Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки согласных звуков.  Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_10.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.»

                                  Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки согласных звуков.  Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: Звуковички согласных звуков, наборы букв на каждого ребенка (С, О, Н), фишки красного, синего и зеленого цвета; муляжи или картинки овощей, в названии которых есть звуки С, СЬ; полоски обозначающие слог и слово (коричневые и желтые), простые карандаши, тетради для графической работы; шнурочки для выкладывания буквы С.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Игра «Узнай по описанию»

Педагог предлагает детям отгадать, как называется холодное кушанье из нарезанных кусочками овощей с какой-нибудь приправой. (Салат)

- Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук.

2. Характеристика звука и буквы С.

- Какой это звук? (согласный)

- Согласный твердый или мягкий?

- Сигнальчиком какого цвета обозначается твердый звук С? (синего)

- Какой буквой обозначается звук С? Найдите эту букву в кассах букв.

- На что похожа буква С?

- Нарисуйте букву С в воздухе.

- Какой еще звук обозначает буква С? (Звук СЬ)

- Придумайте слова со звуками С и СЬ.

Выкладывание буквы С из шнурочка.

3. Игра «Готовим салат»

На столе разложены овощи (картинки овощей): свекла, капуста, лук, укроп, картошка, чеснок, редиска. Педагог просит детей выбрать для салата только те овощи, в названии которых есть звук С.

4. Определение места звука С в словах.

Педагог предлагает назвать овощи со звуком С и определить его место в слове с помощью модели слова и фишек.

5. Физминутка «Овощи»

             В огород пойдем,                      (Маршировать на месте.)

Урожай соберем.                       (Идти по кругу, взявшись за руки.)

Мы морковки натаскаем           (Имитировать, как срезают, таскают, копают.)

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты    

Круглый, сочный, очень вкусный.    (Показать руками.)

Щавеля нарвем немножко                  (имитация движения "Рвут".)

И вернемся по дорожке.            (Идти по кругу, взявшись за руки.)

6. Упражнение на словообразование.

- Какое еще блюдо можно приготовить из овощей? (СУП)

- Придумайте слова, в которой есть одинаковая часть – СУП -. (су, супчик, супница, суповая тарелка, суповая ложка)

7. Игра «Слово - звук»

Педагог произносит поочередно слова или звуки. Дети хлопают в ладоши если слышат любой звук.

8. Звуковой анализ слова СОН.

- Какой звук слышится в начале слова? (С)

- Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)

- Сигнальчиком какого цвета мы обозначим этот звук? (синий)

Так же дается характеристика звукам О и Н.

- Давайте выложим под каждым сигнальчиком букву, соответствующую каждому звуку.

- У нас с вами получилось слово. Полоской какого цвета мы обозначаем слово? Положите ее под словом СОН.

- Сколько звуков (букв) в слове СОН?

- Сколько слогов в этом слове? Положите полоску нужного цвета.

9. Игровое упражнение «Подбери слово»

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Есть ли в этом слове звук, который мы сегодня изучаем? Какой это звук? (СЬ)

- Про что можно сказать осенний? (лист, сад, урожай, …)

- Про что можно сказать осеннее? (солнце, небо, …)

10. Работа в тетрадях:

  • Работа с картинками (контурные изображения овощей).
  • Написание буквы С.
  • Написание слова СОН, СОМ.

11. Итог НОД: педагог обобщает материал, полученный на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие  направлено  на расширение з...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетичес...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...