Методическая разработка по образовательной области «Познание», по математике с использованием палочек Кюизенера для детей старшего возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Трошина Елена Александровна

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_femp_na_sayt.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 25 «Светлячок»

Методическая разработка по образовательной области

 «Познание», по математике с использованием  палочек

 Кюизенера для детей старшего возраста

Тема: Путешествие по сказкам»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью палочек Кюизенера.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число.

2. Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

3. Учить детей составлять число 6 из двух меньших чисел;

4. Закреплять представление детей о  размере (длине) и цвете.

6. Расширить и закрепить знания детей о сказках.

Развивающие:

1. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь,

умение рассуждать, доказывать.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудования

-для детей
Палочки Кюизенера на каждого ребёнка, схема для постройки машины, карточки с кроватками на каждого ребёнка, Угощение для детей

-для педагога презентация..

Методические приёмы:

Наглядные;

Словесные (напоминания, указания, вопросы);

Игровые (сюрпризный момент);

Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

Ход ООД

1. Психологический настрой.1 мин.

-Ребята, у нас сегодня в группе много гостей-взрослых. Что нам нужно сделать? (Поздороваться!)

-Правильно (Дети здороваются)

А сейчас:

Мы за руки возьмемся (взяться за руки)

Друг другу улыбнемся: вот так(улыбнуться в обе стороны)

Мы не будем ссориться,                 (погрозить пальчиком )

Будем мы дружить                          (сцепить руки над головой)

Ручками своими                               («фонарики»)

Тепло души дарить.                        (погладить соседа по голове или спине)

- Вот какие у вас замечательные ручки- приветливые и ласковые. А что еще умеют делать ваши ручки в детском саду? (Лепить, рисовать, собирать игрушки и т. д)

-Дети, ваши ручки умеют работать с Цветными палочками(Да) 

-Это умение нам сегодня очень пригодится.

2. Организационный момент. 1 - 2 мин.

-Посмотрите, сегодня утром почтальон принес нам письмо(слайд 2)

Прислал нам его гномик.Давайте прочитаем(на экране  конверт и текст письма)(слайд 3)

«Здравствуйте ребята, в стране сказок был сильный ветер, и теперь там страшный  беспорядок. Помогите, пожалуйста, сказочным героям, навести порядок в их сказках. Гномик».

-Ребята, гномик просит нас о помощи, приглашает  в гости в  страну сказок. Это большая и удивительная страна. Путь туда неблизкий. 

3. Подготовка к усвоению нового материала. 2 мин.

-Прежде чем отправиться дальше, давайте спустимся по лестнице, и назовем цвет и номер  каждой палочки (Дети рассказывают стихотворение о лесенке из палочек Кюизенера и делают различные упражнения) (слайд 4)
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки мы считаем.     (дети шагают на месте)
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!     (дети хлопают в ладоши)
(слайд 5 - 14)

Первая это белый листок!    (дети рисуют в воздухе двумя  

пальцами квадрат)
Вторая – розовый лепесток!   (дети подносят ладошки к носу и

делают вдох)
Третья, как голубой океан   (дети делают движения руками,

как прыжки дельфинов)
Четвёртая – красный красивый тюльпан  (дети складывают ладошки вместе

с локтями)
Пятая – желтый солнечный свет!       (круговые движения руками)
Шестая – сиреневый яркий букет      (дети соединяют руки кольцом и чуть

наклоняются вперёд)
Седьмая – чёрный пушистый кот!           (дети показывают движение кошачьих

лапок)
Восьмая – вкусный вишнёвый торт    (ладони вытянуты вперёд, держим торт

и дуем на свечи)
Девятая – синий мой мячик                 (ладони соединяются шариком

движение подбросили и поймали)
Десятая – оранжевый зайчик              (ладони ушки на макушке шевелятся).

4.  Содержательный этап. 20 мин.

-Итак, мы отправляемся с вами в путешествие.

-Но на чем же мы отправимся туда? (дети называют транспорт, на котором можно доехать: автобус, машина, поезд, телега, воздушный шар и т.д)

-Ребята, подождите, в письме еще что – то написано. Оказывается, мы не все прочитали.(слайд 15)

-Посмотрите,Гномик хотел отправить за вами машину, но она сломалась, и он предлагает сделать ее вот по такой схеме.

-Проходите за столы, там для вас лежат приготовленные гномиком цветные палочки (дети проходят за столы)

-Первой  положим палочку, обозначающую какую цифру? (цифру один)

-Какого цвета она будет? (белая)

-Какого цвета палочка будет лежать за белой? (голубая палочка)

-Почему? (обозначает цифру 3)

-Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить вертикально.

-Какого цвета палочка будет лежать за голубой?(красная)

-Какая она по счету? (третья)

-Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить горизонтально.

-Ребята, чего еще не хватает для того, чтобы отправиться в путь? (колес)

-Колеса у нас будут из палочек, обозначающих цифру 1.

-Какого цвета палочки мы поставим? (белые) (дети делают колеса)

- Посмотрите на экран.(слайд 16)

-Проверьте, правильно ли вы выложили машину.

-Молодцы, все справились с заданием.

Отправляемся в путь.(Звучит музыка) (Подошли к экрану)

-Вот мы и приехали, но в сказку дверь непросто открывается.

Вам известен молодец,

Без которого жилец

Хоть и знает, где живет,

А в свой дом не попадет (Ключ)(слайд 17)

-Ключик этот не простой, а золотой.

-Из какой сказки этот ключик? (Сказка о золотом ключике или приключение Буратино).

-А теперь я предлагаю построить свои золотые ключики. (Дети подходят к столам, выкладывают из палочек ключики)

Молодцы! Посмотрите на экран, какие ключики могли бы у вас еще получиться (слайд 18)

- Этим золотым ключиком мы открываем дверь в сказку. А в какую сказку мы с вами попадем – вы узнаете, когда отгадаете загадку.

А дорога далека.

А корзинка нелегка.

Сесть бы на пенек,

Съесть пирожок.        (Маша и медведь.)

-Правильно, мы попали в сказку «Маша и медведь»(слайд 19)

Гимнастика для глаз(слайд 20)

Сел медведь на бревнышко (присели)

Стал глядеть на солнышко (смотрят вверх, поднять голову кверху)

Не гляди на свет медведь (глазами вправо, -влево, моргают глазами)

Глазки могут заболеть.

(Дети подходят к столам и работают парами)

-Машенька очень  хотела порадовать медведя и решила соткать  для него коврик, но у Машеньки только одна фиолетовая ниточка. (слайд 21)

 -Давайте мы с вами поможем Машеньке, сделаем красивые коврики, из наших палочек.

-У нас с вами уже лежит фиолетовая палочка, это будет основа коврика. Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться.

-Прочитаем коврик.(слайд 22)

-Какое число обозначает фиолетовая палочка? (6)

-Из палочек какого цвета состоит второй ряд коврика, если первая палочка белого цвета? (белая и желтая)

-Палочки какого цвета взяли для третьего ряда? (розовую и красную)

-И четвертый ряд у нас состоит из палочек …(голубого цвета).

-Давайте «Прочитаем» коврик числами. (шесть это один и пять, два и     четыре, три и три, четыре и два, пять и один).

- Чтобы коврик получился завершённым, надо его украсить бахромой, бахрома у нас будет из белых палочек, их мы положим на фиолетовую палочку.

Наше путешествие продолжается.

Физическая минутка «Медведи»(слайд 23)

Три медведя шли домой (шагают покачиваясь)

Папа был большой- большой (руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (руки к груди)

А сынок малютка просто (приседают)

Очень маленький он был (в приседе переваливаются с ноги на ногу)

С погремушкою ходил дзинь-ля-ля (встают и звенят погремушкой)

(дети подходят к столам).

-Нашим ключиком золотым открываем дверь в следующую сказку.

«Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?» (Три медведя)(слайд 24)

(слайд 25)Дети, у медведей поломались все кровати.

-Давайте поможем имвсе кровати отремонтировать и заправить.

-У кого будет самая большая кровать?(У папы,Михаила Ивановича)

-Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)

-А самая маленькая? (у Мишутки)

-Она какого цвета (фиолетовая).

-Тогда  у  Настасьи Петровны кровать будет среднего размера, и цвет у

нее…(вишневый)(Дети выкладывают кровати из палочек за столами)

- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:(слайд 26, 27,28)

-Сверху в одну линию положим «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - палочек.

- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?

- на средней кроватке?

- на маленькой кроватке? (Ответы детей)

- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)

- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны

на каждую кровать.

- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы

им помогли.

5.Рефлексия. 2 мин (слайд 29)

- Спасибо, Вам ребята, что помогли сказочным героям.

Гномик благодарит вас  за помощь, передает вам подарок и прощается с вами.

Пришло время расставаться

И с героями сказок прощаться.

Но не будем унывать

Сказку будем в гости звать.

6. Заключительная часть.1 мин.

-Нам пора возвращаться в детский сад, чтобы быстрее добраться, скажем, волшебные слова. Закройте глаза.

Все мы дружные ребята,

Мы – ребята дошколята.

Из любого положенья

Выход мы всегда найдем

Фантазировать умеем

И нигде не пропадем.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Кому понравилось наше путешествие, улыбнитесь, а если нет – нахмурьтесь.

- Что больше всего вам понравилось?

- А какое было самое трудное задание?

- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...

Конспект по образовательной области познание с интеграцией в художественное творчество для детей старшей группы тема: “Наблюдение за морской свинкой»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста для обобщения и систематизации знаний о грызунах (на примере морской свинки)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

Методическая разработка по образовательной области "Познание"-ФЭМП

Аналитическая справка открытой образовательной деятельности, проведенной в рамках методической недели по образовательной области "Познание" ФЭМП...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Животные Зимой» (старший возраст)

Методическая разработка НОД " Животные зимой"- это авторская разработка,которой может быть основой для проведения интересного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного  воз...

 Методическая разработка "Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста"

В методической разработке раскрываются этапы формирования пространственных предлогов. Предлагаются игры и упражнения по преодолению аграмматизмов в речи....