«Использование мультимедийных средств по развитию пространственных и временных представлений у детей с ОВЗ по лексической теме «Овощи»
методическая разработка по математике (старшая группа)

«Использование мультимедийных средств  по развитию пространственных и временных  представлений у детей с ОВЗ по лексической теме «Овощи» 

Ссылка на презентацию           https://cloud.mail.ru/public/Kgfd/unFAEJvm6  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._ovoshchi.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14» г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

«Использование мультимедийных средств

по развитию пространственных и временных

представлений у детей с ОВЗ

по лексической теме «Овощи»  

для детей с ЗПР 5-7 лет

                                                                                                     Из опыта работы

                                                                                                            учителя-дефектолога

                                                                                                 Якуниной Н.П.

Туймазы, ноябрь 2020г.

  Использование мультимедийных средств в обучении и развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Использование мультимедийных технологий вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности материала.

  В отличие от обычных технических средств обучения мультимедийные средства  позволяют представить ребенку не только большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет педагогам  создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек

   Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение ООД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Безусловно, это не означает, что использование  мультимедийных технологий  сводится к тому, чтобы обучать детей работать на компьютере. Это только средство, чтобы сделать образовательную деятельность разнообразной, насыщенной, а ребенок в ней стал непосредственным активным участником

   Презентации выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в организованной образовательной деятельности по РЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.  Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает организованную  образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Но использовать их лучше  тогда, когда  с их  помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике.

 В практике своей работы,  мультимедийные презентации я применяю на занятиях по развитию элементарных математических представлений. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Обычно, на занятиях по РЭМП, педагогам приходится использовать много наглядного материала, который не всегда бывает нужных размеров и хорошего качества. Поэтому важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике дошкольников является использование мультимедийных средств,  в процессе решения различных математических зада

Внедрение и применение мультимедийных средств в педагогической работе мне позволило:

1. Повысить мотивацию детей на различных этапах воспитательно – образовательной работы.

2. Многократно дублировать необходимый тип упражнений и обучающий материал.

3. Использовать необходимый стимульный материал: картинки, песенки – считалки, «живые цифры»,  возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни  неожиданные и необычные эффекты);

- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки

4. Работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка.

5. Осуществлять одновременно с развитием элементарных педагогических представлений – развитие и коррекция ВПФ.

6. Способствовать более эффективной работе по формированию элементарных математических представлен

 Особенно актуальна проблема освоения пространства и времени детьми с ЗПР методом мультимедийных средств, так как развитие пространственно-временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности

         У детей с задержкой психического развития процесс чувственного познания имеет свои особенности и трудности. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и еще труднее ими оперировать в своей жизни. Дети не всегда ориентируются в своем теле, отмечаются смешение понятий «право – лево», «над – под», «перед – позади». Отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении.

Дети с задержкой психического развития смешивают понятия времен года и месяцев, не умеют подробно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, они определяют только зиму и лето. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Часто дети затрудняются ответить на вопрос «когда у тебя день рождения?»

Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели и решения коррекционно-образовательных задач в работу  по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР включила четыре этапа.

    На первом этапе формировала у детей умение ориентироваться в схеме собственного тела, для этого в организационные моменты добавляла игры-пятиминутки «Моя правая рука делает так». Задачи данного этапа: уточнять местоположение и название различных частей тела; формировать представления о «схеме собственного тела», воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений. Игра «Повторялки». Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Ребенку надо было, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать все части лица и тела. Игры и упражнения позволили сформировать у дошкольников умение ориентироваться относительно себя.

Для достижения цели второго этапа -  развитие ориентировки в окружающем пространстве, в организованно образовательную деятельность включала  занятия -   «Там на неведомых дорожках», «Ищем клад, сокровища», дидактические игры «Доскажи словечко», «Наоборот»

На третьем этапе дети учились ориентироваться на плоскости -  придумывали лабиринты, карты-схемы, шифровки, писали графические диктанты.

На четвертом этапе  знакомила детей с временными представлениями, для этого была разработана система занятий  «Круглый год», консультации для родителей о работе над временными представлениями дома.

«Сказка про овощи»

Как-то утром, на природе,

На обычном огороде,

Жили овощи на грядке,

Звали все их - овощятки.

Их рыхлили, поливали,

Даже землю удобряли.

С каждым днём они росли,

Набирались сил, цвели.

Только быстро подрастая,

В весе тоже набирая,

Разговор они вели:

«В школу нам пора идти!»

Звери учатся уже.

Мы не знаем право-лево,

Дни недели, месяца.

По часам определять,

Сколько и который час!

Нет, вернее разговора:

И полезней, и ценнее

И решили овощата,

Времени не тратя даром,

В школу овощей пойти.

Приглашают нас с тобой,

Обучится там всему

Вот встречает их учитель,

Строгий толстый помидор.

Овощатки не стесняйтесь,

Покажите- ка мне дружно,

Ваши руки, ножки, нос,

уши, подбородок, рот.

А теперь и мы ребята,

Вспомним и покажем тоже:

Нос, глаза и подбородок,

Руки, ноги и живот.

Игры «Мое тело» Дети показывают части тела  на себе.

«Покажи правильно» 

-покажи, что выше носа

-покажи, что ниже глаз

- покажи правой рукой левый глаз

-покажи правой рукой левое ухо

-покажи правой рукой левую ногу

На друг, друга посмотрите,

И друг другу улыбнитесь.

Покажите, где у друга:

Нос, живот, глаза и рот.

Правая рука и левая,

Правая нога и левая.

Дети показывают части тела друг на друге или на педагог

Толстый помидор учитель

Строгим голосом спросил:

Посмотрите на меня

И скажите мне друзья:

«Что же справа у меня,

Ну и слева тоже, да!»

Что расположено слева от помидора?

Что расположено справа от помидора?

В огороде был друзья,

Овощей набрал там я.

Где расположена корзина?

Справа или слева от помидора?

Где расположена корзина?

Справа или слева от помидора?

Овощи поспели разом,

В магазин везти их надо.

Право – лево, вот беда.

Надо выучить друз

Трактор трудится, везет,

Но куда  же повернет.

Куда едет трактор овощи?

Направо или налево?

Долго трактор наш блуждал.

Он весь город объезжал.

Поворачивал налево, прямо ехал и назад.

Наш водитель молодец,

Не ошибся удалец.

Пересчитай, сколько тракторов повернули налево, а сколько направо?

В погреб овощи спустили и по полкам разложили.

Расскажи-ка мне дружок,

Что за овощи у нас.

Что внизу?;

А что вверху?

Каких и сколько овощей разложено на верхней полке?

Каких и сколько овощей разложено на нижней пол

Строгий толстый помидор,

Овощяток спрашивал:

В верхнем левом углу, какие овощи  расположены?  

В нижнем левом углу, какие овощи  расположены?

В верхнем правом углу, какие овощи расположены?  

В нижнем правом углу, какие овощи расположены?

Что расположено в центре (середине

Важный толстый помидор

Улыбнувшись, вдруг спросил:

А вы знаете, когда собирают урожай?

Зимой, летом, иль весной

Времена года (закрепить, вспомнить последовательность)

Назови, какие времена года ты знаешь?

Назови соседей весны, осени…

Какое время года между летом и зимой?

Какое время года наступает после лета

Овощятки утром встали,

Умываться побежали.

Днем ходили заниматься,

Пообедать не забыли.

Ну, а вечером играли,

Ночью дружно,

Крепко спали.

А теперь дружок давай,

Время суток называй.

Важный толстый помидор

Овощаток поучал.

Дни недели изучал.

Назови, какие дни недели ты знаешь?

Назови соседей вторника, среды…

Какой день недели между вторником и четвергом?

Какой день недели перед пятницой?

Какой за субботой?

 «Дни недели не хотят,

Друг за другом стоять.

Спорят, сорятся, бурчат

Встать на место не спешат.

Какой день недели не на своем месте.

Какой день недели лишни

Вот закончилось ученье.

Время дружно отдыхать.

Ну и вам пора ребятки,

Всем немного поиграть.

Кто сегодня молодец?

Ты  молодец!

Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» по лексической теме: «Овощи и фрукты» для детей старшей группы

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и употребляют в пищу.Упражнять в употреблении глаголов действия.Учить составлять описательные расск...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...