Использование логических блоков Дьенеша при работе с детьми дошкольного возраста.
статья

Ким Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается содержание работы воспитателя и детей с блоками Дьенеша на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Представлены несколько игр, в которые можно играть с детьми с целью развития у них логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_blokov_denesha.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие.

Одной из наиболее эффективных методик являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Блоки Дьенеша названы универсальным множеством, позволяющим формировать представления детей о свойствах предметов и вещей.

 Что же представляют собой логические блоки Дьенеша? Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:

-формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,

- цветом – красные, синие, желтые,

- размером – большие и маленькие,

-толщиной – толстые и тонкие.

К набору блоков прилагаются также карточки-символы:

- цвет – изображается пятном,

- форма – контурами фигур,

- толщина – условным обозначением человеческой фигуры: толстый-тонкий, - размер – силуэтами домиков: большой – маленький. Всего 11 карточек.

И 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный, не большой и т.д. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами. Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование информации, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя логические блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Включение в процесс образовательной деятельности развивающих игр плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка.

Основой в работе с блоками Дьенеша является методическое пособие

Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками: — для развития умений выявлять и абстрагировать свойства — для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; — для развития действий классификации и обобщения; — для способности к логическим действиям

Логические блоки позволяют ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойства предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и т. д.;

знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);

формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

  развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, что в итоге развивает интеллектуально - творческие способности детей и позволяет сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.

 Более того, используя логические блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Включение в процесс образовательной деятельности развивающих игр плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка

Цель и задачи методических рекомендаций по работе с блоками:

 оказать методическую помощь педагогам - практикам, родителям в реализации работы с детьми дошкольного возраста по интеллектуально-творческому развитию с использованием блоков Дьенеша.

Сформировать интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей к системному использованию современной развивающей технологии – логические блоки Дьенеша.

Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности и в домашних условиях.

Сформировать у дошкольников основные приемы логического мышления

Ознакомить детей со свойствами предметов : цветом, формой, размером;

 Развить мыслительные умения  сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.

Помочь  в усвоении элементарных навыков  алгоритмической культуры мышления;

 Развить познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;

Развить творческих способностей

Принципы работы:

При организации работы необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности.

Работу по изучению материала построить так, чтобы новые знания детей опирались на ранее полученные. Планирование  должно отражать последовательность в изучении и закреплении материала.

2. Принцип наглядности.

Этот принцип имеет особенно важное значение, потому что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Поэтому этот принцип реализуется через создание предметно развивающей среды (логические блоки, схемы, чертежи, знаки – символы).

3. Принцип индивидуального подхода.

При реализации этого принципа необходимо учитывать высокую эмоциональность и возбудимость детей, а также их быструю утомляемость, учитывать характер детей, особенности мышления.

Прежде чем приступать к играм и упражнениям нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они и Начинать игры с детьми уместно с простых игр и упражнений, цель которых освоение свойств, слов «такой же»«не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

1. Найти все фигуры, как эта по цвету (по размеру, по форме)

2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме). Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

3. «Волшебный мешочек» Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т. д.

5. «Домино» В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

6. «Раздели фигуры»

Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). А у зайки(Все не красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

чтобы у мишки оказались все круглые;

чтобы зайцу достались все большие;

чтобы зайцу достались все желтые и т. д.

Затем в игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами фигуры и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику фигурам, используя в своем словаре слова: «красная, большая, круглая, толстая фигура» Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагается ребенку стать внутри обруча.

Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри или вне этой линии.

Игра с одним обручем.

На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы:

Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).

Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: ведущий показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагает их на полу так, как показано на рисунке. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей.

Ребенку предлагается стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.

Игра с двумя обручами.

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча,

- внутри красного обруча, 

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

- внутри синего, но вне красного,

- внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.

После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего?

- Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.

Пособия и методическая литература

Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких. Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дидактические игры “ Страна блоков и палочек”, имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.

Система упражнений с блоками содержится в методической литературе :

- З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;

- Е. А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б. Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша

- З. А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».

имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Приложение перспективного плана дидактических игр по работе  с    логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет.

Знакомство с блоками Дьенеша.

Выкладывание из блоков различных картинок.

«Волшебный мешочек»

«Найдите все фигуры, как эта по цвету (форме, размеру)»

«Найди не такую фигуру как эта по цвету (форме, размеру)»

Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький». Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете. 

Развитие у детей внимания, памяти, связной речи.

Октябрь

 «Цепочка».

«Второй ряд».

«Домино»

«Раздели фигуры»

Продолжать знакомить с логическими блоками.

Развитие умение выделить существенные признаки, умение анализировать, делать выводы, находить закономерности.

Ноябрь

 «Разложи фигуры».

«Какой фигуры не хватает»

«Загадки»

«Волшебный кубик»

Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Декабрь

 «Переводчики»

«Помоги Незнайке»

«Магазин»

Познакомить с карточками, обозначающими отсутствие свойства.

Январь

 «Кто быстрее соберет блоки»

«Поручения»

«На свое место»

Развивать умение по выявлению свойств с опорой на наглядность.

Февраль

 «Мышки-норушки»

«Засели домики»

«Кто быстрее спрячет»

Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.

Март

 «На свою веточку»

«Кто хозяин»

«Найди выход»

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкамРазвивать память, связную речь.

Апрель

Игры с одним обручем

Формировать умение обобщать по одному свойствам с учетом его наличия и отсутствия.

Май

9

Игры с двумя обручами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Методические материалы по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи....

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....

Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Использование Логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Материал способствует повышению уровня профессиональной компетенции педагогов при использовании Логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Познакомит педагогов с методам...

Презентация «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми раннего возраста»

. Игры с блоками Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры пр...

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста».

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста»....