Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "В поисках сокровищ" для детей средней группы.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Максимова Елена Валентиновна

Данное занятие по формированию элементарных математических представлений проводится в виде занимательного морского путешествия. Оно познакомит детей с числами, геометрическими фигурами, а также поможет детям активно познавать окружающий мир.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_matematika_v_poiskah_sokrovishch_sr.gr_.docx602.86 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская.

Программное содержание:

- подводить детей к умению устанавливать соотношения между 3 предметами по длине; обозначать соотношения по длине словами: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче;

- совершенствовать навыки счета в пределах 5; систематизировать знания и расширять представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета; продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет;

- способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму) классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств; формировать умения оперировать двумя, тремя свойствами;

- создать в ходе образовательной деятельности ситуацию, способствующую развитию внимания, памяти, мышления, речевой  активности;

- воспитывать доброжелательность.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: разноцветные гномы, письмо, модули, штурвал, мольберт-карта с изображением заданий (картинки на магнитах: корабль, рыбка, морская звезда, сундук), 3 дорожки разной длины и цвета, сеть, 5 рыбок, 5 ракушек, три обруча одного цвета, карточки с обозначениями цвета, формы, морские звезды с изображением разноцветных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (всего 32 шт.), сундук с разноцветными крышечками, магнитофон с записью шума волн, крика чаек, китов, шторма.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на исчезновение деталей игры «Разноцветные гномики» и предлагает отправиться на их поиски.

   Воспитатель с детьми входят в зал, где на полу лежит письмо.

Восп.: - Ребята, здесь письмо какое-то лежит, почитаем?

«Дорогие дети, больше всех на свете

Люблю я хулиганить, игрушки отбирать.

Забрал у вас сокровище и спрятал за морями,

Вот карта вам, смотрите. Попробуйте догнать.

                                                            Бармалей».

Восп.: - Ох уж этот Бармалей! Все бы ему хулиганить. Он у нас сундук забрал, думал, что там сокровища, а там игра. Ребята, Бармалей нам оставил карту, она должна быть где-то здесь. Давайте поищем.

  Дети находят карту – это мольберт с расположенными на нем картинками: кораблик, рыбка, морская звезда, сундук. От одной картинки к другой  переходит стрелка. 

- Это карта с заданиями. Если мы все задания выполним, то доберемся до сокровища. Вы согласны помочь гномикам и отправиться на поиски сокровища? (Да!) Давайте посмотрим, какая первая картинка? (Кораблик).

1.Игра «Мы корабль построим сами».

Восп.: - Конечно! Для путешествия нам нужен корабль. Корабля у нас нет, зато есть модули, из которых его можно построить.

   Звучит музыка. Несколько детей строят корабль из модулей. Воспитатель ставит штурвал.

- Как же нам его назвать? (Дети предлагают свои варианты, выбирается лучшее название.)

2.Игра «Длиннее-короче».

Восп.: - Чтобы попасть с суши на корабль есть специальный мостик. Вы знаете, как он называется? (Ответы детей). Ребята, он называется трап.

  Педагог раскладывает три «трапа» разной длины и цвета не по порядку.

- Посмотрите, ребята, на эти трапы. Скажите, сколько их? Какого они цвета? Что можно сказать об их размере? Полина, покажи мне самый длинный трап. Саша, покажи самый короткий трап. Как же нам определить, правы ли ребята? Что нужно сделать? Давайте разложим их в ряд по порядку от самого короткого до самого длинного. Кто мне поможет? Внизу концы трапов находятся на одной линии, а вверху получилась как будто лесенка. 

Дети сравнивают размер трапов попарно.

Восп.: - Что можно сказать о длине красного и желтого трапов? Какой длиннее? Какой короче?

Дети: - Красный трап длиннее. Желтый трап короче.

Восп.: - Давайте поднимемся по «лесенке» вверх.

     F:\РАБОТА\2 РАБОТА\Фото ДЕТСКИЙ САД\РМО Максимова\IMG_7382.JPG

  Воспитатель показывает указкой, начиная с короткой ступеньки. Дети говорят хором, указывая сравнительные размеры трапов по порядку.

- Эта самая короткая, потом идет длиннее и самая длинная.

Восп.: - А теперь спустимся вниз.

Дети: - Самая длинная, короче, самая короткая.

   Восп.: - Мы пройдем на корабль по самому длинному трапу. Какого цвета этот трап? Добро пожаловать на корабль «Отважный». Занимайте места. Я буду капитаном, а Данила мой первый помощник.

Дети садятся на колени рядами по 3-4 человека. Воспитатель-капитан встает сбоку, помощник капитана впереди у штурвала.

-  Вставай за штурвал и по команде будешь управлять кораблем. А вы, ребята, рукой показывайте и говорите, куда нам надо поворачивать.  Итак, первый помощник, право руля!

Дети: - Право руля! (Показывают)

Восп.: - Лево руля!

Дети: - Лево руля!

Восп.: - Молодец Данила! И ребятки тоже молодцы! Полный вперед!

Рече-двигательная гимнастика:

             Корабль «Отважный» по морю плывет.

             Команды на нем капитан отдает.

             То лево руля, то право руля, (дети показывают рукой)

             То смело командует: «Полный вперед!»

- Вот и вышли мы в открытое море (Слышится плеск волн, далее крик чаек. Дети сходят с корабля ). Кто это кружится над головой? (Голоса дельфинов или китов.) А это какие-то морские животные появились вдали. Кто же это?

3.Игра «Рыбки и ракушки».

  Педагог снова смотрит на карту:

- Давайте посмотрим на карту, какое у нас следующее задание? Следующая картинка рыбка. Вы хотите познакомиться с морскими обитателями? Тогда давайте заглянем в море, вода здесь чистая и прозрачная. Ребята, садитесь на стульчики. 

    Дети  садятся на стулья. Воспитатель указывает им на сеть с рыбками.

Восп.: - Смотрите, ребята, рыбаки забросили сеть в море и в нее попались рыбки. Кто хочет сосчитать их. Пожалуйста, Даша.

Даша: - Одна, две, три, четыре, пять.

Восп.: - Сколько всего рыбок? (Пять) Ребята, давайте проверим, правильно ли Даша сосчитала, посчитаем все вместе.

    Воспитатель показывает указкой, дети считают.

Восп.: - Молодцы! Как вы думаете, почему рыбки грустные? Как нам им помочь?

Дети: - Освободить!

Воспитатель с детьми «выпускают в море» рыбок, ставят их на подставки в ряд. (Слышится звук ветра, шторма).

Восп.: - Что-то море разбушевалось, рыбки испугались и решили спрятаться за ракушки.

Воспитатель выставляет ракушки (не в ряд, а беспорядочно).

- Максим, посчитай ракушки. Сколько их здесь? (Четыре). Ребята, хватит ли рыбкам ракушек, чтобы спрятаться? (Нет). Почему?

Дети: - Потому что рыбок больше, чем ракушек.

Восп.: - Как это можно проверить?

Дети: - Надо спрятать рыбок за ракушки.

Восп.: - Яна и Лена, спрячьте рыбок за ракушки. Что получилось?

Яна: - Одной ракушки не хватило.

Восп.: - Как жаль рыбку. Что же нужно сделать, чтобы рыбок и ракушек стало поровну?  

Дети: - Добавить одну ракушку.

Восп.: - Пожалуйста, Саша, добавь ракушку, помоги рыбке. Молодец! Настя, как по-другому можно сделать, чтобы рыбок и ракушек стало поровну?

Настя: - Убрать одну рыбку.

Восп.: - Правильно, ребята, Настя говорит? (Да). Умница, Настя, иди, убери одну рыбку. Молодцы, ребята! Справились с заданием, помогли рыбкам.

    Дети убирают рыбок и ракушки в сторону, возвращаются на стулья.

Восп.: - Наше путешествие продолжается.

Воспитатель предлагает встать детям возле стульчиков.

4.Физкультминутка.

Волны плещут в океане.           (рукой делают «волну»)

Что там чудится в тумане?      (смотрят вправо-влево)

Это мачты кораблей,               (потягиваются)

Пусть плывут сюда скорей!   (машут руками к себе)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем.         (ходьба)

Ищем ракушки в песке           (наклоны)

И сжимаем в кулаке.               (сжимают и разжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.            (приседания)

Сядем дружно на песок,        (садятся на стульчики)

Спинку прямо и молчок!      (подносят указательный пальчик к носу)

5.Игра «Морские звезды».

Восп.: - В море можно найти еще много интересного. Что нас ждет дальше? Давайте посмотрим, что нарисовано на карте.

Дети: - Морская звезда!

Восп.: - Верно! Где же они у нас?  Вон там вдалеке, видите? Ой, как их много, какие они все разные. Скажите, чем они отличаются?

Дети: - На них разные фигуры. Разного цвета.

Восп.: - Назовите фигуры, которые вы здесь видите?

Дети: - Круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Восп.: - Какого они цвета?

Дети: - Красные, синие, желтые, зеленые.

Восп.: - Правильно! Давайте поймаем звезды и разложим их в аквариумы.

   Воспитатель раскладывает три обруча одного цвета, а в них карточки с условными обозначениями.

- В этот аквариум вы положите все звезды с квадратами, в следующий аквариум – все звезды с красными фигурами, а в последний – все звезды с треугольниками. Подходите, берите по одной морской звезде и раскладывайте их в аквариумы.

Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выполнения.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Звезды, с какими фигурами лежат в первом аквариуме?

Дети: - Звезды с квадратами.

Восп.: - Какие звезды у нас оказались в следующем аквариуме?

Дети: -  Звезды с красными фигурами.

Восп.: - Какие звезды в последнем аквариуме?

Дети: - С треугольниками.

Восп.: - Хорошо! А сейчас посмотрим, звезды, с какими фигурами и цветами у нас остались в море?

Дети: - С кругами, прямоугольниками, зеленые, желтые, синие.

Восп.: - Молодцы, ребята! Давайте отпустим их снова в море.

Воспитатель убирает обручи, морские звезды остаются. Педагог подзывает детей к себе.

Восп.- Ребята, интересно, где мы сейчас? (Прикладывает руку «козырьком», оглядывается вокруг). Ой, вижу остров впереди. (Показывает на цветы и пальму в углу зала). Давайте на карте посмотрим, что нам нужно найти на этом острове.

  Дети идут к карте. В это время в зал незаметно пробирается Бармалей с сундуком и прячется на «острове» за пальму.

6.Игра «Разложи камушки».

Восп.: - На карте остался только один знак – это… (Сундук). Давайте поищем сундук на острове.

   Дети замечают Бармалея с сундуком в руках.

Восп.: - Вот же он!

Барм.: - Ха-ха-ха! А я не отдам вам его!

Восп.: - Ну как же так?!  Мы выполнили все задания и вообще, ты знал, что чужое брать нельзя?

Воспитатель пытается забрать сундук. Бармалей отпрыгивает в сторону, сундук открывается, из него высыпаются «камушки» (разноцветные крышечки).

Барм.: - Фи! Да это не сокровище?! И я из-за этого столько прятался!

Восп.: - Ребята, давайте покажем, что можно делать с этими камушками, соберем картинки.

Под музыку четверо детей по схемам собирают на столах картинки из крышек (домик, цветок, стрекоза, машина). Остальным детям воспитатель предлагает собрать рассыпанные крышечки по цвету в гномиков.

           F:\РАБОТА\2 РАБОТА\Фото ДЕТСКИЙ САД\РМО Максимова\IMG_7407.JPG

- Смотри, Бармалей, какие картинки получились! Правда, здорово? Молодцы, ребята! Бармалей, скажи теперь, ну разве это не сокровище?! Это же игра-мозаика! В нее можно играть по-разному. Можно разбирать по цветам, а можно собирать из камушков разные картинки или считать их.

Барм.: - Вот здорово! Как интеремно! Простите, что я спрятал от вас игру. Я больше не буду хулиганить.

Восп.: - Ладно, Бармалей. Приходи к нам в детский сад, будем вместе играть.  До свидания!

Бармалей прощается и уходит.

Анализ.

Восп.: - Ну, что ж, ребята, наши приключения закончились. Давайте посмотрим на карту и вспомним наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Каких морских обитателей вы видели? Вы все молодцы, потому что были очень активными, умными и смелыми. А самое главное, вы помогли гномикам!

    А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Берите гномиков с собой. Становитесь парами, мы с вами вернемся в детский сад на пароходе.

Под детскую песенку «Кораблик» дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» в средней группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» в средней группе...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений ТРИЗ для детей средней группы

Предлагается материал НОД с играми развивающими внимание, знание частей суток и счета до 5....

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений в младшей и старшей группах с использованием блоков Дьенеша.

Ребенку исполнилось 5 или 6 лет,и мы задумываемся,как лучше развивать его способности.Родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет.Наша задач...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные знания в  изменившейся ситуации.Занятие носит комплексный интегрированный харак...

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений «Помощники» (для детей младшей группы)

Учить детей находить один и много предметов  в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос "сколько?" используя слова один, много....