Математическое развитие дошкольников с использованием передовых педагогических технологий и нетрадиционных игровых методов обучения.
статья по математике

Морозова Татьяна  Валентиновна

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логически мыслить. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математике. Математическое развитие ребёнка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.  Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая математика 27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Математическое развитие дошкольников с использованием передовых педагогических технологий и нетрадиционных игровых методов обучения.

                                                                                                        Кто с детских лет занимается математикой,  

                                                                                       тот развивает внимание, тренирует свой мозг,  

                                                                                      свою  волю,  воспитывает настойчивость и  

                                                                                      упорство в достижении цели.

                                                                                                                                       (А. Маркушевич)

      Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логически мыслить. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математике. Математическое развитие ребёнка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.  Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками, словами.

         Ни для кого не секрет, что 21 век - это век новых тенденций, внедрений, обширных технологий и разработок. Система современного образования тоже не стоит на месте и «диктует» все новые требования в области образовательной деятельности, выстроенные строго в соответствии с ФГОС. Поэтому детский сад - это первая и не маловажная ступень образования. И успех дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько хорошо и своевременно ребенок подготовлен к школе.

              Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам. В дошкольном возрасте ребёнок осваивает математические понятия, связи и зависимости, способы действий; учится выбирать активные поисковые действия, осуществлять деятельность на основе логических операций мышления, соотносить действия с результатом, стремиться к цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат.

          У детей дошкольного возраста есть специфические возрастные особенности, такие как: неустойчивое внимание, преобладание зрительно-воображаемого мышления, повышенная физическая активность, желание играть, большой познавательный интерес, но рассеянное внимание. Чтобы удержать внимание детей в образовательном процессе, необходимо организовать умственную деятельность так, что бы она была активна, а главное интересна. 

         Данным вопросом задается каждый педагог, подготавливая материал конспекта. Наша задача, как воспитателей, сделать данный процесс насыщенным, заинтересовав каждого ребенка в работу. Именно для этого, в образовательный процесс мы включаем нетрадиционные приёмы и методы.

Стоит отметить, что в обучении дошкольников для развития умственных способностей помимо игр и овладения речи, как средства общения и обогащения активного словаря, существенное значение имеет освоение детьми математических представлений, которые так же активно влияют на познание детьми окружающего мира.

      Понятие «математическое развитие дошкольников» относительно сложное и многогранное. В образовательной программе оно в образовательную область «Познавательное развитие». Это объясняется тем, что процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т.д.), а также с развитием математического стиля мышления.

      Сейчас в сфере образования тема формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные методы и приемы работы является наиболее актуальной.

      При разработке и реализации ООД нетрадиционных форм математической направленности необходимо учитывать психолого-педагогические принципы и возрастные особенности детей, на основе которых формируются основы культуры и познания дошкольников:

  • активный деятельностный подход;
  • принцип интереса;
  • сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
  • единство релаксации и познания.

        Чтобы заинтересовать детей образовательным процессом, педагоги проводят занятия в таких формах, как: игры - путешествия, задания, исследования, эксперименты, КВН, уроки ИКТ, квесты, математические сказки, игры – познания, математическое поле – чудес, занятия – соревнования, театрализованные занятия, игры - аукционы, также довольно интересны для детей, путешествия по сказкам, где необходимо спасти главного героя, выполнив множество различных заданий.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

      Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

      Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

      Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традиционным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычислительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситуации, занятия-инсценировки, игротека.

     Особая роль отводится дидактическим играм. Они имеют непреходящее значение для познавательного развития дошкольника. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

    Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

    Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его  познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.  

Используя традиционные методы я убеждалась, что эффективность развития математических представлений возможна при сочетании уже известного с новым, а именно: занимательной математикой, развивающими, логико-математическими играми и упражнениями. Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки гроша не стоит».

Я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем математике и другим наукам.

   В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективными пособиями являются игровые технологии Дьенеша и Кюизенера для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.

   Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления[8] . Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями. Да и в обычной жизни умение видеть взаимосвязи и причинно-следственные цепочки между предметами, объектами, событиями, умение мыслить системно – один из залогов успеха. Так что развитие у ребенка логического мышления полезно не только для школы, но и для «большой» жизни.

       Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет.

Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

   Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!

   Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить.

    Золтан Дьенеш разработал и апробировал на практике теорию о шести стадиях изучения математики. Автор системы назвал первую стадию математического познания свободной игрой. Суть ее заключается в том, что ребенок, получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. Данная стадия знакомит малыша с заданием, которое ему нужно успешно выполнить. С этого момента начинается этап обучения ребенка. После многочисленных попыток решить поставленную задачу осуществляется плавный переход ребенка на вторую стадию под названием правила игры. Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести. На третьей стадии происходит процесс сравнения. После того, как взрослые вместе с малышом использовали для работы несколько игр математической тематики, наступает этап сравнивания содержания данных игр. Автор методики призывает родителей и педагогов обучать малышей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей. Четвертая стадия помогает ребенку в ходе игр воспринимать абстрактный смысл чисел. Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы. На пятой стадии малыш приходит к пониманию, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату. Автор системы назвал данную стадию символической. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы. Заключительная стадия является длительнее всех выше перечисленных этапов. На шестой стадии предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам.

       Бельгийский педагог Джордж Кюизенер – автор уникальной методики раннего развития детей, практически всю свою жизнь проработавший в школе. Работа простым учителем в начальных классах позволила Кюизенеру применять на практике различные методики и обучающие программы, сравнивать их и «брать на вооружение» наиболее действенные и эффективные. Некоторые методики он доработал, опираясь на собственный опыт, и подробно описал получившийся результат в своих практических рекомендациях по обучению детей музыке, географии, искусству и биологии.

Знаменитые сегодня на весь мир цветные деревянные палочки Кюизенера также являются результатом тщательной доработки. Используя при обучении детей математике методику своего немецкого коллеги Фридриха Фребеля, Кюизенер отметил заинтересованность детей и, как следствие, высокую эффективность данной методики. Наработки Фребеля и легли в основу авторской методики Кюизенера, которая получила название «Цветные числа».

Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход. Отметим, что сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала), что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

  • игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша, взрослые помогают ему познакомиться с цветом и размером палочек.
  • обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего «через руки» (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа.

Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т.д.). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.)

          Главное преимущество данных пособий является то, что они подходят для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Для самых маленьких – это занимательный игровой материал, детям постарше они помогут в освоении законов математики. При работе с блоками и палочками, дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет (блок, палочку и т.д.), абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства [1].

Велика роль игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека. Почему?

1. Здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
2. Дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
3. Дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.

Игры и занятия с блоками и палочками доставляют детям и взрослым интеллектуальное удовольствие в часы досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры. Размышления, догадки, выводы, обобщения, абстрагирования, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.

Задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. В этом помогают логические блоки Дьенеша и палочки Х. Кюизенера          

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-Использование непрерывной непосредственно образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей.

-Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

-Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников.

-ННОД способствует развитию умения работать самостоятельно.

-В группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры).

-Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Заключение

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного занятия. Задача педагога - сделать ННОД по ФЭМП занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.

Следуя китайской народной мудрости:

 «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю»

Список использованной литературы:

  1. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Издательство Детство-Пресс, 2014.
  2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: Педагогика, 1990. - 132 с.
  3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985 г.
  4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольниковСанкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2002.
  5. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста, методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Мероприятие для дошкольников с использованием современных педагогических технологий

Мероприятие для дошкольников с использованием современных педагогических технологий  "Карлсон и его друзья". Можно использовать как итоговое мероприятие о дружбе....

Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников, посредством использования современных педагогических технологий

Лэпбук – это средство закрепления и систематизации экологических представлений детей  дошкольного возраста. (слайд 2)В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «кн...

«Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий"

laquo;Формирование математических представлений дошкольников через использование   информационных компьютерных технологий" Консультация для педагогов...

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на заседании «Школа будущего первоклассника» «Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника (будущего первоклассника)»

Мастер-класс поможет повысить уровень профессиональной компетентности по вопросу "Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника"...