Формирование представлений о количестве и счёте у детей средней группы посредством использования дидактической игры.
статья по математике (средняя группа)

Волкова Екатерина Павловна

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Одним из традиционных направлений формирования элементарных математических представлений у дошкольников является - количество и счёт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о количестве и счёте у детей средней группы посредством использования  дидактической игры.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Одним из традиционных направлений формирования элементарных математических представлений у дошкольников является - количество и счёт. Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В.А. Сухомлинский "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности."

Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием: «Найди столько же!», «Разложи по порядку!» и др. В конце занятия часто проводятся подвижные игры, включающие ходьбу и бег: «Найди свой домик!», «Автомобили и гаражи». Они дают детям двигательную разрядку.

Начиная работу по обучению счёту следует подвести ребенка к пониманию образования числа на основе сравнения множеств, помочь овладеть процессуальным и итоговым счётом, научить различать и использовать количественный и порядковый счёт в разных видах деятельности.

Начиная со средней группы, дети знакомятся со счётом  в пределах 5. Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос сколько?) и овладеть её средствами: называнием числительных по порядку и соотнесением их к каждому элементу множества.

Сравнивая 2 группы предметов, расположенные в 2 параллельных ряда, одна под другой, дети видят, в какой группе больше (меньше) предметов или их в обеих поровну. Они обозначают эти различия словами – числительными и убеждаются: в группах поровну предметов, их количество обозначается одним и тем же словом (2 красных кружка и 2 синих кружка), добавили (убрали) один предмет, их стало больше (меньше), и группа стала обозначаться новым словом. Дети начинают понимать, что каждое число обозначает определенное количество предметов, постепенно усваивают связи между числами.

 Сравниваем множества по количеству элементов, которые входят в них:

«Чего больше? Чего меньше? Поровну, по сколько?»

Нарушаем равенство (прибавляем к одному из множеств ещё один элемент);

Вновь спрашиваем: «Чего сейчас больше?»;

Пересчитываем большее множество (счет в новых границах всегда должен брать на себя воспитатель).

«А вот сколько сейчас предметов, я вам, детки, посчитаю» (воспитатель снова напоминает правила счёта, считает).

Так сколько предметов? (4)

Сравниваем множество через число, смежные числа

«Этих предметов, мы говорили 4, а этих – 3, их меньше. Какое число больше: 4 или 3? Какое число меньше: 3 или 4?

Восстановление равенства.

«Давайте сделаем, чтобы было снова поровну. Как нам это сделать?» (Дети предлагают отнять один предмет (и так можно) или прибавить ко второму множеству один предмет. Мы должны обратить внимание на последнее предложение);

Счёт второго множества.

Воспитатель опять берёт на себя эту роль:

«Сколько теперь предметов, я вам посчитаю» (пересчитывает, придерживаясь правил);

Сравнение множеств через число:

«Сколько этих предметов?» (4),

«А этих сколько?» (4),

«Чего больше? Меньше?» (поровну)

«Поровну? По сколько?» (по 4)

В дальнейшем (после того, как дети научатся считать до пяти) необходимо показать образование числа 4 путем уменьшения множества на единицу. Таким образом, образование каждого числа показывается двумя способами, путем увеличения и уменьшения множества на 1.

Полученные представления дети закрепляют в других видах деятельности (особенно сюжетно-ролевых играх, настольно-печатных, играх с палочками).

Обучение приёмам отсчета предметов.

При обучении отсчету следует помнить, что дети часто допускают следующие ошибки:

считают не отсчитанные предметы, а свои действия. Ребенок берет один предмет из общего количества и говорит: «один», отставляет его в сторону или кладет в коробку, корзинку и говорит: «два», т. е. при отсчитывании одного предмета результат счета увеличивается вдвое. Следует дать детям ориентир для называния числа, например: «Число называем тогда, когда предмет уже положили в корзинку».

Различают следующие варианты отсчета:

- отсчет по образцу (наиболее легкий для детей, так как имеет зрительный контрольный ориентир). Образцами для отсчета могут служить группы предметов («отсчитай столько шишек, сколько ты видишь медведей»), карточки с изображениями («отсчитай столько грибов, сколько белочек нарисовано на карточке»).

- отсчет по названному числу.

Задание для отсчета по названному числу звучит так: «Отсчитай пять апельсинов».

Во время выполнения ребенком действия педагог не должен вмешиваться, чтобы не сбить ребенка со счета, даже если ребенок допускает ошибку. Лучше это сделать после выполнения задания, предложив воспитаннику подумать, в чем он ошибся.

Обязательным в обучении выступают итоговые вопросы педагога: «Сколько ты отсчитал?», «Почему именно столько?».

Обучение порядковому счету.

1 этап. Знакомство с порядковым счетом проводится в процессе драматизации сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»).

Воспитатель показывает детям, что для ответа на вопрос «На каком по счету месте?» используются порядковые числительные: первый, второй, третий и т.д.. Важно, чтобы предметы располагались линейно и указывалось направление счета.

Пример: сказка «Репка».

Воспитатель выкладывает героев сказки. Выясняет сколько всего, предлагает детям сосчитать. Затем сам рассказывает, кто какой по счету пришел: первый – дедка, вторая - бабка…. После этого задаются 2 вида вопросов:

- Кто пришел первым, вторым, третьим…?

- Какая по счету стоит мышка? (указывается, что считать следует слева направо).

После этого воспитатель подводит детей к тому, что определить место предмета среди других можно лишь, если герои стоят в ряд.

2 этап. Показывается детям, в каких случаях используются количественные, а в каких порядковые числительные. Предлагаются упражнения, в которых задаем 2 вопроса: «Сколько всего?» и «На каком по счету месте?». Следим, какие числительные используют дети. Поясняем, в каком случае, какие числительные надо произносить. Детей подводят к выводу, что для того, чтобы определить, сколько предметов, используют количественный счет, а чтобы определить место предмета среди других, используется порядковый счет.

Объясняем цель и правила порядкового счета.

Цель: определить порядковое место каждого объекта.

Правила: назвать направление счета; использовать при назывании только порядковые числительные; считать до того объекта, место которого мы хотим определить.

Показываем порядковый счет в одном направлении (например, слева направо).

Упражняем детей в определении места каждого предмета при счете в одном направлении (например, слева направо).

Для закрепления умений используется игра «Что изменилось?». Данная игра является обязательной частью алгоритма, поскольку лучше всего позволяет упражнять детей в порядковом счете в разных направлениях в ситуации ведущего вида деятельности.

Счёт множеств, воспринимаемых разными анализаторами.

Наряду с опорой на зрительное восприятие, важно упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить вести их счёт движений.

Обучение счету движений.

Упражняя детей в счёте движений, им предлагают воспроизвести указанное количество движений либо по образцу, либо по названному числу. Считать можно приседания, броски мяча, шаги, взмахи руками, отбивание мяча, наклоны и т. п. Также можно использовать физминутки:

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево – вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево – вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Обучение счету звукового множества (счет на слух).

При обучении счету на слух можно использовать шумовые звуковые множества (хлопков, стуков и т. п.) и множества музыкальных звуков.

Для создания звукового множества используют инструменты, которые издают одинарные чистые звуки - металлофон, барабан, фортепиано; нельзя использовать маракасы, бубен, кастаньеты.

На начальных этапах обучения дети считают звуки, которые издает инструмент или создает педагог, не пряча источник звука от детей.  В дальнейшем источник звука можно спрятать за невысокую ширму или за спинами детей. Счет звукового множества целесообразно сочетать со сравнением множеств по количеству элементов («положи столько кубиков, сколько услышишь звуков»; «присядь столько раз, сколько услышишь звуков» и т. п.)

Обучение счету на ощупь.

Для обучения счету на ощупь (при помощи осязания) используется специальный дидактический материал:

специальные карточки, на которые прикреплены элементы множества для счёта: карточки с пришитыми пуговицами или с наклеенными объемными предметами (половинки скорлупы грецких орехов, желуди, каштаны, пробки от пластиковых бутылок и т. п.).

Применение счёта в разных видах детской деятельности.

Счёт может использоваться в разных жизненных и игровых ситуациях, требующих от детей применения навыков счёта. Например: в играх с куклами, дети выясняют, хватит ли посуды для «приема гостей» и т.д. В игре «в магазин» пользуются чеками-карточками, на которых нарисовано определённое количество предметов или кружков. Воспитатель вносит соответствующие атрибуты и подсказывает игровые действия, включающие счет предметов.  

Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения.

Литература:

- От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: для работы с детьми 4 – 5 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

- Формирование элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А.Позина.

- "Математика в детском саду" Л.С. Метлина, Пособие для воспитателя детского сада.

-  Использовала интернет - ресурсы: социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактической игры

проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактической игры...

«Формирование представлений здорового образа жизни у детей средней группы посредством внедрения дидактических игр».

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, организм Проблема  становления ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошко...

Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр математического содержания

laquo;Формирование представлений о количестве и счете у детейстаршего дошкольного возраста посредством использования игрматематического содержания»....

Дидактическая игра "Сказочный счет" по формированию представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста

Данная игра поможет воспитателю в игровой форме закрепить знания о количестве и счете у детей....

Конспект НОД «Познай свое тело» (формирование представлений о ЗОЖ) познавательное развитие для детей средней группы

Конспект НОД «Познай свое тело»(формирование представлений о ЗОЖ)познавательное развитиедля детей средней группы...

Конспект НОД «Познай свое тело» (формирование представлений о ЗОЖ) познавательное развитие для детей средней группы

Конспект НОД «Познай свое тело»(формирование представлений о ЗОЖ)познавательное развитиедля детей средней группы...