Краткосрочный проект по ФЭМП во второй младшей группе «Весёлая математика в мире геометрических фигур».
проект по математике (младшая группа)

2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_po_femp_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект по ФЭМП во второй младшей группе «Весёлая математика в мире геометрических фигур».

Краткосрочный проект по ФЭМП во второй младшей группе «Весёлая математика в мире геометрических фигур».

 

Актуальность:

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно - игровой

Участники проекта: дети 2 младшей группы  , педагоги, родители.

Сроки проведения:  с 01.02. по 19.02.2022г.

Место проведения: Аллакский филиалМБДОУ « Детский сад №189» « Солнышко»

Проблема: У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке).

Цель: Систематизировать знания детей о геометрических фигурах.

Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать формировать первичные математические представления, об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира ; форме, цвете, размере, количестве, пространстве;

-обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Развивающие:

-развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;

-закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник.

-совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету, размеру и форме.

-развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.

-расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать познавательный интерес;

- развивать память, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, интерес к конечному результату деятельности.

Предполагаемые результаты:

-расширение представлений о геометрических фигурах;

-развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;

-сформировать умение различать и называть геометрические фигуры.

 

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

- Непосредственно-образовательная деятельность.

- Дидактические игры: «Прокати такой же шарик», «Волшебные круги», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Какую фигуру забыл нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «На что похоже», лото «Цвета и фигуры»,

- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение».

Социально – коммуникативное развитие

- Итоговая выставка творческих работ воспитанников.

- Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур.

- Самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей

Речевое развитие

- Заучивание стишков о геометрических фигурах, заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».

- Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

- Отгадывание загадок по теме.

- Разучивание физкультминуток.

Художественно – эстетическое развитие

- Продуктивная деятельность. Аппликация: «Декоративная салфетка», «Шарфик для мишки», «Кораблик».

- Самостоятельно-художественное творчество детей: выкладывание геометрических фигур из счетных палочек, пуговиц.

- Рисование геометрических фигур на манке.

- Раскрашивание готовой формы (трафареты)

Физическое развитие

- Разучивание физкультминуток.

- Подвижные игры: «Найди свой домик», «Ровным кругом», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный(организационный)

Сбор информации, материалов для реализации проекта.

Разработка конспектов занятий

Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток.

Оформление родительского уголка: размещение консультации «ФЭМП у детей 3-4 лет», рекомендации по теме проекта.

Анкетирование для родителей «ФЭМП у детей 3-4 лет».

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, игр.

2 этап – основной (практический)

Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов.

Продуктивная деятельность. Аппликация на тему «Декоративная тарелочка».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати».

Подвижные игры: «Найди свой домик», «Ровным кругом», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели».

Художественное творчество: выкладывание геометрических фигур счетных палочек, пуговиц; рисование геометрических фигур на манке.

Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП «Прогулка по необычному лесу» (итоговое).

3 этап – заключительный

Игровое занятие по ФЭМП «Прогулка по необычному лесу»

Выставка совместных работ детей и родителей.

Обеспечение:

Развивающие игры.

Наглядно-дидактические пособия.

Геометрические фигуры различных форм и цветов.

Трафареты для свободного рисования.

Специальная методическая литература.

Геометрический конструктор различных цветов.

Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).

Продукт проектной деятельности: Игровое занятие по ФЭМП «Прогулка по необычному лесу»

Результаты проекта:

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.

Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.

У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.

Были получены системные знания о геометрических фигурах.

Материал, используемый при проведении проекта:

Картотека дидактических игр

Игра «Найди лишнюю фигуру».

Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».

Игра «Чудесный мешочек».

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры  разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.

Игра «Построим фигуру».

Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной  формы – круглой, квадратной, треугольной;

Игра «На что похоже»

Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.

Дидактическая игра: «Укрась варежку»

Цель: формирование умений правильно называть геометрические фигуры, развитие зрительной памяти, мышления, мелкой моторики рук.

Материалы: варежки разных цветов, вырезанные из картона, геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Ход игры: воспитатель показывает детям варежки и предлагает их украсить. Ребенок должен подобрать подходящую геометрическую фигуру на варежку.

Дидактическая игра: «Геометрическое лото".

Цель: формирование умений у детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), по 5 карточек с изображением предметов разной формы.

Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная).

Игра «Закрой окошечко».

Цель: выбирать и соотносить предметы двух заданных форм из трех.

Материал: для каждого ребёнка пластинка с отверстиями двух форм, различные по форме вкладыши четырёх видов – круги, треугольники, квадраты.

Ход игры: педагог рассказывает детям, что перед ними необычный домик, с разными окошечками, обращает внимание на форму. Закрыть окошечки можно только такими же по форме вкладышами. Показывает как правильно нужно действовать используя слова – такой, не такой, разные. Воспитатель побуждает детей использовать способ расчленённого обследования сенсорных свойств при сравнении вкладышей.

Стихи про геометрические фигуры

Треугольник

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет - угольник,

И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.

***

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».

***

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.

Круг

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.


***

Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.

Квадрат

Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:

***

Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.

 

Загадки

***

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник)

***

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На тарелку и на крышку

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

***

Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг)

***

Он давно знаком со мной

Каждый угол в ней прямой

Все четыре сторон одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат)

***

Не овал я и не круг, 
Треугольнику не друг. 
Прямоугольнику я брат, 
А зовут меня ... (квадрат)

***

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны,
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)

***

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет - угольник,

И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.

 

Конспект НОД по аппликации во 2 младшей группе

«Коврик из геометрических фигур для котёнка».

 

Цель: Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг, квадрат и треугольник.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); различать и называть основные цвета; 

Развивающие: научить самостоятельно составлять узоры из геометрических фигур; определять положение предметов относительно себя с помощью слов: вверху, внизу, посередине; развивать фантазию, творчество.

Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе с клеем, воспитывать любовь к животным.

Материалы: заготовки геометрических фигур из цветной бумаги; подготовленные коврики из цветного картона; клей-карандаш; салфетки и клеенки; игрушка-котенок.

Ход занятия

Игра-загадка «Котенок»

Вос-ль: -Кто там маленький живет, (пожимают плечами)
Утром рано он встает, (потянуться)
Молочко из блюдца пьет, («лакать» из ладошки молоко)
Любит хвостиком махать, (рукой показать хвостик)
Лапкой умываться. (умываться)
Кто же это?

Дети:- Котенок!

Вос-ль: -К нам в гости пришёл котенок , но он очень грустный. У него сегодня День рождения. Никто ему ничего не подарил. Ведь на день рождение принято дарить подарки. А давайте мы сделаем ему в подарок красивый коврик, чтобы он мог на нем спать.

Вос-ль:-Вот у меня разноцветный картон. Всем раздам разного цвета. Это будущий коврик для котёнка, который нужно украсить. Какого цвета у каждого?

Дети: Зелёный, красный, синий.

Вос-ль: -Я вам приготовила украшение для коврика, это геометрические фигуры. Давайте назовём их.

Дети:-Круг, квадрат, треугольник.

Вос-ль:-Молодцы! Чтобы коврик получился красивый, нужно приклеить их. У каждого есть клей. Берём одну фигурку, переворачиваем её цветной стороной вниз и намазываем клеем. Теперь прикладываем фигурку к картону, прижимаю ладошкой и разглаживаю салфеткой. Давайте все вместе украсим коврик.

Работа детей с помощью воспитателя.

Вос-ль: -Котёнок, тебе понравились коврики ребят? Котёнку очень понравились коврики, он благодарит вас и приглашает всех ребят поиграть с ним. Мы с вами будем мышками и пойдем в гости к Котёнку, а он будет нас догонять.

 Игра «Серые мышки»

Котик, котик, хватит спать.
Мы пришли к тебе играть.
Ты не спи, давай вставай,
Серых мышек догоняй!

 (Игра повторяется 2 раза)

Вос-ль: -Котёнку очень понравилось с вами играть, он говорит вам большое спасибо за красивый коврик.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Круг и квадрат» 

Цель: Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить с квадратом.

2. Учить различать круг и квадрат.

3. Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.

Материал: «Посылка» с игрушками (машины, матрёшки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга-14 см). Круги и квадраты одинакового цвета на каждого ребенка (длина сторон квадрата и диаметр круга- 8 см).

Ход НОД:

Игровая ситуация «Почтальон принес посылку»

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что почтальон принес в посылке.

Воспитатель достаёт из посылки круг и выкладывает на фланелеграф.

Воспитатель: - Дети, какая это фигура?

Дети: - Круг.

Воспитатель: - Какого цвета круг?

Дети: - Красный круг.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круг.

Затем достаёт квадрат, кладет рядом с кругом.

Воспитатель: - Это квадрат, у квадрата есть стороны и углы

Воспитатель: - Что есть у квадрата?

Дети: - Стороны и углы.

Воспитатель: - Давайте в воздухе нарисуем квадрат.

Игровое упражнение «Покажи и прокати».

У детей на столах лежат круги и квадраты.

Воспитатель: - Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его рукой.

Аналогичные действия выполняют с квадратом.

Воспитатель: - Давайте прокатим по столу сначала круг.

Воспитатель: - Круг катится по столу?

Дети:- Да!

Воспитатель: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?

Дети: - Нет!

Воспитатель: - Что мешает квадрату?

Дети: - Углы.

Воспитатель: Молодцы!

Подведение итогов.

 

 

Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе.

Конспект игрового занятия «Прогулка по необычному лесу»

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);

- закреплять знания основных цветов (синий, желтый, красный, зеленый);

Развивающие:

- упражнять в умении различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева;

- развивать умение дружно работать в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, внимательность;

- развивать умение дружно работать в коллективе.

Предварительная работа:

- чтение стихотворений и загадок о геометрических фигурах;

- дидактические игры на закрепление цвета, формы, величины;

- рассматривание иллюстраций с изображением бабочек;

- рисование по манной крупе;

- разучивание физкультминутки «Стрекоза».

Методы и приемы:

- игровая ситуация;

- беседа;

- вопросы (в том числе проблемные);

- проблемные ситуации.

Демонстрационный материал:

- деревья с кронами из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);

- дорожка из квадратов зеленого цвета;

- дорожка из кругов желтого цвета;

- дорожка из треугольников красного цвета;

- геометрические фигуры разного размера и цвета;

- цветы с лепестками из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);

- магнитная доска.

Раздаточный материал:

- тарелочки с манной крупой;

- бабочки, вырезанные из картона, с крыльями из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы любите гулять?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда приглашаю вас вместе с нашими гостями отправиться на прогулку в необычный лес (показ). В этом лесу и деревья, и полянки, и грибы, и цветы необычные, состоят из геометрических фигур.

Дети рассматривают лес

Воспитатель: Здесь есть и полянки, на каждой вас ждут интересные игры - задания. Погуляем и снова вернемся в детский сад. Вы готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Прежде, чем отправиться на прогулку, нам нужно отгадать загадки.

Игра «Загадка и отгадка»

Нет углов у меня

И похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?

Дети: круг

воспитатель выставляет на мольберт круг

Три угла, три стороны

Меж собой соединены

Получился не угольник

А красивый …

Дети: треугольник

воспитатель выставляет на мольберт треугольник

Я фигура хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне ровны

И четыре стороны.

Кубик мой любимый брат,

Потому, что я …

Дети: квадрат

(дети отгадывают загадки, в процессе отгадывания воспитатель просит найти отгаданную геометрическую фигуру на магните и прикрепить на доску)

Воспитатель: Какие молодцы! Все правильно ответили и геометрические фигуры, которые вы отгадали, хотят с вами поиграть.

Игра «Какой фигуры не стало?».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из фигур. Дети, открыв глаза, должны определить, какой фигуры не хватает.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Можно отправляться в путь.

Посмотрите, ребята, перед нами дорожка. Какого цвета эта дорожка?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: Да, ребята, эта дорожка зеленого цвета. А какие фигуры на этой дорожке?

Дети: квадраты

Воспитатель: Ну что, отправляемся в путь по зеленой дорожке.

По лесным дорожкам

Ходят наши ножки.

Топ, топ, топ, топ,

Бродят наши ножки.

Шли, шли, шли, шли,

На полянку пришли.

Воспитатель: Какая необычная полянка, квадратная. Подойдите к столам.

Дети подходят к столам, перед каждым тарелочка с манкой.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять, ручки будут рисовать».

Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать геометрические фигуры разного размера, большие и маленькие. Готовы? Слушайте внимательно.

- Нарисуйте большой круг.

- Нарисуйте маленький квадрат.

- Нарисуйте большой квадрат, маленький круг.

Дети рисуют пальчиком на манке геометрические фигуры, затем разглаживают (стирают) изображение

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием.

Продолжаем прогулку по необычному лесу.

Воспитатель: Опять перед нами дорожка. Какого цвета эта дорожка?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Да, ребята, эта дорожка желтого цвета. А какие фигуры на этой дорожке?

Дети: круги.

Воспитатель: Ну что, отправляемся в путь по желтой дорожке.

По лесным дорожкам

Ходят наши ножки.

Топ, топ, топ, топ,

Бродят наши ножки.

Шли, шли, шли, шли,

На полянку пришли.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, дорожка привела нас на полянку круглой формы.

Воспитатель проводит физкультминутку «Стрекоза»

Вот летит стрекоза, (Дети имитируют полет стрекозы.)

Как горошины глаза, (Изображают большие глаза стрекозы.)

А сама как вертолет, (Вращения.)

Влево, вправо, назад, вперед. (Наклоны.)

Игра на ориентировку в пространстве «Назови соседа»

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием отлично справились.

Отправляемся дальше? Какого цвета эта дорожка?

Дети: красного.

Воспитатель: Да, ребята, эта дорожка красного цвета. А какие фигуры на этой дорожке?

Дети: треугольники

Воспитатель: Отправляемся в путь по красной дорожке.

По лесным дорожкам

Ходят наши ножки.

Топ, топ, топ, топ,

Бродят наши ножки.

Шли, шли, шли, шли,

На полянку пришли.

Воспитатель: Ой, какая необычная полянка.

- Распустились здесь цветы небывалой красоты (разные цветы с лепестками из геометрических фигур)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а здесь еще необычные бабочки (показ)

Как вы думаете, почему они необычные?

На какие фигуры похожи крылышки у бабочек?

Дети: На квадрат, на треугольник, на круг.

Воспитатель: Бабочки очень любят сидеть на цветочках.

Игра «Посади бабочку на свой цветок».

Воспитатель предлагает детям посадить бабочек на цветок с лепестками такой же формы, как крылья у бабочек.

Воспитатель: Ваня, почему ты посадил свою бабочку на этот цветок?

Катя, а ты почему свою бабочку посадила на этот цветок?

Ответы детей

Воспитатель хвалит детей. Обращает внимание детей на то, что больше нет других дорожек и полянок, и пора возвращаться обратно в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка в необычный лес? Мы с вами гуляли по дорожкам с разными геометрическими фигурами. Какими? А что мы рисовали? А кому мы помогали? (бабочкам). Ответы детей по ходу обсуждения.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»

        Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.

От того, успешно ли будет организовано первое знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

        Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий  материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить любовь к математике.

        Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду проводятся 1раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети закрепляют и углубляют свои знания индивидуально.

Получать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители.

Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребенка, то здесь ваша помощь неоценима.

        Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает числа. Однако множество примеров показывают, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Такие знания можно сравнить со зданием, построенным над ямой.

        С чего же начать?

Счет – это лишь одна сторона математического развития.  Современная техника помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить логически и рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи не сможет ни одна машина.

        Обучение отвлеченному счету и натаскивание  в счетных  операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии дошкольника. В каждом возрасте нужно ребенку дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны его развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив.

        Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями.

Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребенок не занят каким – либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра – добровольное дело!

        Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений.

Форма является одним из основных свойств окружающего ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов. Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное – организовать это в форме игры.

        Играйте с ребенком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей нужно на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например: тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет.

        Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образу, трехлетние дети смогут выполнять  более сложные задания. Например, по данному образу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, елка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образ , затем выкладывает его на столе.

        Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника.  Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки – вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого.

        Советуем придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Ребёнок  решает, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, чат сравнивать  предметы по величине.

Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машина больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину в какой гараж можно поставить?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще – тоньше, дорога длиннее – короче, солнце выше деревьев – ниже)

        Остановимся еще на одном свойстве предметов – их количестве. Важно научить малыша понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Игра – мама предлагает ребенку – «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, к каждой тарелке ложку. Взрослый показывает способ сравнения двух групп предметов. «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы все хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни.

Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать?Напоминаем, что это можно делать без счета, путем попарного сопоставления. Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

        Детей нужно учить ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте внимание на это в повседневной жизни. Побуждайте ребенка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, вчера и что будет завтра).

        Спрашивайте, какое время года. Называйте текущий месяц, день недели.

Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась игрушка , используя слова «на», «за», «между», «в».

        Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

 

 

Анкета для родителей «Математическое развитие детей 3–4 лет»

 

Цель: повышение интереса родителей к формированию у детей элементарных математических способностей. Выявление знаний детей и педагогической просвещенности родителей. Развитие взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей.

Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.

1. Знает ли Ваш ребенок основные цвета (красный, синий, зелёный, желтый?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

2. Знает ли Ваш ребенок геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

3. Различает ли Ваш ребенок понятия «много», «один», «ни одного»?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

4. Умеет ли Ваш ребенок сравнивать две равные (неравные) группы предметов? Понимает ли вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

5. Умеет ли ребенок сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

6. Умеет ли ребенок ориентироваться в расположении частей своего тела?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

7. Различает ли Ваш ребенок пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

8. Умеет ли Ваш ребенок ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

9. Уделяете ли Вы время на игры с ребёнком математического характера?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

10. Какие развивающие игры, направленные на формирование элементарных математических представлений Вы используете в совместной деятельности с ребенком? Перечислите их.

___

___

___

11. Хотели бы Вы получить дополнительную информацию по теме: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития»?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) свой ответ;

12. Какие формы работы по педагогическому просвещению для Вас наиболее приемлемы?

а) Консультации, папки – передвижки, буклеты, памятки;

б) Семинар – практикум (возможность получить опыт по применению развивающих математических игр в условиях семейного воспитания);

в) Мастер – класс;

г) Родительское собрание;

д) Дискуссии, дебаты, вечер вопросов и ответов

 

Спасибо за сотрудничество!

 

 

Список используемой литературы:

1. Е.В.Колесникова Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.

3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.: Просвещение, 2010.

5. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.

6. Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К. Велби, 2009.

7. Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.

8. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.

 

9. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе Тема: « Закрепление пройденного материала : геометрические фигуры, части суток, сравнение предметов по величине, по цвету».

Цель:1.    Тренировать способность соотносить цифры 1-4 с количеством предметов; сравнивать количество предметов: «больше», «меньше», столько же.2.    Закреплять умение п...

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «весёлые фигуры».

Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один и много) на двух полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой, учить называть цвет полосок, количество круг...

Занятие по Формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе: « Путешествие в Волшебную страну геометрических фигур».

Занятие по Формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе: « Путешествие в Волшебную страну геометрических фигур». Цель занятия: Формирование уме...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП во 2 младшей группе на тему: «Встреча с геометрическими фигурами»

    Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП во 2 младшей группе  на тему: «Встреча с геометрическими фигурами»    ...

Методическая разработка проекта по ФЭМП для детей второй младшей группы «Весёлая математика»

формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Конспект ФЭМП во второй младшей группе Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Конспект ФЭМП во второй младшей группеТема: «Путешествие в страну геометрических фигур»...

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Знакомство с геометрическими фигурами»

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Знакомство с геометрическими фигурами»...