Общая информация и описание опыта на тему: «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
материал по математике (старшая группа)

Копанева Ирина Юрьевна

Общая информация и описание опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_informatsiya_i_opisanie_opyta_eshchenko_a.v_1.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

                                                                                     "Чем больше воспитатель                                   учит своего воспитанника выражать себя в труде, деятельности, тем большим авторитетом он является для воспитанника"

 (В.А. Сухомлинский)

Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого. Я стремлюсь познать что – то новое, так как современная жизнь требует от нового поколения, более раннего развития. Так я познакомилась с ментальной арифметикой – программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус (соробан).        

Абакус – древние китайские счёты. С помощью абакуса проводится обучение по ментальной арифметике. Главными целями ментальной арифметики являются развитие концентрации внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном достижении целей ребёнок сможет выполнять сложные арифметические задания в уме. Например, осуществлять сложение 10-значных чисел за несколько секунд, а также решать более сложные вычислительные задачи быстрее калькулятора. Уникальность методики – в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Развивая оба полушария, ребёнок становится уверенней в себе, с лёгкостью изучает иностранные языки и успешно реализовывает себя в учёбе и дальнейшей работе.

Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

Цели и результаты методики. Тренировка мозга для максимальной скорости восприятия и обработки любой информации.

Главными задачами ментальной арифметики являются:

1. Развитие воображения и логики. Дети начинают обучение, пользуясь специальными счетами (в Китае их называют «абакус», в Японии – «соробан»). Постепенно они закрепляют образ этого инструмента в уме и работают, подключая воображение. На многочисленных видеозаписях процесса обучения можно заметить, что ребенок делает движения пальцами, передвигая воображаемые кости.

2. Развитие обоих полушарий мозга. Вычисления – это логичные, рациональные действия, то есть задача левого полушария мозга. А воображение и креативное мышление – это уже правое полушарие. Совмещая рациональное и творческое, ментальная арифметика помогает развить оба полушария и за счет этого добиться больших успехов в решении математических задач.

 3. Улучшение памяти. Ребенок запоминает новую технику, образ счетов, множество определенных манипуляций. Все это активно тренирует память. Если интенсивно работать в этом направлении с детства, то в будущем запоминать большие объемы информации для него не составит труда.

 4. Тренировка концентрации внимания и упорство. Такая необычная и сложная техника вычисления требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству.

 5. Развитие математических способностей.        

Задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе.

Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов:

-На первом дети осваивают технику счёта на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счёта обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое запоминание и выполнение действий: дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать.

-На втором этапе программы дети переходят к счёту в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счётам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое - картинку косточек счётов. Так ребёнок учится производить предлагаемые счёты в уме. Он представляет перед собой счёты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счётов.

Абакус состоит из рамки, перекладины, спиц и косточек. Косточки поделены на две части. В одной части четыре косточки. И они получили название земные, так как смотрят вниз. А верхняя косточка она одна. Они получили название небесные, так как постоянно смотрят наверх. Считаем на абакусе двумя руками, то есть указательным и большим пальчиком. Большим пальчиком поднимаем косточки, опускаем указательным. Небесные косточки двигаем только указательным пальчиком. Сейчас нам абакус показывает ноль, потому что ни одна косточка не поднята к перекладине. Чтобы показать один, нужно сначала разобраться, где разряд единиц. Спиц на абакусе очень много, они показывают разряды.

Свою работу я начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «Ментальная арифметика». Рассказала, что такое ментальная арифметика, что ребят ждут увлекательные, интересные игры и занятия, какой их ждет результат. Перед работой на абакусе, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «птичка и цветок», «пространственное рисование» Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координаций движений детей. В работе с абакусом и приемами работы на нем, я рассказываю детям сказку про двух братьев. Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе.

Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности и в этом нам помогают карточки схемы, интерактивные тренажеры, интерактивные игры, ментальные карточки.

Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления, логики.

В своей практике я использую различные упражнения:

1. Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогает управлять эмоциональными, физическими и умственными навыками и способностями. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. («Перекрестные шаги», «Ленивая восьмерка», игра «Робот»)

2. Кинезиологические упражнения, улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. («-ухо – нос – хлопок»); развивает моторику и тактильные ощущения. («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»)

3. Лабиринты. способствуют развитию логического и пространственного мышления, учат ребенка анализировать, развивает внимание.

4. «Головоломки»(«Колумбово яйцо», «Дорисуй домик», «Волшебное дерево»)

 5. Таблицы Шульте, помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. («Красный, черный», «Покажи и назови правильно»)

Также в своей работе особую роль отвожу тесному сотрудничеству с родителями моих воспитанников. Я провела анкетирование среди родителей по данной теме. Родители группы заинтересовались данной методикой. За «круглым столом» мы обсудили реализацию курса развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики. Я рассказала, о целях, задачах, этапах, формах и методах обучения детей.

Для более успешной работы мной создана картотека игр на развитие внимания, памяти, мышления, логики. Отмечу, что показатели в ходе реализации проекта изменились в лучшую сторону. Психические процессы память, мышление, воображений улучшились в среднем на 7%., этот результат мы с воспитанниками закрепили участием в различных онлайн конкурсах, таких как «Совушка», «MINDSKILLS» и др.

Также в моей работе я использую  игры Воскобовича: «Игровой квадрат», дидактическая игра «Нетающие льдинки озера Айс», «Математические корзинки» и др.; дары Фребеля; игры с блоками Дьенеша; круги Эйлера…

Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что ментальная арифметика представляет собой не только новый способ освоения навыков вычисления. Отличные результаты методика дает и в сфере всестороннего развития личности. Кроме того, во время занятий ментальной арифметикой активизируется потенциал маленького человека.

Практика и отзывы показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть развивающей и уникальной для детей. На этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть интерес, желание, горящие глазки. Я уверенна, мы добьемся своих целей. И станем маленькими гениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».

Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников....

Общая информация и описание Конкурс Воспитатели России Верность профессии Тымуш Л.И.

Общая информация и описание Конкурс Воспитатели России Верность профессии Тымуш Л.И....

Общая информация и описание конкурсной работы

Общая информация и описание конкурсной работы...

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА "МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА" ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доклад  на  тему "Возможности  метода  "Ментальная  арифметика"  для  интелектуального  развития  дошкольников"...

Статья «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей прису...

ЭЛЕМЕНТЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В педагогических методиках воспитания всегда найдется место для неординарных форм и методов развития, а детям всегда нравится что-то новое, необычное. Поэтому для всестороннего развития детей я выбрал...