Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия
методическая разработка по математике

Андрианова Наталья Юрьевна

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников: временные понятия.

Время – наиболее сложная категория для познания детьми дошкольного возраста. Время воспринимается ребенком через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Представление о времени у старших дошкольников складывается из личного опыта. Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять, чувствовать длительность, чтобы регулировать и планировать свою деятельность во времени. Данные умения необходимы для развития организованности, собранности, целенаправленности, точности, необходимых ребенку при обучении в школе.

Существует система временных эталонов –меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) каждая складывается из предыдущей и служит основанием для следующей.

У старших дошкольников уже существуют временные представления, которые они изучают в предыдущих группах, у них есть представления о времени года, частях суток, понятий – вчера, сегодня, завтра.  Поэтому в старшем возрасте данные представления расширяются с помощью знакомства с календарем, чтобы познакомить с понятиями неделя, месяц, год. Также расширяется познание механизмов, с помощью которых возможно определить временной интервал: часы (настенные, настольные, наручные, песочные, солнечные, электронные, будильник), секундомер, таймер, механизмы – помощники в которых встроены часы (компьютер, мобильный телефон) и строение этих механизмов.  Назначение частей механизмов (стрелок, цифр) для этого необходимо использование моделей.

 У детей старшего возраста необходимо развивать чувство времени, знакомить с длительностью в 1, 3. 5. 10 минут. Для развития чувства времени необходимо создавать специальные ситуации: организовывать определенную деятельность детей в пределах временного отрезка, ставить задачу, которую необходимо выполнить за отведенное время, а затем проверять по часам выполнение задачи.  Для повышения познавательного интереса к временным мерами понятиям в старших группах организуются мини- музеи коллекции часов, проектная деятельность «Делу – время, потехе – час», экспериментирование с возможностью отмерить временной интервал (за какое время растает кубик льда в группе и на улице), спортивные соревнования на скорость.

Дидактические игры являются универсальным средством для формирования у старших дошкольников представлений о времени.

Игры с часами: «Расставь по порядку цифры на циферблате» «Почини циферблат» «Найди ошибку на циферблате» «Поставь время какое назову»

Игры с карточками: «Найди пару с таким же временем» «Найди пару по сезону» «В какое время это бывает» «Части суток» «Когда это бывает?»         «Разложи по порядку» «Составь неделю» Лото «Электроприборы с часами»

Лэпбуки с заданиями на тему «Время»

Игры - бродилки

Логические вопросы и загадки.

 Дети, освоившие временные представления способны планировать и регулировать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Методическая разработка досуговой деятельности по формированию математических представлений детей в подготовительной группе с использованием квест-технологий

ФГОС определяет своей ключевой важной задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательно...

Методическая разработка. Дидактические игры по формированию математических представлений в старшем дошкольном возрасте

-Количество и счет -Форма -Ориентировка во времени -Ориентировка в пространстве -Величина -Работа с родителями ...

Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников: временные понятия

Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие дет...