ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Развите математических способностей у детей через игровую деятельность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Савельевой Лейсан Миннерашитовны

Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

2020– 2021  учебный год

г.Казань

Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,

  • процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа: средняя

Сроки: 2020-2021 учебный год

Ожидаемые результаты:

  • детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

  • воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика»

Этапы работы:

1.Организационный этап

Изучение литературы по теме.

    В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:      Баласс, 2003 г. — 256 с.

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

2.Перспективный план работы на 2020- 2021 учебный год с детьми

СЕНТЯБРЬ

- Проведение первичной диагностики.

- Анализ и оформление результатов диагностики.

- Составление перспективного плана работы.

ОКТЯБРЬ

- Изучение литературы по теме самообразования.

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

НОЯБРЬ

- Проведение занятий с использованием счетных палочек.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

- Подготовка картотеки занимательного математического материала.

- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

ДЕКАБРЬ

- Оформление уголка занимательной математики в группе.

- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

ЯНВАРЬ

- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

ФЕВРАЛЬ

- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

МАРТ

- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

АПРЕЛЬ

- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

МАЙ

- Оформление документации

- Проведение итоговой диагностики

- Анализ, оформление результатов диагностики.

- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

   3. Накопительно-практический этап:

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего  дошкольного возраста (в течение года).

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

Сентябрь, октябрь

Мониторинг  начальных  знаний  об  элементарных

математических представлениях.

Дидактические игры на

усвоение  понятия  «цвета»:

«Сделаем кукле бусы»,

«Цветная  вода»,  «Цветные

палочки».

Ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме,

размеру.

«Найди пару», «Разложи по

коробочкам».

Декабрь

Выделение  части  группы.  Нахождение  «лишних»

предметов.

Д/игра «Что лишнее?», «Что

изменилось?»

Январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по

развитию количественных

представлений:  «В  лес  за

грибами»,    «Малина    для

медвежат», «Угости зайчат».

Февраль

Сравнение   групп   предметов

по   количеству

(столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по

развитию равенства на

основе  сопоставления

двух

групп  предметов:  «Угостим

белочек грибочками»,

«Жучки на листиках»,

«Бабочки и цветы».

Март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

формирование   умения   соотносить   цифру   с

количеством.

Формирование представлений о непосредственном

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее 

короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические

игры: «Подбери дорожки к

домикам», «Почини

коврик», «Мостики для

зайчат», «Подбери дорожки

к домикам».

Апрель

Знакомство с геометрическими  фигурами: круг и

шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,

овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

формирование   умения   соотносить   цифру   с

количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото»,

«Разложи фигурки по

домикам»,  «Катится  –  не

катится»,  «Найди  пару  по

форме».

Май

Формирование  пространственных

представлений:

на-над-под,  слева-справа,  вверху-внизу,  снаружи-

внутри, за-перед и др.

Количественный  и  порядковый  счет  от  1  до  5.

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на

расположение в пространстве:

«Возьми игрушку», «Магазин

игрушек». Дидактические

игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты»,

«Строители», «Магазин

игрушек».

Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и

демонстрационного материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических  игр  в  воспитании  детей  

дошкольного возраста».

Ноябрь

4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Февраль

 5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Март

6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

В течение года

7. Оформление центра «Занимательная математика»

8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей

Апрель

9.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов»

В течении года

Работа с педагогами

Рвозраста через игровую деятельность»

  • Проведение открытого занятия по ФЭМП
  • Изготовление лэтбука  по математики

4.Заключительный этап

Подготовить отчет по теме самообразования.

Консультация для родителей

«Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в

беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей

 «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

 Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.   Прежде всего следует направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы, осуществлением постепенного перехода к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. С этой целью познакомить ребят с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Воспитатель знакомит родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом на детей, раскрывая это на конкретных примерах.

      Игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности.  

    Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

   Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур – силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость и самостоятельность. Решение таких задач вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками и др.). Дети начинают сознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Рекомендации для родителей
Формирование пространственных представлений.


           Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире ребенку придется усвоить много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве, попросту говоря, умение различать правую и левую сторону. Если такие определения, как «верх» и «низ» даются ребенку более-менее легко, то отличать левую сторону от правой, ребенка нужно учить. Необходимо это для того, чтобы в дальнейшем не было сложностей с письмом, счетом, конструированием и т.д.
“Где лево?”, “Где право?” С чего начать?
       1.Учим ребенка определять правую и левую руку. Маленький ребёнок воспринимает только те предметы, которые видит или может потрогать, абстрактное понятие «пространство» ему еще непонятно, поэтому начиная объяснять ребенку, где лево, а где право, Вы должны «привязаться» к конкретным вещам, другими словами создать у ребенка ассоциацию. Например, правая рука, это та, который ты держишь ложку или карандаш. Теперь ребенок методом исключения будет определять, что та рука, которой он ложку не держит – левая. За опору, Вы можете взять часики или браслет, которые можно надеть на руку ребенка.
       2.Учим различать правую и левую часть тела. После того, как путаница с руками закончится, и ребенок безошибочно станет определять левую и правую руку, попросите его опустить правую руку и взяться за ногу. Объясните, что это нога, как и рука, тоже правая. И все, что находится с этой стороны – глаз, ухо, тоже правое.
     3. Учим определять расположение предметов по отношению к себе.
Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие предметы от него находятся слева. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «То, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.»

      4. Учим определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите ребенка положить мячик перед собой, слева от него положить куклу, а справа собачку. Позднее можно усложнить игру. Разложите на столе игрушки, например: в центре – кукла, справа – кораблик, слева – котик, сзади – мишка, спереди – зайчик. Ребенок должен ответить на вопросы:
Какая игрушка перед куклой?
Что находится между корабликом и котиком?
Какая игрушка за куклой?
Уважаемые родители! Закрепляйте уже полученные знания ежедневно, в процессе обычных повседневных занятий. Очень удобно закреплять понятия “лево-право” в процессе одевания: «Давай оденем носок на правую ногу», «Одеваем варежку на левую руку» и т.п. Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «Здесь мы с тобой повернем налево», «Справа идет собака», «Мотоцикл поехал направо» и т.п.
Игры для закрепления понятия “лево-право”
Игра: “Право-лево”
Просим ребенка поднять правую руку. Если он поднимает нужную руку, то даем ему игрушку в эту руку. И спрашиваем, в какой руке у него игрушка и как называется вторая рука.
Потом просим свободной левой рукой дотронуться до щеки, до ноги, до колена. Просим ребенка называть, какую часть тела ребенок трогает левую или правую.
Затем просим ребенка переложить игрушку в левую руку и повторить все действия правой рукой: дотронуться до щеки, ноги, коленки и назвать их.
Переходим к лицу и трогаем левой рукой левый глаз, бровь, ноздрю, ухо. А правой рукой трогаем правые парные части тела.
Обычно детки с удовольствием показывают свои части тела.
Игра: “Бравый солдатик”
Даем ребенку в руки две небольшие игрушки разного цвета (флажки, шарики, карандаши). Проговариваем в какой руке находятся данные предметы.
Мама — командир, а ребенок — бравый солдатик. «Командир» дает различные команды, а «бравый солдатик» их выполняет.
Команды могут быть такими:
Руки вверх
Руки вниз
Правую руку поднять
Левую руку поднять
Правую руку опустить
Потрогать левое ухо
Показать правый глаз и т.д.
Затем, мама и ребенок могут меняться ролями. Теперь мама — «бравый солдатик», а ребенок — «командир». Маме желательно тоже ошибаться в выполнении команд, чтобы ребенок мог исправить маму. В данной игре также можно использовать куклу, и просить выполнять ребенка команды не только на себе, но и на кукле.
Игра: “Куда бросили мяч”
Родитель бросает мяч и проговаривает направление: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем просит ребенка повторить все выполняемые действия, проговаривая их.
Эти простые игры достаточно интересны для детей. Играя, ребенок учится ориентироваться в пространстве и постепенно определяет где право, а где лево.
Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педаг...

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» 2017– 2018 учебный год.

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первонач...

План по самообразованию педагога на тему «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкол...

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность.

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность.Воспитатель: Минеева Вероника ВалерьевнаГруппа: средняя гр...