Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»

(с элементами фонетической ритмики)

 

Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление, развивать связную речь.

образовательные: продолжать знакомить детей с понятием «ЗВУК», ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.

воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»

(с элементами фонетической ритмики)

Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление, развивать связную речь.

образовательные: продолжать знакомить детей с понятием «ЗВУК», ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.

воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.

Материал: модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в разного цвета костюмах и с выраженной артикуляцией), сигнальчики гласных и согласных звуков, мяч, дудочка, индивидуальные зеркала, листы бумаги с квадратными трафаретами, цветные карандаши.

Ход НОД:

1. Оргмомент.

Игра: "Перекличка" (с мячом).

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).

2. Сообщение темы НОД:

Логопед: - На прошлом занятии мы с вами говорили о разных звуках. Давайте вспомним, какие бывают звуки?

(Ответы детей: звуки речевые и неречевые)

             Много звуков есть на свете:

             Шелест листьев, плеск волны.

             А бывают звуки речи,

             Мы их точно знать должны.

- Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся.

Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) -  шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».

Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция).    Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,

Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)",

Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.

3. Фонетическая ритмика для гласных звуков.

(с индивидуальными зеркалами)

     Гласные тянутся песенкой звонкой:        И - и - и - и.

     А - Могут заплакать и застонать:           О - о - о - у - у - у.

     Могут качать в колыбели Аленку:          А - а - а - а.

     Могут, как эхо, в лесу закричать:            Ау! Ау! Ау!

     Могут летать высоко в синеву:           А, о, у, и, э, ы.

     Не желают свистеть и ворчать.

4.  Физминутка «Ракета»

        А сейчас мы с вами, дети,                      - дети маршируют;

        Улетаем на ракете.                                  – соединить руки над головой;

        На носки поднимись,                              - подняться на носки;

        А потом руки вниз.                                  – руки внизу;              

        Раз, два                                                      - руки на поясе;

       Три, четыре –                                            - руки в стороны;

        Вот летит ракета ввысь.                          – руки «куполом» наверху.

5.  - Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки.

                    А согласные согласны

                   Шелестеть, шептать, скрипеть,

                   Даже фыркать и шипеть,

                   Но не хочется им петь.

 Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»).Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горло и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос.

Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет («П», « Т», «К», «С», «Ш»).

Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.

Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т!-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».

6. Фонетическая ритмика для согласных звуков.

Логопед: - Мы сейчас с вами превратимся тоже в сказочных человечков - звуков.

«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно,

«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз.  Произнося "Ба-Ба-Ба",  встряхивать  плетями рук, туловище наклонять вперед, Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед,

«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз,

«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.

7. Игра: «Подними сигнальчик»

(педагог называет разные звуки, а дети поднимают красный сигнальчик, если услышат гласный звук)

8. Чтение  «Сказки о человечках».

"Жили-были веселые человечки-звуки, Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», а вместе их называли - "гласные" звуки. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П", Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь",

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит",

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку,

"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки,

С тех пор стали крепко дружить гласные и. согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").

9. Пересказ сказки.

10. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.

Игра: «Закрась квадратик»

(дети закрашивают квадратики цветами гласных и согласных звуков)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие  направлено  на расширение з...

Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «В капле дождя отражается осень» ( технология ТРИЗ РТВ)

Учить  детей  системному  анализу  в  рассуждениях ,поиске  истины в   игре «Да и Нет»Обучение  способу  мышления по  системному...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...