Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Тема: « Речевые и неречевые звуки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность для детей старшего возраста

Тема: « Речевые и неречевые звуки»

Цели  коррекционные: развивать внимание, память, слуховое восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление, вырабатывать правильный темп  и ритм речи,  развивать навыки соотнесения речи с мелкой моторикой;

образовательные: знакомство с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике;

воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать  собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, развивать усидчивость.

Оборудование: картинка индейца, ширма, кусок полиэтилена, лист бумаги, ножницы, чашка с ложкой, музыкальные инструменты, и т.д., разрезные картинки животных, ленточки для дыхательной гимнастики.

Ход НОД:

Организационный момент.

   1. Ребята, сейчас мы с Вами  отправимся в далекую страну Америку. От России она находится далеко, далеко. Поэтому мы сначала идем ножками (потопали). Потом мы плывем на корабле. А теперь еще долго, долго будем лететь на самолете (руки в стороны, гудим как самолеты)  Вот мы шли, плыли, летели и наконец добрались до удивительной страны – она называется Америка. (Показать на глобусе). В Америке живет очень интересный народ – индейцы. Посмотрите, как они выглядят. Индейцы замечательные разведчики и имена у них необычные: Зоркий Глаз – значит он хорошо что? – Видит. Чуткое Ухо – значит он хорошо что? – Слышит. А называли их так потому, что они были смелыми, ловкими, выносливыми, наблюдательными, все видели и все слышали. Они могли услышать шорох самый тихий, когда пробежала мышка, пролетела бабочка. Они слышали все звуки природы.

- Превратимся в индейцев, сядем тихо и послушаем, кто что услышит?

- Что вы услышали? (Ответы детей).

 - Нас окружают разные звуки, их издают живые существа и неживые предметы.    

2. Ребята, а вы знаете, какие звуки издают животные, птицы. У вас на столах лежат разрезные картинки с изображениями разных животных и птиц. Сложите эти картинки и подскажите, как они разговаривают (ответы детей).

Игра «Кто как говорит»

(дети складывают разрезные картинки (животные), называют, из скольких частей сложили и какие звуки издают эти животные).

- Не только животные издают разные звуки, но и различные предметы.

Педагог показывает, как шуршит бумага, режут ножницы, звенит ложка в чашке, музыкальные инструменты и т.д.

Игра «Слушай и называй»

(звуки издают те же предметы, только за ширмой, а дети отгадывают)

- Все звуки, которые произносят животные или различные предметы, называют «неречевыми звуками».

3. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают и произносят различные «речевые звуки». Помогает нам произносить звуки наш артикуляционный аппарат – это губы, зубы, язык, альвеолы, небо, гортань.

Работа с индивидуальными зеркалами (дети действуют по показу педагога)

Дыхательная гимнастика с ленточками.

(дети дуют на ленточни, не раздувая щек)

4. - Мы с вами, люди, можем не только произносить речевые звуки, но и не речевые, например нашими руками. Что наши руки умеют делать (ответ детей: хлопать)

Игра «Хлопни как я»

(дети повторяют ритмический рисунок)

5. ФИЗМИНУТКА. А теперь давайте отправимся в лес и послушаем как шуршат и поют листочки.

       Дует легкий ветерок – листочки едва шевелятся.

       Сильный ветер – качаются деревья.

       Осенние листочки на веточках сидят.

       Осенние листочки детям говорят:

       Осиновый – «А-а-а»,            

       Рябиновый – «И-и-и»,

       Березовый – «О-о-о»,          

       Дубовый – «У-у-у». (Показываем руками).

6. Чтение  стихотворения «Разные звуки». Я прочту, а Вы  скажете, какие звуки услышали?

       Где-то собаки рычали: Р-р-р!                        Змеи в лесу шипели: Шшш!

       В стойле коровы мычали: -Мммуу!               А комары все пели: - Ззз!

       В комнате мухи жужжали: Жжж!                Непоседа мячик днем и ночью

       Мимо машины бежали: Тррр!                 Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

       Гудели от ветра все провода: Зззнь!            Куклы кашляют в постели-

       Капала в кухне из крана вода: -Динь!               Днем мороженое ели!

       Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ!               - Кхх! Кхх!

       Листья на ветру шумели:  -Тсс!

ИТОГ  ЗАНЯТИЯ.

      Все ребята работали хорошо, внимательно слушали и слух у нас стал такой же острый, как у индейцев.

      Дети, о чем мы сегодня говорили на занятии? Какие бывают звуки?

Закрепление понятия «речевой звук».

- Что помогает нам произносить   звуки? Краткое знакомство с артикуляционным аппаратом. Обращается внимание на то, что при участии того или иного отдела артикуляционного аппарата образуется тот или иной звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие  направлено  на расширение з...

Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «В капле дождя отражается осень» ( технология ТРИЗ РТВ)

Учить  детей  системному  анализу  в  рассуждениях ,поиске  истины в   игре «Да и Нет»Обучение  способу  мышления по  системному...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...