Конспект проведения совместной непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений Тема: «Как помочь Буратино?» Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Семенова Вера Степановна

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить знание детей о последовательности дней недели.
 Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.
 Совершенствовать знания о составе числа 5 из 2-х меньших чисел;
 Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:

Способствовать развитию логического мышления, внимания.
Воспитательные задачи:

 Воспитывать усидчивость, умение слушать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_kak_pomoch_buratino.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей» Государственного бюджетного образовательного учреждения лицея № 329 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект проведения совместной непосредственно- образовательной деятельности

 с детьми старшего дошкольного возраста

по формированию элементарных математических представлений

Тема:  «Как помочь Буратино?»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Провела воспитатель подготовительной группы

Семенова Вера Степановна

Санкт-Петербург

 2019

ОО «Познавательное развитие»

Вид детской деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить знание детей о последовательности дней недели.
Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.
Совершенствовать знания о составе числа 5 из 2-х меньших чисел;
Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:

Способствовать развитию логического мышления, внимания.
Воспитательные задачи:

 Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Предварительная работа:

Изготовить таблицы:
- числа;
- геометрические фигуры.
Подготовить раздаточный материал;
Подготовить демонстрационный материал.

Педагогические технологии:

- здоровьезберегающие технологии (физкультминутка для профилактики утомления «Буратино»)

-обучение в сотрудничестве (решение поставленных задач при взаимодействии со сверстниками)

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Таблица с геометрическими фигурами;
2. Таблица с числами;
3. Картинка «человечек из геометрических фигур»;
4. Числовой домик (без жильцов).

Раздаточный материал:

1. Числовые веера (по 1 на каждого ребёнка);
2. Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);
3. Листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка; размер клетки 0,5 х. 0,5 или 1 х 1 см.)

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём?

Дети:

-Да!

Чтение письма

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1.»

Воспитатель:

- Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

- Саша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его

Задание №1

Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после четверга?

4. Какой день идёт перед средой?

5. Как называется пятый день недели?

6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

7. Как называются «выходные» дни недели?

Воспитатель:

-Молодцы! Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…).

Что же это за геометрическая фигура?

Дети: Да, это круг.

-Давайте посмотрим, есть ли в конверте с геометрической фигурой – круг. Маша, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).

Задание № 2

«Вы идёте правильной дорогой. Если вы правильно выполните задание, то в конце найдёте подсказку» (дети выполняют задание).

Смотрите приложение 1.

Подсказка: число, которое вы открыли последним, это номер следующего задания. Задание в конверте с геометрической фигурой, у которой количество углов равно числу, которое было открыто последним.

Воспитатель:

- Какое число было открыто последним?

Дети:

-Число 3.

Воспитатель:

- Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Дети:

-3 угла у треугольника. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

Задание № 3

Воспитатель:

- Ответьте на вопрос и решите задачи.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Дети:

-Две.

Воспитатель:

- Назовите их.

Дети:

1 – условие. 2 – вопрос.

Воспитатель:

- Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на мои вопросы. «На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»

Воспитатель:

- 1-й вопрос. Есть ли в этой задаче условие?

Дети: Да.

Воспитатель: Назовите его. - 2-й вопрос.

 Есть ли в этой задаче вопрос?

Дети: Да.  

Воспитатель: Назовите его.

Воспитатель:

- А теперь решите эту задачу, и ответ покажите на числовом веере.

Задача № 2

«На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке?

Дети: 2

Воспитатель:

-Задача № 3

«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: 2 матрёшки, Буратино, и весёлый Чиполлино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки.

Дети: 3

Воспитатель:

-Задача № 4

«Во дворе гулял павлин, Подошёл ещё один, 2 павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами!»

Дети: 4

Воспитатель:

- Вы запомнили ответ последней задачи?

Дети: 4

Воспитатель:

- Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?

Дети:

-Это квадрат.

Воспитатель:

- Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети:

-Гимнастика.

Воспитатель:

- Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
(
встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться в исходное положение)

Вот нагнулся, разогнулся,
(
руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд. Выпрямиться)

Руки в стороны развёл,
(
развести руки в стороны)

Ключик, видно, не нашёл,
(
повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам достать
(
опустить руки вниз)

Надо на носочки встать
(
встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки перед собой)

И руками  помахать. (махи руками)

Воспитатель:

- А теперь откроем конверт, на котором изображён квадрат. (воспитатель открывает конверт, достаёт задание).

Задание № 4 

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какой красивый домик! Только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать. Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома (см. приложение № 2).

Воспитатель:

- Подвиньте к себе домики и карандаши. Пронумеруйте квартиры. (дети выполняют письменное задание). Все справились? Давайте проверим. Савелий, пожалуйста, расскажи, как ты пронумеровал квартиры. (Савелий рассказывает, как он выполнил задание, все проверяют свои работы).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Осталось всего 2 конверта. Какой же из них следующий? Где же может быть подсказка? Ничего необычного вы в группе не замечаете?

Дети:

- На окне большой зелёный прямоугольник.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, не подсказка ли это.

(воспитатель берёт прямоугольник и читает напечатанный на нём текст) «Следующее задание в конверте с изображением прямоугольника».

Воспитатель:

- Артур, принеси нужный конверт.

(ребенок приносит конверт, воспитатель читает задание)

Задание № 5 

«Найдите в группе необычного мальчика. Он находится слева от парикмахерской  за белым медведем (белый медведь- игрушка)».

Воспитатель:

- Аня, посмотри, кто там спрятался.

(ребёнок подходит к указанному месту, достаёт нарисованное  с помощью геометрических фигур, изображение мальчика и приносит воспитателю). См. приложение № 3.

Воспитатель:

- Это, правда, необычный мальчик. Из чего же он состоит?

Дети:

-Из геометрических фигур.

Воспитатель:

- Назовите их.

Дети:

-Круги, прямоугольники, квадраты, треугольники.

Воспитатель:

- А теперь сосчитайте и покажите на числовом веере:

1. Сколько КРУГОВ понадобилось для изображения мальчика? (6)

2. Сколько ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ (4)

3. Сколько КВАДРАТОВ (3)

4. Сколько ТРЕУГОЛЬНИКОВ (7)

(раздаётся стук в дверь, в группу вносится конверт)

Воспитатель:

- Это нам? Спасибо. А от кого оно? - Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.

Чтение письма

«Мы устали ждать, поэтому решили вернуть вам Буратино вместе с золотым ключиком. Но у нас есть одно условие. Вот оно: нарисуйте нам подарки. Рисовать вы должны по клеточкам. Вот подсказка».

Воспитатель:

- Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем:  4 клетки – вправо,  2 клетки – вверх,  4 клетки – вправо,  5 клеток – вниз,  4 клетки – влево, 2 клетки – вверх, 4 клетки – влево,  1 клетка – вниз,  1 клетка – влево,  1 клетка – вниз, 1 клетка – влево,  3 клетки – вверх.

Воспитатель:

- Что получилось?

Дети:

-Ключик.

Воспитатель:

- Давайте отправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они помогут освободить Буратино (работы собираются и выносятся за пределы группы). Подводится итог занятия, во время которого «почтальон» (другой воспитатель) вносит в группу письмо – ответ.

Рефлексия:

«Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. До свидания! Спешу на урок!»

  • Ребята, скажите, чему мы с вами научились во время путешествия?
  •  Что вам особенно понравилось на занятии?
  • С чем вы легко справились?
  • Что показалось вам трудным?
  • Что было интересно? Если что-то было не интересно, то почему?
  • Как вы думаете, пригодятся  ли знания полученные сегодня в повседневной жизни?

Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше занятие закончено.

Список литературы:

  1. Волина  В.В. Учимся играя. – М.,1994
  2. Волина В.В.Веселая грамматика. – М., 1995
  3. Кривин Ф. Карманная школа. – Ужгород, 1965


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Приключения с бароном Мюнхгаузеном».

ООД с детьми старшего дошкольного возраста с целью повышения уровня познавательных способностией через систему решений комбинаторных задач при использовании нестандартного дидактического материала....

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений на тему: «Спасение Королевы Математики»

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений на тему: «Спасение Королевы Математики»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием современных технологий «Приключения Царевны-Лягушки»

Планируемые результаты:По образовательным  задачам:- увеличивает и уменьшает число на 1;- выполняет математические действия в пределах 10;- решает  задачи в одно действие и неравенства;- зна...

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений "Пробьют часы12 раз"

Данный конспект поможет формировать временные представления у старших дошкольников. Умение ориентироваться во времени имеет важное значение, т.к. на его основе планируется и регулируется жизнь и повсе...

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геоме...

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений

Данный материал может быть использован в качестве опорного конспекта на занятиях по ФЭМП в подготовительной группе...