Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников: временные понятия
статья по математике (старшая группа)

Васина Галина Анатольевна

Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений у старших дошкольников: ознакомление с числом, геометрической фигурой, счетом.

Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе формирования элементарных математических представлений дошкольников.

 Математика - уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания.

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей

Формирование математических представлений и понятий происходит не только на занятиях по математике, но и на занятиях по развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время физкультурных и музыкальных занятий, на прогулке.

Математические задания должны конструироваться на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка.

Данные задания способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, активности в преобразовании игровой ситуации.

Предпосылки для ФЭМП, развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребёнка начинает формироваться знаковая функция сознания.

В формировании элементарных математических представлений ведущим я считаю практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

Практический метод в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, так и возрастным возможностям, уровню развития их мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении маленького ребёнка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами, их изображениями или условными обозначениями.

Практический метод предполагает организацию упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.

Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные упражнения, выполняя те же функции, служат образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. При подборке наглядного материала следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей:

- достаточное количество предметов, используемых на занятии;

- разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);

- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

- динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя

- художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

Изучение ФЭМП в дошкольном возрасте лучше через сказку. Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей дошкольного возраста, т.к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми.

Для формирования элементарных математических представлений и развития логико-математического мышления дошкольников используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления через сюжеты сказок.

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами, как Шорыгина Е.А., Ерофеевой Т.И., Большунова Н.Я. и многими другими авторами.

В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.

Условием решения некоторых задач является организованное средствами сказки детское экспериментирование. Например, детям нужно догадаться, почему узкая машинка со зверятами - путешественниками не может проехать в широкие ворота (туннель). В процессе экспериментирования (попыток проехать через ворота) дети самостоятельно обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Так же математическое содержание может выступать как некое правило действия героев сказки.

Во многих сказках содержится масса самой настоящей математической информации. Самый тривиальный пример "математической" сказки - это конечно "Репка". С помощью этой сказки формируется, например, такое важное представления из математического анализа, как "приращение бесконечно малого", или, скажем, философское понятие "о переходе количества в качество".

В старшей группе можно  расширить  виды наглядных пособий и несколько изменить  их характер. В качестве иллюстративного материала использовать  игрушки, вещи, картинки с цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными. С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например, "числовые фигуры", "числовая лесенка", "схема пути" (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).

Наглядной опорой начинают служить "заместители" реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы представляются  моделями геометрических фигур. Например, дети угадывают, кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики обозначены большими треугольниками, а девочки - маленькими.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребёнке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.

 В играх, кроме обучающих задач,  ставятся  задачи личностного характера:

• научить работать коллективно;

• придерживаться определённых правил;

• уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами.

Использование развивающих, математических игр способствует ФЭМП, появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.

ФЭМП, развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Следует не забывать, что в математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

ВЫВОДЫ

В результате проведённой систематической работы дети научились играть в математические игры, составлять математические сказки с помощью взрослых, появился интерес к сложным задачам и желание догадываться самим путём проб и ошибок.

Выполнение таких заданий способствует не только ФЭМП и развитию логико-математического мышления ребёнка, но и мелкой моторики руки, развивает усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Игры и упражнения по математике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, пространственно-временные отношения, учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребёнку успешнее учиться в школе.

Таким образом, можно утверждать, что в условиях рационально построенного развивающего обучения, учитывая возрастные особенности дошкольников, у детей сформировались полноценные представления об основных математических понятиях.

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2009.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ "Учитель",

3. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. - М: Сфера, 2015, 112 с.2013.

4. . Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"

Творческая работа   с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данный   методический материал можно использовать как консультацию для родителей на родительском клубе,собрании, семинар-практикуме. Консультация включает подборку дидактических игр направленных ...

Сценарий театрализованного представления для старших дошкольников и младших школьников "Сказка за сказкой"

Сценарий музыкальной сказки "Сказка за сказкой"В этой сказке мальчик Вовка путешествует во сне по сказкам, встречается со сказочными героями. Встреча сними помогла ему осознать некоторые свои ошибки ...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия...

Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников и младших школьников через игровую деятельность

Почему мы часто задаем вопросы? Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста, с экономикой ее сложными понятиями и явлениями? Может стоить подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?В ...

Театрализованное представление для старших дошкольников и младших школьников "Подвиг Героя Советского Союза Константина Аверьянова, посвященное 100 - летию его рождения"

Театрализованное представление для старших дошкольников и младших школьников "Баллада о непобежденном, посвящена памяти Героя Советского Союза летчика - испытателя Константина Аверьянова". В...