Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)

Крикливенко София Николаевна

Календарно-тематическое планирование с детьми 4-5 лет. Игровая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Календарно-тематическое планирование

Игровая технология

средняя группа

2020 – 2021 уч. г.

                                                                                               Автор: Крикливенко С.Н.

                                                                                  воспитатель высшей кв. категории

       Цель: развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша. 

       Задачи:

  • закрепить названия эталонов цвета;
  • закрепить названия геометрических фигур и их свойства;
  • упражнять детей в прямом и обратном счете (в пределах 5);
  • упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет-число, количество-цифра;
  • развивать умение группировать, классифицировать по цвету, длине, высоте, толщине;
  • развивать комбинаторные способности, приобщать к моделированию;
  • развивать умение детей работать со схемой, умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия), зрительную   и слуховую память, внимание, воображение, речь;
  • развивать творчество, фантазию, познавательную деятельность;
  • развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать  умение  работать в коллективе со сверстниками;
  • развивать самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения.

                     Перспективный план работы с детьми

Неделя

          Упражнения, игры

           Задачи, материал

СЕНТЯБРЬ

Формирование группы, знакомство с детьми.

Мониторинг развития детей.

Анализ мониторинга.

Знакомство с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша.

ОКТЯБРЬ

1

Знакомство с палочками Кюизенера.

Первые  упражнения с палочками  Кюизенера :

1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди белую, розовую, голубую, красную, жёлтую, фиолетовую, чёрную, бордовую, синюю, оранжевую палочки.

2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.

4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.

5. Перечисли цвета всех палочек на столе.

6. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.

7. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.

8. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка или  палочки  одинаковы по длине?

 «Найди»

Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства палочек.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера.

2

Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек.

Знакомить с логическими блоками. Закреплять название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый - тонкий». Развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, Незнайка - игрушка.

3

«Строим дорожки»

«Чудесный мешочек»

Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.), внимание, память, мышление.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, игрушка.

Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать логическое мышление, память, тактильные ощущения, речь. Материал: чудесный мешочек, набор логических блоков Дьенеша.

4

«Поезд»

Закрепить название эталонов цвета. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи, самостоятельности. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек.

Развивать зрительную память, умение замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения. Развивать умение играть самостоятельно, в парах.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша.

 «Что изменилось?»

НОЯБРЬ

1

«Чудесный мешочек» 

«Найди такую фигуру»

Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, речь, внимание. 

Материал: чудесный мешочек, набор цветных палочек Кюизенера.

Способствовать развитию умения выделять существенные признаки предметов. Развивать внимание, память, мышление, речь, самостоятельность.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша.

2

«Найди и покажи»

«Четвертый лишний»

Упражнять в различении цветов. Развивать логическое мышление, память, речь.

Материал: набор   цветных палочек Кюизенера.

Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, самостоятельности.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша

3

«Спрячь игрушку»

 «Рассели жильцов»

Развивать представление о высоте и длине палочек; умение сравнивать палочки по высоте и длине. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать мышление, внимание, речь.

Материал: набор   цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек.

Способствовать развитию умения детей классифицировать, обобщать геометрические фигуры по признаками. Упражнять в счете в пределах 5. Развивать мышление, внимание, речь. Развивать мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.                   Материал: набор логических блоков Дьенеша, набор мелких игрушек.

4

«Построим заборчик»

«Продолжи ряд»

Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.

Материал: набор  цветных палочками Кюизенера, набор мелких игрушек.

Способствовать развитию умения находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, анализировать  и сравнивать их в соответствии с заданием. Развивать мышление, внимание, речь самостоятельность, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша.

ДЕКАБРЬ

1

«Построим мостик»

«Собери бусы»

Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый» (равный) по длине, «шире», «уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, сказочный персонаж.

Способствовать развитию умения находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, анализировать, сравнивать их в соответствии с заданием и отражать в речи. Упражнять в счете. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша, кукла.

2

«Дорожки для матрешки»

«Найди пару»

Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине; сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с такими понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше чем…», «больше чем…».

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор матрешек.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах, их форме, цвете, величине, толщине. Развивать память, внимание, логическое мышление, речь.

 Материал: набор  логических  блоков Дьенеша.

3

«Угадай-ка»

«Поможем Золушке»

Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак, умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера.

Способствовать развитию умения классифицировать и обобщать  по признакам. Развивать логическое мышление, память, речь.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша, кукла.

4

«Разложи по цвету»

«Украсим елку бусами»

Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину).  Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать логическое мышление, память, речь.

Материал: набор цветных палочек  Кюизенера. 

Способствовать развитию умения выявлять и абстрагировать свойства предмета, «читать схему».  Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, самостоятельность.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, схемы.

ЯНВАРЬ

1

 «Один, много, ни одного»

«Найди клад»

Закрепить количественные представления «один – много – ни одного». Развивать логическое мышление, внимание, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, сказочный герой.

Способствовать развитию умения классифицировать по признаку (цвет – цвет), выявлять игровое действие

 в соответствии с выделенным признаком. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи, самостоятельности.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, Буратино.

2

«Лесенки»

«Игра с одним обручем»

 Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. 

Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию  «не». Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

 Материал: обруч, набор  логических блоков Дьенеша.

3

«Башенки»

«Игра с двумя обручами»

Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Способствовать развитию речи, внимания, памяти.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек.  

Развивать умение разбивать множество по двум свойствам, производить логические операции: «не», «и», «или». Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.                  Материал: 2 обруча, набор  логических блоков Дьенеша.

ФЕВРАЛЬ

1

«Найди ошибку»

«Найди нужный блок»

Упражнять в счете от 1 до 5. Закреплять название цветов. Развивать умение сопоставлять предметы по цвету и размеру. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи.                              Материал: набор цветных палочек Кюизенера, сказочный герой.

Познакомить детей с карточками – символами, обозначением свойств. Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию, самостоятельность.                   Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки - символы обозначением свойств.

2

«Лесенка для котенка»

«Найди нужный блок 2»

Упражнять детей в прямом и обратном счете. Упражнять в счете от 1 до 5. Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 — белая палочка, 2 – розовая, 3 — голубая, 4 — красная, 5 — желтая. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи.                                Материал: набор цветных палочек Кюизенера, игрушка – котенок. 

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение кодировать и декодировать информацию.                           Материал: набор  логических блоков Дьенеша, карточки с отрицанием свойств.

3

«Деревья в лесу»

«Угощение для Гномов»

«Домино»

 Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить понятие «столько же». Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера.

Способствовать развитию умения обобщать свойства предметов, называть их, использовать карточки –символы свойств, подбирать предмет в соответствии с карточкой, обосновывать в речи свой выбор.

Способствовать развитию умения сравнивать свойства предмета, действовать на основе выделенных свойств, развитию логического мышления, памяти, внимания, речи, самостоятельности, навыка работать в коллективе со сверстниками.  Материал: набор логических блоков Дьенеша, сказочный герой.

4

«Назови число – найди палочку»

«Художники»

Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера. 

Способствовать развитию умения анализировать и сравнивать свойства предмета, использовать их в творческой деятельности. Развивать  логическое  мышление, память, внимание, речь, самостоятельность.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша, картины «Художник» из комплекта «Давайте вместе поиграем».

МАРТ

1

«Размести пассажиров»

«Лабиринт»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Развивать мышление, память, внимание, речь, воображение.    Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек.

Развивать способность читать карточки – символы, выбирать необходимый предмет из нескольких, развивать восприятие, внимание, умение декодировать информацию о свойствах предметов. Развивать самостоятельность, умение работать в коллективе.                                       Материал: набор  логических блоков Дьенеша, стрелки из картона, карточки с кодами геометрических фигур (форма, цвет, размер).

2

«Подбери пару»

«Красная Шапочка несет пирожки бабушке»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – число – количество – цифра. Упражнять в соотношении количества и счета. Знакомить с цифрами.  Развивать мышление, память, внимание, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенер и цифр.

Развивать умение выявлять, называть свойства (цвет, форма, размер) блоков по карточкам – символам, классифицировать фигуры по нескольким признакам, отражать в речи. Развивать самостоятельность, навык  работать в коллективе со сверстниками.                                 Материал: комплект из 24 геометрических  фигур, лист А-3 и на нем нарисована дорога (разветвление) к бабушке.

3

«Подбери цифру»

«Помогите животным»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра – цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера и цифр.

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер) предметов. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь, умение работать в паре.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша, коробочки разной формы.

4

«Разноцветный коврик»

«Гусеница»

Упражнять детей в составлении числа из двух меньших чисел с помощью палочек Кюизенера. Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Развивать логическое мышление, внимание, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. 

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (форму, цвет, размер) предметов. Развивать логическое мышление, Развивать  умение  работать в коллективе со сверстниками, зрительную память, речь.                 Материал: набор  логических блоков Дьенеша, обручи.

АПРЕЛЬ

1

 «Конструирование

Геометрических  фигур»

        

«Волшебное дерево»

Закрепить знания о геометрических фигурах,  их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. Развивать логическое мышление, внимание, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера, сказочный герой.

Развивать умение классифицировать предметы по трем признакам (форма, цвет, размер), выделять основные признаки, отражать в речи. Развивать умение работать в паре.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, лист А-3, на нем дерево с цветными ветками, на них символы фигур - листья.

2

«Игры – конструирование»

«Паровозики»

 Упражнять в различении и названии цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как «над», «под», «справа», «слева». Составлять рассказы по составленным картинкам. Развивать мышление, воображение, связную речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера. 

Развивать умение классифицировать предметы по двум, трем признакам: цвету и форме, форме и размеру, отражать в речи. Развивать умение работать в команде.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша, игрушки: лисичка и зайчик.

3

«Угадай-ка»

«Заселим домики»

Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак; умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера.

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур по двум признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику. Развивать  умение  работать в коллективе со сверстниками.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением домиков, в которых есть знаки-указатели.

4

«Разложи по цвету»

«Магазин»

Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации палочек  по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память, речь,  умение согласовывать свои действия со сверстниками.

Материал: набор цветных палочек  Кюизенера. 

Развивать умение выявлять, абстрагировать свойства предметов, сравнивать предметы самостоятельно по выделенным свойствам, отражать в речи. Развивать  умение  работать в коллективе со сверстниками.    Материал: набор  логических блоков Дьенеша (деньги), предметные картинки – товар.

МАЙ

1

«Найди и покажи»

«Найди цветок»

Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.                                             Материал: набор цветных палочек Кюизенера, 3 игрушки.

Развивать умение выявлять, абстрагировать свойства (форму, цвет, размер) предметов, умение сравнивать предметы по заданным свойствам и отражать в речи.                              Материал: набор  логических блоков Дьенеша, предметные картинки (цветы).

2

«Назови число – найди палочку»

«Угадай, какую фигуру я загадала?».

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Развивать логическое мышление, память, речь.                                     Материал: набор цветных палочек Кюизенера. 

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию, отражать в речи. Материал: набор  логических блоков Дьенеша, карточки с изображением свойств и с отрицанием свойств.

3

«Подбери пару»

«Помоги Незнайке»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – число – количество – цифра. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить знание  цифр. Развивать логическое мышление, память, речь.      Материал: набор цветных палочек Кюизенера.

Упражнять детей в группировке геометрических фигур, развивать наблюдательность, внимание, память, речь.                                                    Материал: набор  логических блоков Дьенеша, карточки-символы с отрицанием свойств (2-3).

       4

«Строим дорожки»

«Что я умею»

Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.), внимание, память, мышление.

Материал: набор цветных палочек  Кюизенера, набор мелких игрушек. 

Развивать умение решать логические задачи, кодировать и декодировать информацию, действия активно отражать в речи.

Материал: набор  логических блоков Дьенеша, карточки-символы свойств (форма, цвет, размер, толщина) и отрицанием свойств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...

Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...

Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...

Использование логических блоков Дьенеша при работе с детьми дошкольного возраста.

В статье рассматривается содержание работы воспитателя и детей с блоками Дьенеша на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Представлены несколько игр, в которые можно играть с детьми с...

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста».

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста»....