Статья «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
статья по математике (старшая группа)

Валентина Юрьевна Мельник

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России. Наибольший результат дает изучение ментальной арифметикой в возрасте от 4 до 16 лет. Это обусловлено биологическими возможностями организма воспринимать новую информацию. Но изучение ментальной арифметике в старшем дошкольном возрасте дает еще больший эффект! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_melnik_valentina_yurevna_statya.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Мельник Валентина Юрьевна

ГБДОУ №96 детский сад, Калининского района, г. Санкт-Петербурга

«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

        Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

         В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России. Наибольший результат дает изучение ментальной арифметикой в возрасте от 4 до 16 лет. Это обусловлено биологическими возможностями организма воспринимать новую информацию. Но изучение ментальной арифметике в старшем дошкольном возрасте дает еще больший эффект! За счет упражнений восстанавливается моторика рук и повышается нейропластичность мозга.

       В основе программы ментальной арифметики лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана. По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там дети учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная.

        С помощью ментальной арифметики деткам (особенно дошкольного возраста) проще познакомиться и запомнить цифры. Но: гениев из ваших детей эта методика не сделает, сколько бы вы ни занимались ею! Таким образом, ментальная арифметика – это не обучение быстрому счету, а тренировка мозга, подготовка его к решению жизненных задач, раскрытие потенциала малыша и пропуск к большим успехам.

Главными задачами ментальной арифметики являются:

-развитие творческих способностей.

-убирает рассеянность и невнимательность.

-развивает визуально-пространственного мышление.

-тренирует память (в том числе и зрительную).

- развивает нематематические навыки.

Развитие креативности у детей – одна из целей процесса воспитания. Сначала мы с детьми выполняли вычисления на специальных счетах – абакусе. Позже начали считать в уме, мысленно представляя счеты. Примеры последовательно усложняются, а скорость их выполнения увеличивается. Таким образом, параллельно работают оба полушария головного мозга: и «логическое» левое, и «творческое» правое. Занятия развивают воображение, то есть способность детально представлять объекты и производить с ними различные манипуляции. У детей появляются такие качества, как умение грамотно и полно излагать свои мысли, подмечать детали, выстраивать логические цепочки и выявлять закономерности, видеть последствия событий и действий. Иными словами, занятия ментальной арифметикой стимулируют все составляющие креативности. Развитие креативности дошкольников очень важно. Ведь креативное мышление необходимо не только людям, которые занимаются творчеством. Нестандартный подход к решению задач необходим буквально во всех сферах жизни. Кроме обучения счёта на абакусе в своей практике я использую различные упражнения:

«Ментальная раскраска» -Чтобы узнать, что спряталось в этой раскраске, нужно закрасить фрагменты рисунка нужным цветом и сложить гармошкой).

Рисование двумя руками- одновременное движение обеих рук активируют сразу оба полушария.

           Способность ребенка погрузиться целиком в познавательный процесс, направить все свои мысли и настроить восприятие на усвоение темы, называется вниманием. У маленьких детей в дошкольном возрасте пока не развито такое осознанное качество. Внимание — это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.

В своей работе я провожу занятия в игровой форме. Так же создаю важные условия для развития внимания у детей:

-физическая активность. Некоторые виды спорта, игры с мячом эффективно тренируют один из ключевых элементов внимания — концентрацию.

Игра «Встаньте/сядьте»

Прежде чем задать детям задачу, предложите им встать, если ответ будет больше определенного числа, и сесть, если меньше. Например, дети должны встать, если ответ больше 8, и сесть, если ответ меньше. После этого озвучьте задачу: 12 – 6. Если дети правильно решают задачи несколько раз подряд, вы можете усложнять примеры. Меняйте число, которое является точкой отсчета.

Упражнение «Ритмы» направлено на переключение. Смысл упражнения заключается в ритмичной смене любых движений рук. Вы меняете карточки, а ребенок должен выполнить то, что выполнено на карточке. Сначала медленно, а затем ускоряемся.

Кинезиологические упражнения, улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует –ухо – нос – хлопок»);

-развивает моторику и тактильные ощущения. ( «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь»).

-развивающие занятия. Любой вид деятельности, где нужно думать, анализировать, полезен для развития когнитивных способностей (в частности, внимания).

Пример игра «Найди закономерность», такие игры развивают умение выделить закономерности в последовательном ряде.

1.Внимательно смотрим на элементы, в нашем случае –косточки.

2. Сравниваем косточки

3. Определяем правило закономерности.

Достоинство этой методики в том, что работа с цифрами, числами способствует комплексной тренировке внимания:

-максимальная концентрация на задаче;

-моментальная обработка больших объемов информации;

-способность к быстрому переключению с одной задачи на другую;

-развитие внимания в сочетании с развитием других мыслительных функций мозга.

           С раннего возраста у ребёнка нужно развивать пространственное мышление. Чем раньше, тем лучше. Это необходимо для становления интеллектуальной личности. Пространственное мышление у детей – это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет.

На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения. Воспитатель должен знать, как развить пространственное мышление у ребенка. В этом мне помогают специальные игры и упражнения. Мы играем в игры, где нужно найти лишний предмет, играем в прятки или прячем игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её, используем настольные игры, шахматы, конструкторы, оригами. Дети с 5 до 7 лет уже могут самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление.

Игра «Лабиринты», способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать.

Головоломки- («Танграм», «Дорисуй домик», «Волшебное дерево») и т.д.

        Память- способность получать, хранить и воспроизводить информацию. Плохая память у малышей бывает редко, она недостаточно развита. Развивать память у малышей нужно с раннего детства, в начале это жесты, мимика, затем фразы, запоминание происходит непроизвольно, воспоминание развивается в игре, когда происходит эмоциональная вовлеченность ребёнка в процесс.  

На занятиях детвору обучают ментальному счету, который производится в уме. Дети начинает считать на воображаемых счётах. Дети представляют абакус и мысленно передвигают косточки на счётах, не просто передвигают косточки, а думают, сколько косточек убрать или добавить, на каком ряду. При ментальном счёте дети постоянно концентрируют внимание и запоминают какое новое число получилось при решении примеров. На занятиях ребята учатся преобразовывать число в зрительный образ. У детей развивается зрительная память.

В своих занятиях по ментальной арифметике я использую много дополнительных заданий:

1.Устные диктанты;

2.Скоропись;

3.Запоминание: слов, карточек с картинками, графических узоров, флеш-карт, примеров при онлайн-счёте.

Предмет ментальной арифметики и основные упражнения в своей основе содержат арифметику, тем не менее, занятия развивают очень полезные социальные навыки - умение достигать результата и побеждать, доводить начатое до конца, общению среди сверстников, выдавать готовый результат и многое другое. Дети становятся увереннее в своих достижениях, снимают психологическое напряжение. Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!

Я знаю, что многие из вас знают эти игры, и используют их в своей работе. Просто, иногда в суете мы забываем про них, и надо, чтобы кто – ни будь напомнил. Практика и отзывы родителей показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время игр и занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир. Введение ментальной арифметики в образовательный процесс обязательно принесёт разнообразие, ведь дети любят все новое. А при виде заинтересованности - можно более углубиться и уже иметь более серьёзные продвижения в обучении математики. Так давайте попробуем использовать её в нашей работе в детском саду.

Литература:

  1. «Веселая школа» Вендланд Д., Изд. «Питер»2019г
  2. «Ментальная арифметика» Фуст О., 2019
  3. «Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей» Куралая Эрускызы Жунисбековы 2018г.
  4. «Математика с дурацкими рисунками» Орлин Б., 2020г
  5. «Интернет ресурс».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».

Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников....

Статья «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и программой «Успех»

Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду.5-7 лет  Сложные интегративные виды деятельности:Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.Музыкально-дидактическая игра...

ЭЛЕМЕНТЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В педагогических методиках воспитания всегда найдется место для неординарных форм и методов развития, а детям всегда нравится что-то новое, необычное. Поэтому для всестороннего развития детей я выбрал...

Статья на тему: Важность игровой образовательной деятельности дошкольника.

                                             …Жизнь – это часто т...

Методические рекомендации «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

Ментальная арифметика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребен...