Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы — цветок; клумба — клумбы).

образовательные: продолжать знакомить с термином предложение. Выделение слов из предложения, состоящего из двух слов. Обозначение предложений с помощью условно-графической схемы. Дополнение предложения до трех слов. Анализ полученного предложения.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_6.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук Ы»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы — цветок; клумба — клумбы).

образовательные: продолжать знакомить с термином предложение. Выделение слов из предложения, состоящего из двух слов. Обозначение предложений с помощью условно-графической схемы. Дополнение предложения до трех слов. Анализ полученного предложения.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: индивидуальные зеркала, Звуковичок звука Ы, ниточки с паучками, сборные элементы буквы Ы, мяч, картонные квадраты и по 5 фишек красного цвета на каждого, силуэты тела жука , прищепки (6 штук на каждого), картинка пчел, полоски схем предложения , буквы Ы (по 2 шт.).

Ход НОД:

1. Организационный момент:

       За столы сначала садятся девочки, а потом мальчики.

2. Характеристика звука Ы (индивидуальные зеркала).

- Когда мы произносим звук Ы, нижняя челюсть слегка выдвигается вперед, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

- Как называется этот звук? (гласный)

- Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (фишкой красного цвета)

       Знакомство со Звуковичком звука Ы.

3. Звуковая дорожка с паучком для звука Ы.

(у каждого ребенка нитка с паучком. Дети опускают паучка по нитке произнося звук Ы: быстро, медленно, тихо, громко)

4. Характеристика буквы Ы.

- Из каких элементов состоит буква Ы? (из двух палочек и половины круга)

Детям предлагается выложить букву Ы из элементов.

5. Игра «Повтори – не ошибись»

Педагог называет цепочку слогов и предлагает ребенку повторить их:

      МЫ – НЫ – НЫ,        ЫМ – ЫН – ЫМ,           БЫ – НЫ – БЫ

      ПЫ – МЫ – МЫ,        ТЫ – БЫ – ТЫ,             ЫШ – ЫМ – ЫШ

5. Игра «Поймай звук Ы»

Педагог произносит слова и если дети слышат в слове звук Ы – хлопают в ладоши.

СЫН,  СОК,  СЫЧ,  ЛАК,  КУСТ,  ПЫЛЬ,  ДЫМ,  ДОМ,  НОС,  СЫР

7. Физминутка (координация речи с движением)

       Вот какая стрекоза –                  - руки в стороны;

       Очень круглые глаза.                   – круговые движ. кулаками перед глазами;

       Вертится как вертолет:                - руки в стороны, движ. вокруг оси;

       Вправо, влево, взад, вперед.        – руки на пояс, наклоны;

       Поднимайте плечики,                   - энергичные движ. плечами;

       Прыгайте, кузнечики!                   - приседания и прыжки;

       Прыг-скок, прыг-скок.

       Сели, сели,

       Травушку покушали,

       Тишину послушали,

       Выше, выше, высоко,

       Прыгай на носках легко!

8. Игра «Звуковая мозаика»

(перед каждым ребенком квадрат, разделенный на 9 частей и по пять фишек красного цвета)

- Я буду произносить слова. Если в слове есть звук Ы, нужно закрыть клеточку фишкой красного цвета; если в слове звука Ы нет, клеточку следует пропустить. Работать нужно начинать с верхнего ряда. Покажите верхний ряд. Раскладывать фишки будем слева направо.

Слова: МУХА, ОСЫ, БАБОЧКА, ПЧЕЛЫ, СТРЕКОЗЫ, КОМАРЫ, ЖУК,  МУРАВЕЙ. 

9. Игра с мячом «Один - много»

    ОСА – ОСЫ,                 КОМАР – КОМАРЫ,              СТРЕКОЗА – СТРЕКОЗЫ,

    ПЧЕЛА – ПЧЕЛЫ,       БОГОМОЛ – БОГОМОЛЫ,

    ГУСЕНИЦА – ГУСЕНИЦЫ,    ТАРАКАН – ТАРАКАНЫ.

10. Пальчиковая гимнастика «Сделай лапки жучку» с прищепками

(у каждого ребенка силуэт тела жучка, дети прищепками делают ему лапки)

11. Работа с предложением.

       На доске картинка пчел. Педагог просит придумать слово-действие (ползет).

Анализ и составление схемы предложения:    Пчелы  летят.

       Пока дети выполняют задание, педагог составляет на доске схему предложения из трех слов. Дети сравнивают свои схемы со схемой на доске. Педагог просит изменить предложение добавив еще одно слово:   Пчелы  летят  быстро.

       Затем дети изменяют свои схемы предложений; кладут буквы Ы под слово со звуком Ы; анализируют предложение из трех слов.

12. Итог занятия

       Обобщающие вопросы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»   Задачи: -закрепить полученные знания детей об ...

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие  направлено  на расширение з...

Конспект непосредственно образовательная деятельности по развитию речи для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы»  ...