«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
материал (средняя группа)

Хабалова Алана Германовна

 

 

 

 

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

 

Хабалова Алана Германовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019– 2020  учебный год

 

 

 

Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

 

Актуальность:

 

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

 

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,

 

  • процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

 

 

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

 

Задачи:

 

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

 

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

 

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

 

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

 

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

 

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать,

 

обобщать, классифицировать, анализировать).

 

Группа: средняя

 

Сроки: 2019-2020 учебный год

 

Ожидаемые результаты:

 

  • детей:

 

- активизация познавательного интереса дошкольников;

 

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

 

  • воспитателя:

 

- повышение своего теоретического познания в области математики;

 

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

 

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

 

- оформление центра «Занимательная математика»

 

 

Этапы работы:

 

 

 

1.Организационный этап

Изучение литературы по теме.

 

    В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

 

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

 

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

 

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.

 

 

 

4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

 

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

 

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

 

7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

 

8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:      Баласс, 2003 г. — 256 с.

 

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

 

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

 

2.Перспективный план работы на 2019- 2020 учебный год с детьми

СЕНТЯБРЬ

- Проведение первичной диагностики.

- Анализ и оформление результатов диагностики.

- Составление перспективного плана работы.

ОКТЯБРЬ

- Изучение литературы по теме самообразования.

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

 

НОЯБРЬ

- Проведение занятий с использованием счетных палочек.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

- Подготовка картотеки занимательного математического материала.

- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

ДЕКАБРЬ

- Оформление уголка занимательной математики в группе.

- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

ЯНВАРЬ

- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

ФЕВРАЛЬ

- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

 

МАРТ

- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

АПРЕЛЬ

- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».

МАЙ

- Оформление документации

- Проведение итоговой диагностики

- Анализ, оформление результатов диагностики.

- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

 

   3. Накопительно-практический этап:

 

 

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего  дошкольного возраста (в течение года).

 

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

 

 

Работа с детьми.

 

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

 

 

 

 

 

Сентябрь

Мониторинг  начальных  знаний  об  элементарных

Дидактические

игры

на

октябрь

математических представлениях.

усвоение  понятия  «цвета»:

 

 

«Сделаем

кукле бусы»,

 

 

«Цветная  вода»,  «Цветные

 

 

палочки».

 

 

 

 

 

 

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме,

«Найди пару», «Разложи по

 

размеру.

коробочкам».

 

 

 

 

 

декабрь

Выделение  части  группы.  Нахождение  «лишних»

д/игра «Что лишнее?», «Что

 

предметов.

изменилось?»

 

 

 

 

 

 

 

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические

игры

по

 

 

развитию

количественных

 

 

представлений:  «В  лес  за

 

 

грибами»,    «Малина    для

 

 

медвежат», «Угости зайчат».

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Сравнение   групп   предметов

по   количеству

Дидактические

игры

по

 

(столько же, больше, меньше).

 

развитию

равенства

на

 

 

 

основе  сопоставления

двух

 

 

 

групп  предметов:  «Угостим

 

 

 

белочек

грибочками»,

 

 

 

«Жучки

на

листиках»,

 

 

 

«Бабочки и цветы».

 

 

 

 

 

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

Дидактические

игры:

 

формирование   умения   соотносить   цифру   с

«Подбери

дорожки

к

 

количеством.

 

домикам»,

 

«Почини

 

Формирование представлений о непосредственном

коврик», «Мостики для

 

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее

зайчат», «Подбери дорожки

 

короче, шире – уже, выше – ниже).

 

к домикам».

 

 

 

 

 

 

апрель

Знакомство с геометрическими  фигурами: круг и

Дидактические

игры:

 

шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,

«Геометрическое

лото»,

 

овал.

 

«Разложи

фигурки

по

 

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

домикам»,  «Катится  –  не

 

формирование   умения   соотносить   цифру   с

катится»,  «Найди  пару  по

 

количеством.

 

форме».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

Формирование  пространственных

представлений:

Дидактические

игры

на

 

на-над-под,  слева-справа,  вверху-внизу,  снаружи-

расположение

 

в

 

внутри, за-перед и др.

 

пространстве:

«Возьми

 

Количественный  и  порядковый  счет  от  1  до  5.

игрушку»,

 

«Магазин

 

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

игрушек».

 

 

 

 

 

 

Дидактические

игры

на

 

 

 

умение соотносить цифры с

 

 

 

количеством: «Следопыты»,

 

 

 

«Строители»,

«Магазин

 

 

 

игрушек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями.

 

 

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и

В течение года

демонстрационного материала.

 

 

 

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

В течение года

 

 

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль

Ноябрь

дидактических  игр  в  воспитании  детей  дошкольного

 

возраста».

 

4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

март

 5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Февраль

6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

 

7. Оформление центра «Занимательная математика»

В течение года

8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей

Апрель

9.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов»

В течении года

 

 

 

 

 

     

 

Работа с педагогами

 

•     Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей  дошкольного возраста через игровую деятельность»

 

  • Проведение открытого занятия по ФЭМП

 

 

 

4.Заключительный этап

 

 

Подготовить отчет по теме самообразования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2017-2018_god.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                         

Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Воспитатель:

Хабалова Алана Германовна

2019– 2020  учебный год

Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,

  • процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа: средняя

Сроки: 2019-2020 учебный год

Ожидаемые результаты:

  • детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

  • воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика»

Этапы работы:

1.Организационный этап

Изучение литературы по теме.

    В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:      Баласс, 2003 г. — 256 с.

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

2.Перспективный план работы на 2019- 2020 учебный год с детьми

СЕНТЯБРЬ

- Проведение первичной диагностики.

- Анализ и оформление результатов диагностики.

- Составление перспективного плана работы.

ОКТЯБРЬ

- Изучение литературы по теме самообразования.

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

НОЯБРЬ

- Проведение занятий с использованием счетных палочек.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

- Подготовка картотеки занимательного математического материала.

- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

ДЕКАБРЬ

- Оформление уголка занимательной математики в группе.

- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

ЯНВАРЬ

- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

ФЕВРАЛЬ

- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

МАРТ

- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

АПРЕЛЬ

- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».

МАЙ

- Оформление документации

- Проведение итоговой диагностики

- Анализ, оформление результатов диагностики.

- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

   3. Накопительно-практический этап:

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего  дошкольного возраста (в течение года).

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

Сентябрь

Мониторинг  начальных  знаний  об  элементарных

Дидактические

игры

на

октябрь

математических представлениях.

усвоение  понятия  «цвета»:

«Сделаем

кукле бусы»,

«Цветная  вода»,  «Цветные

палочки».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме,

«Найди пару», «Разложи по

размеру.

коробочкам».

декабрь

Выделение  части  группы.  Нахождение  «лишних»

д/игра «Что лишнее?», «Что

предметов.

изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические

игры

по

развитию

количественных

представлений:  «В  лес  за

грибами»,    «Малина    для

медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение   групп   предметов

по   количеству

Дидактические

игры

по

(столько же, больше, меньше).

развитию

равенства

на

основе  сопоставления

двух

групп  предметов:  «Угостим

белочек

грибочками»,

«Жучки

на

листиках»,

«Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

Дидактические

игры:

формирование   умения   соотносить   цифру   с

«Подбери

дорожки

к

количеством.

домикам»,

«Почини

Формирование представлений о непосредственном

коврик», «Мостики для

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее 

зайчат», «Подбери дорожки

короче, шире – уже, выше – ниже).

к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими  фигурами: круг и

Дидактические

игры:

шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,

«Геометрическое

лото»,

овал.

«Разложи

фигурки

по

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

домикам»,  «Катится  –  не

формирование   умения   соотносить   цифру   с

катится»,  «Найди  пару  по

количеством.

форме».

май

Формирование  пространственных

представлений:

Дидактические

игры

на

на-над-под,  слева-справа,  вверху-внизу,  снаружи-

расположение

в

внутри, за-перед и др.

пространстве:

«Возьми

Количественный  и  порядковый  счет  от  1  до  5.

игрушку»,

«Магазин

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

игрушек».

Дидактические

игры

на

умение соотносить цифры с

количеством: «Следопыты»,

«Строители»,

«Магазин

игрушек».

Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и

В течение года

демонстрационного материала.

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль

Ноябрь

дидактических  игр  в  воспитании  детей  дошкольного

возраста».

4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

март

 5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Февраль

6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

7. Оформление центра «Занимательная математика»

В течение года

8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей

Апрель

9.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов»

В течении года

Работа с педагогами

        Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей  дошкольного возраста через игровую деятельность»

  • Проведение открытого занятия по ФЭМП

4.Заключительный этап

Подготовить отчет по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педаг...

Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» 2017– 2018 учебный год.

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первонач...

проект по самообразованию «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность»

Содержание1.      Информационная карта проекта………………………………………&helli...

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность".

Перспективный план на год по работе с детьми по теме самообразования "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность"....

План по самообразованию педагога на тему «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкол...