Практикум «Возможности использования палочек Кюизенера в логико – математическом развитии дошкольников»
методическая разработка по математике

Мехралиева Наталья Викторовна

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx20.51 КБ
Файл praktikum_d.k.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Возможности использования палочек Кюизенера в логико – математическом развитии дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.). Важно формировать у дошкольников способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этих задач важную роль играют развивающие игры, в частности, знакомый многим по своим развивающим возможностям дидактический материал – Палочки Кюизенера. Цветные числа (как называют палочки Кюизенера) позволяют решать следующие задачи, которые вы можете прочитать на слайде.

 -познакомить с понятием цвета                                                                                           - познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины                                           - познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда                            - осваивать прямой и обратный счет                                                                                     - познакомить с составом числа                                                                                              - помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания                      - научить делить целое на части и измерять объекты                                                         - развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже)        

Предлагаю вам вспомнить, из чего состоит набор палочек Кюизенера?  Это набор цветных счетных палочек, в комплекте 116 деталей. Они отличаются по цвету и по размеру. Их длина от 1 до 10 сантиметров, которая показывает значение чисел. Самый короткий счетный материал,  это белая палочка соответствует числу 1. Чем больше длина палочки, тем больше значение, которое оно выражает. Самая длинная палочка в нашем наборе – это оранжевая палочка – число 10 (показ). На слайде вы можете посмотреть какому цвету соответствует какое число.

Работу с палочками необходимо проходить в два этапа.

На первом этапе работая с детьми 2-4 лет палочки используют, как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, важно на данном этапе объяснить детям какой они длины, какого размера, цвета. Можно провести вот такие простые игры, например, покажи мне палочку синего цвета, покажите палочку желтого цвета и т.д.

Далее детям предлагается выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.  Для этого можно использовать альбом «Волшебные дорожки». Детям младшего возраста нравиться игра «У куклы Маши новоселье» она переехала в большой, красивый дом, но вот в доме нет мебели. Мы можем помочь нашей кукле? Чем мы можем помочь? Мы можем сделать ей мебель: стол, стул, шкаф.                                            

На втором этапе работая с детьми 4-7 лет используют   упражнения в плоскостном и объемном моделировании.                                                      Детям предлагают выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин.  Палочки   используют для освоения количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте палочек с использованием знаков арифметических действий.                        Для обучения составу числа, лучше использовать, упражнение «Коврик».            Предлагаю вам его выполнить. Берем одну какую-либо палочку (например, желтую). Подберите палочки разного цвета так, чтобы они были равны длине желтой палочки. Каждый «коврик» заканчивается рядом, состоящим из белых палочек, который носит название «бахрома».                                                                                                

 Опишите свои коврики. Цветом: «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый». Числами: «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один».                                          

А теперь я предлагаю вам ряд заданий на тему «Космическое путешествие» в котором через игровые упражнения покажу, как можно использовать палочки Кюизенера в логико – математическом развитии.

Где взлетают ракеты? Как добраться до космодрома, если к нему ведет только железная дорога? Поезд нужно построить.

  1. Игровое упражнение «Поезд»

А) Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда стали равными по длине?

Какие две палочки вы добавили и почему?

Б) Наш поезд состоит из трех вагонов: голубого, желтого и розового цвета. При этом: желтый в середине, а розовый не является первым.

В какой последовательности стоят вагоны? Найдите в наборе палочку такой же длины, как составленный поезд. Сколько пассажиров село в поезд? (10)

Задачи: это упражнение учит детей понимать условие предложенной задачи и выполнять ее решение самостоятельно. Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Быстро едет паровоз

Только слышен стук колес.          

Поехали, Отъехали.

И доехали до станции «Домовая»

На этой станции идет строительство домов.

2. Игровое упражнение «Строительство домов»

 Возьмите 4 палочки голубого цвета и сделайте из них домик.   Затем  возьмите 2 палочки  на единицу больше, и сделать крышу.
   – С правой стороны от дома постройте  дом из палочек, на единицу больше , чем голубая палочка (красный), с другой – на единицу меньше , чем (розовый).  
Какое число обозначает голубая палочка? (3) Поэтому дом с права будет красным? Палочка красного цвета обозначает число 4. Какого цвета большой, маленький дом?
   – Сколько всего домов?
   – Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
   Задачи: это упражнение учит детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который, по счету?»


 Быстро едет паровоз

Только слышен стук колес.          

Поехали, Отъехали.

И наконец доехали до станции «Восток»

Добрались до Космодрома, нас встречает  инженер – конструктор. Он изобрел ракету и просит нас, ее построить. Надо быть очень внимательными.

3.Игровое упражнение «Ракета»

Строим ракету рядом с чертежом. Какого цвета палочка с числом 10, 4, 9 и т.д?

  Как подняться в ракету? (лесенка) Слева от ракеты постройте лесенку.

Задачи:  учить соотносить цвет  с числом. Освоение операции «декодирования»

4. Игровое упражнение «Лесенка».                                                   Задачи: развиваем представления о длине. Увеличивать и уменьшать числа на 1-2 в практической деятельности

Составьте  лесенку из желтой, белой и голубой палочек. Найдите среди них место для розовой и красной палочек. Куда вы поставили розовую и красную палочку? Почему? Поднимаясь по лестнице, называя цвета  ступенек через одну. Спускаясь, называя цвета каждой ступеньки. Куда вы поставили розовую и красную палочку? Почему?

Стартуют в космос корабли

Как здорово, что мы смогли

В просторы вырваться Вселенной!

Впереди планета, на планете нас кто-то встречает. Кто это мы узнаем, если сможет завершить портрет.

5.Игровое упражнение «Заверши портрет» 

Цель: умения работать по схеме и переносить на схему собственные проекты, умения ориентироваться на плоскости.  Познакомиться с симметрией, системой координат, цифрами, научиться самостоятельно, добиваться результата.          

        Кто живет на планете? Инопланетянин.  

 Закончился космический полет

Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера способствует успешности обучения ребенка в школе по математике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум « Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников » Подготовила: воспитатель Мехралиева Н.В «МАДОУ «Детский сад № 6 «Светлячок»

Слайд 2

Палочки Кюизенера позволяют : П ознакомить с понятием цвета П ознакомить с понятием величины: длины, высоты, ширины П ознакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда Освоить прямой и обратный счет П ознакомить с составом числа П омочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания Научить делить целое на части и измерять объекты Р азвивать пространственные представления (слева, справа, выше , ниже)

Слайд 4

Первый этап

Слайд 5

СТОЛ СТУЛ ЗАБОР ДОРОЖКИ

Слайд 6

Второй этап

Слайд 8

Игровое упражнение «Коврик»

Слайд 9

2 2 10 1 4 4 10 1 9 9 7

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

«Возможности использования палочек Кюизенера для формирования количественных представлений в разновозрастной группе ДОУ»

Для детей дошкольного возраста формирование и развитие элементарных математических представлений имеет огромную ценность. Происходит интенсивное умственное развитие ребенка, раскрываются его познавате...

Семинар-практикум на тему: «Современный подход к логико-математическому развитию дошкольников»

Цель:Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и организованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников.Задачи:- Формиро...

Консультация для воспитателей ДОУ "Использование технологии ТРИЗ в логико-математическом развитии дошкольников"

В консультации описаны основные средства педагогичесокго воздействия в ТРИЗ-педагогике, раскрыты дидактические принципы....

«Использование светового стола в логико-математическом развитии дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ по использованиюсветового стола при развитии логико-математических представлений старших дошкольников....

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...