайте к работе. Палочку берем в руку правильно, как для письма. Садимся ровно.

(дети выполняют работу, звучит музыка)

Воспитатель: Вы просто молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием.

Я предлагаю вам ваши работы поместить на стенд. Оформим выставку монет. Посмотрите на монеты друг друга. У всех они разные.

3. Появление бумажных денег.

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем нашу экскурсию. И я приглашаю вас в следующий зал Бумажных денег.

Так как металлические деньги были тяжелы и занимали много места, люди придумали другой выход. Появились бумажные деньги. Они впервые появились в Китае и сначала были очень большого размера, как лист бумаги. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. Каждый иероглиф имеет свое значение: солнце, небо, луна, земля, сила, человек.

• Работа за столами «Китайские мастера»

Воспитатель: Ребята, я снова приглашаю вас в мастерскую. Присаживайтесь за столы. Здесь работали мастера по росписи денег. Работу мастера не закончили.

Вы должны при помощи трафарета закончить эту работу. Нанести на лист с правой стороны свои иероглифы и закрасить их мелками. То есть расписать деньги. Приступайте к работе.

(дети работают за столами, звучит китайская музыка)

Воспитатель: Ребята, да вы просто мастера. Ваши работы мы тоже разместим на стенде. Это будет выставка бумажных денег. На выставку своих работ вы можете пригласить других детей, воспитателей, родителей. Рассказать им историю возникновения денег.

4. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия?

Какие предметы выполняли роль денег раньше?

О чем сможете рассказать другим детям?

Что вы делали в мастерских?

Дети: Какими были первые деньги.

Как появились металлические монеты и бумажные деньги.

Мы чеканили монеты и расписывали деньги. Поместили их на выставку.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами была первая экскурсия в Музей денег. Дальше вы продолжите путешествовать уже со своими воспитателями. И чтобы вам легче было ориентироваться, я подарю вам карту государства Финансов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории».

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

-научить понимать назначение денег;

-дать детям представление о денежной единице;

-показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;

-совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;

-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Денежная история», мультфильм из серии Фиксики – Фикси-советы «Как делают деньги», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, игрушечные касса и банкомат.

Ход образовательной деятельности:

Организационная игра

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе«Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Ребята, электронную почту детского сада пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.

Загадка

В кошелёк мы их кладём.

С ними в магазин идём.

(Деньги)

-Ребята, это письмо от жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Они пишут, что им грустно от того, что они не знают историю своего происхождения. У людей, пишут они, есть своя история, у вещей тоже есть история происхождения. Жители Денежной страны хотели узнать и записать свою, денежную историю. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.

-Может, мы с вами попытаемся им помочь? (положительные ответы детей). Сами узнаем историю происхождения денег, запишем её на диктофон и отправим жителям Денежной страны.

Но для начала, нам надо выяснить, что мы вообще знаем про деньги.

-Что же такое деньги? Выслушать ответы детей.

-Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран (слайд 1).

В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда.

-Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами). Слайд 2.

- А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).

Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд (слайд 3,4).

-Внимание на экран. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. Высказывания детей.

-А теперь мы немного отдохнем, а заодно посмотрим, куда люди в первую очередь должны потратить заработанные деньги.

Динамическая пауза

«Будем денежки считать»

-Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

-Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

-Один и два – оплатим дом (из сжатого кулачка отгибаем мизинец

И безымянный,

-Дом, в котором мы живём.

-Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец,

-На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

-Ну, а пятую (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышко кошелька! (спрятать большой палей в кулак, согнув все пальцы).

-Вот мы с вами немного разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги.

-А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое на машине времени.

-Закрывайте глаза – отправляемся! (музыка движения машины времени).

Открываем глаза (слайд 5).

Рассказ воспитателя.

Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).

Раз мы с вами попали в прошлое, давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Возьмите каждый по одному виду продуктов или вещей и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.

Общая игра-упражнение «Обмен». Подвести итоги «Обмена».

Присаживайтесь на стульчики, наше путешествие продолжается.

В старину одного быка можно было обменять на 2-3 топора.

- Вот представьте, идете вы на рынок за овощами или посудой, вам надо с собой вести быка, свинью или овцу.

Первые деньги – домашний скот: крупный рогатый скот – быки. Коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он богаче. (6 слайд)

-Как вы думаете, такие деньги были удобными? (ответы детей).

-Конечно, такие деньги были неудобными, потаму что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. (7 слайд)

На Руси первые деньги – это шкурки животных. (8 слайд).

Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов(11, 12 слайды)

На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. (13 слайд)

- От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.

Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае (14 слайд).

В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «катеньки»(15 слайд)

На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи (16слайд).

Давайте вернемся на машине времени в наше время и поговорим о современных деньгах. (17 слайд)

Какими деньгами пользуются современные люди? (18 слайд)

-Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.

А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? (18 слайд)

- Подойдите к столу и рассмотрим настоящие деньги.

Дети рассматривают, трогают деньги.

-Монеты, какого достоинства здесь лежат? (ответы детей)

-Посмотрите на купюры. Самая старшая из них банкнота, достоинством 10 рублей.

Монетки можно не только рассматривать, с ними можно ещё и заниматься.

Задания с монетками: разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами – рублями несколькими способами.

-Расскажите, как можно разменять монету достоинством 5 рублей мелкими монетами.

Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги?

-Пройдемте к экрану и выясним это.

- У нас в Перми тоже печатают деньги на фабрике Гознак (слайд). А монеты изготавливают на заводах.

Я предлагаю посмотреть мультфильм из серии Фикси-советы «Как делают деньги».

Просмотр мультфильма.

Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все. Я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра «Что нельзя купить за деньги»

-книга

-конфеты

-ум

-машина

-планшет

-вежливость

-компьютер

-семья

-здоровье

-дружба

То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Рефлексия:

-Ребята, а помните ли вы, как мы должны были помочь жителям Денежной страны. Правильно, мы должны были узнать и сообщить им о прошлом и настоящем денег, то есть об истории денег. Давайте ваш рассказ запишем на диктофон, и затем отправим им. Высказывания детей.

-Молодцы, вы очень подробно рассказали денежную историю. Наверное, жители страны будут довольны и из ваших рассказов составят свою собственную денежную историю.

Выход из деятельности

Полчаса мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний....

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей 6-7 лет. Тема: «История возникновения денег».

В материале представлен конспект НОД по обучению детей 6-7 лет основам финансовой грамотности в ДОУ....

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности. «Откуда пришли деньги»

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности. «Откуда пришли деньги»Задачи:- дать представление о том, что деньги –  удобное средство обмена;развивать интерес де...

Конспект ООД по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей 6-7 лет.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»...