Картотека дидактических игр: «Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора ТИКО».
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста  с использованием ТИКО конструктора  «Геометрия» 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека дидактических игр: «Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора ТИКО».

Слайд 2

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.). Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает квадрат предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

Слайд 3

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Подбери фигуру» Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из 1-2 или нескольких частей. Ход игры: 1 вариант: водящий объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы». 2 вариант: аналогично, но с объёмными фигурами.

Слайд 4

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Мастерская форм» Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия», схемы. Ход игры: ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

Слайд 5

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Запомни расположение» Цель: развитие внимание, памяти. Материал: конструктор ТИКО - «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш». Ход игры: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим. Дидактическая игра «Что изменилось? Чего не стало?» Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш». Ход игры: взрослый показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

Слайд 6

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Волшебная дорожка» Цель: научить конструировать дорожку с узором, чередуя квадраты, прямоугольники трех цветов и двух размеров. Закреплять цвет, форму, размер. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия» Ход игры: у каждого ребенка есть конструктор ТИКО. Дети делают ход по предложенной инструкции взрослого. (Например: первым выкладываем прямоугольник красного цвета, малого размера, следующий в нашем ряду квадрат … и т.д..) Детям предлагается сосчитать количество многоугольников в волшебной дорожке и продолжить дорожку, не нарушая закономерности. Усложнение задания №1: предложить детям самостоятельно выложить волшебную дорожку соблюдая правила закономерности. Усложнение задания №2: продолжи ряд, используя различные геометрические фигуры.

Слайд 7

Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Расскажи про свой узор» Цель: способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина). Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Ход игры: 1 вариант: используя набор конструктора, игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине) фигуры, расположены те или иные геометрические фигуры. 2 вариант: аналогично с объемными фигурами.

Слайд 8

Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Собери узор по ориентирам» Цель: учить ориентировки в пространстве. Материал: конструктор ТИКО «Фантазер», «Геометрия», лист белой бумаги. Ход игры: взрослый диктует детям, куда выставить деталь конструктора ТИКО определённой формы, цвета, размера. Используются следующие ориентиры положения: левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол, середина левой стороны, середина правой стороны, над, под, слева от, справа от.

Слайд 9

Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: закреплять знание пространственных представлений «справа - слева», «впереди – сзади». Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур. Ход игры: ведущий предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.

Слайд 10

Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Найди деталь по указанным ориентирам» Цель: учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции. Материал: конструктор ТИКО - «Малыш», «Фантазёр», « Геометрия» Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции взрослого (например, я задумала деталь, справа от неё красный квадрат, а слева жёлтый треугольник) ребенок находит задуманную деталь.

Слайд 11

«Космическое путешествие», «Куда летит ракета? » Цель: учить детей определять состав чисел первого десятка; познакомить с контурной схемой; учить ориентироваться в пространстве. Игровая задача: рассадить «пассажиров» (числа первого десятка) по ракетам. Игровые правила: рассадить «пассажиров» в соответствии с номерами ракет – числа - «пассажиры» должны образовывать номер ракеты. Ход игры: Дети строят по полной или по контурной схеме ракету. Педагог может предложить всем детям для конструирования одну и ту же контурную схему или раздать всем разные контурные схемы. Также педагог раздает детям квадраты с однозначными числами, состав которых необходимо изучить или повторить. Конструируя ракету по схеме, задача ребенка – добавить квадрат с цифрой к конструкции. Это будет номер его ракеты. Далее педагог предлагает детям рассмотреть игровое поле и рассадить пассажиров по ракетам. В каждой ракете летит два пассажира – это числа, которые в сумме образуют номер ракеты. Дети рассаживают пассажиров по ракетам с помощью сконструированной модели числа. Модель числа – это «дорожка» из квадратов, количество которых соответствует номеру ракеты. Отделяя от «дорожки» по одному квадрату, определяем пары чисел, которые в сумме образуют номер ракеты. Когда задание выполнено и все пассажиры сидят на своих местах, педагог предлагает детям отправиться в космическое путешествие и попробовать выполнить во время полета сложные космические «пируэты». Д/ игра «Куда летит ракета?»: - ракета летит вверх, самолет летит вниз, ракета летит налево, ракета летит направо и т. д.

Слайд 12

Дидактическая игра «Похож – непохож» Цель: формировать умение сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине; развивать наблюдательность, мышление, речь. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены парные модели геометрических фигур разные по какому - либо 1-2 признаку (цвет, форма и величина). Ход игры: ведущий предлагает игрокам, выбрать два похожих предмета и рассказать, почему игрок взял эти два предмета, в чем их сходство и различие. Дидактическая игра «Умные квадраты» Цель: формировать умение сравнивать отрезки различной длины. Материал: конструктор ТИКО . Ход игры: Ведущий предлагает игрокам сконструировать из набора отрезки, например, длиной 5 единиц и 9 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше? Раздел: «Величина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию математических представлений у детей младшего возраста

Картотека игр по формированию математических представлений у детей младшего возраста...

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ТИКО

Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализу-ются и совершенствуются в конструировании...

Формирование математических представлений при помощи лепбука

Математический лепбук  «Математика – это увлекательно» был изготовлен воспитателем совместно с детьми с целью интересной  организации образовательной деятельности, ов...

Обмен опытом "Формирование математических представлений с помощью игрушки ПОП ИТ"

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-эко...

Открытое занятие по математике: Формирование математических представлений с помощью условных обозначений и схем" в старшей группе

На занятие по МП будем упражняться в счете в пределах 10, задавать вопросы сколько, вверху, внизу, слева, справа,ориентироваться на листе бумаги, поыторяит дни недели....