Логико-математические игры и головоломки, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Гераськина Татьяна Владимировна

Перспективное планирование дидактических игр с детьми 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-matematicheskie_igry_i_golovolomki.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Логико-математические игры и головоломки, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать через игру.

Сейчас у детей старшего возраста слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, они не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам.

Зачем логика ребенку? На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения, так как детям проще усваивать информацию во время игры.

Очень хорошо отражает суть притча о мудреце: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.

Основная цель :

          Развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развития умственных способностей через логико-математические игры у детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи в работе с детьми:

-  изучение психолого-педагогических особенностей возраста;

-  создание условий для развития творческого потенциала;

-  изучение различных логико-математических игр для детей      6-7 лет;

- выявление особенностей игры для активизации процесса усвоения математики дошкольниками;

- способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений;

- формирование у детей внимание, восприятие, память;

- развивать творчество и фантазию. 

- способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.

- повышать способность к установлению математических связей, закономерностей.

Использование педагогических принципов:

-Цикличность: правильное планирование работы с детьми; составление плана работы.

-Доступность: соответствие учебного материала  возрастным особенностям детей; основное условие доступности – преемственность и постепенность усложнения заданий, что достигается правильным распределением материала.

-Систематичность и  последовательность: построение процесса обучения таким образом, чтобы продуктивная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, и овладение новыми умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

-Принцип  сотрудничества, партнерства: уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

-Индивидуализация: осуществление индивидуального подхода, построенного с учётом возможностей и способностей ребенка, его умений и навыков, его эмоциональное состояние, заинтересованности и желания.

-Наглядность; детям предоставляется возможность непосредственно знакомиться с предметами и со схемами; давать детям наглядный показ действий по выполнению задания с пояснениями, когда это необходимо.

Методы, используемые в работе:

 Практические: творческое задание, дыхательная гимнастика, музыкальная пауза.

Наглядные: иллюстрации, картинки, образцы, схемы-модели.

Словесные: показ, пояснение.

К логико-математическим играм можно отнести: решение задач-шуток; головоломки (игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Пентамино»); игры с палочками на пространственное преобразование; задачи-смекалки (могут быть арифметическими, геометрическими, буквенными); логические игры, задачи, упражнения.

Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.

Перспективное планирование занятий с дидактическими играми с детьми 6-7 лет математическое развитие.

Октябрь

Свойства

1. Геометрические фигуры :«2-х цветный квадрат» - игровое задание: найди и сложи разные пятиугольники ;

«Блоки Дьенеша» - игровое задание: найти все не треугольники, не красные, и т.д. (конструирование по схемам)

2. Многоугольники: «Геоконт» – игровое задание: с помощью резинок разного цвета выложить разные по величине многоугольники, найди все многоугольники.

Ноябрь

1. Отношения Целого и части: «Волшебный прямоугольник» - игровое задание разделить прямоугольник на четыре равные, а затем не равные части. «Чудо-крестики» – игровое задание: собрать крестики не цветной стороной (конструирование по схемам).

 2. Пространственные отношения: Игры с палочками на пространственное преобразование; задачи на построение простых фигур(построить треугольник из 6 палочек).

 3. Количественные отношения: «Прозрачная цифра» - игровое задание, из каких пластинок можно сложить цифры. «Двухцветный квадрат» - превращение квадрата в домик – игровое задание: сколько в этом домике квадратов красного, зеленого цвета; сколько разноцветных.

Декабрь

1. Числа и цифры. Состав числа:  Палочки Кьюзенера - игровые задания: насколько больше частей на каждой палочке, размещение деталей по словесному заданию.

 2. Пространственные отношения: Игры с палочками на пространственное преобразование; задачи на построение сложных фигур: составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга (как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?).

Январь

1.Пространственные отношения: «Танграм» - собирание фигуры по заданным моделям, «2-х цветный, 4-х цветный квадрат», «Чудо –крестики» – игровое задание: работа со схемами, преобразование фигур.

2. Задачи- смекалки (на столе лежат в ряд три палочки.  Как сделать среднюю крайней, не трогая её? и т.д.).

3. Знакомство головоломкой «Волшебный круг» - познакомить ребенка с игрой, с элементами. Предложить ребенку проявить фантазию и создать простейшее изображение без схем.

Февраль

1. Конструирование: из частей, в ячейках линейки, на столе и по образцу. Палочки Кьюзенера.

2. Пространственные отношения: Игры с палочками на пространственное преобразование(как сложить из 10 палочек 3 квадрата; убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата; убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата). Головоломка «Танграм» придумывание моделей  самостоятельно.

Март

1. Группировка предметов по форме и размерам:  «Колумбово яйцо»- познакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Предложить ребенку проявить фантазию и создать простейшее изображение без схем.

2. Игры – смекалки: «Волшебная восьмерка» – игровое задание: что нужно сделать, чтобы превратить 6 в 9? Как тройку превратить в девятку, перевернув только одну пластинку? Палочки Кьюзенера

Апрель

1. Алгоритмы (чтение схем, способов и пути при выполнении действий) «Геоконт»– конструирование фигур по сказке; «2-х цветный квадрат» – игровое задание сложить предметные формы, назвать, сочинить описательные рассказы или сюжетные рассказы. «Змейка» - складывание по схемам плоскостных и объемных фигур. «Волшебное яйцо» - вспомнить приключения, сложить одну сюжетную картинку и придумать рассказ. «Волшебная восьмерка» - игровые задания: зашифруй цифру с помощью, считалки .

Май

1. Развитие наглядно-образного и логического мышления, «Колумбово яйцо» - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее, показав рисунок с определенным очертанием.

2. Задачки-шутки -  способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи : (сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?;  Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Презентация из опыта работы "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Материал из опыта работы. Практическая ценность, создание условий и ожидаемые результаты  в процессе экспериментальной деятельности.                 ...

Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий...

"Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г.

quot;Логико-математические игры и головоломки как  средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г....

Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.        Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:...

Мастер класс для педагогов «Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Данный мастер класс способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшег...