Игры с пособием кораблик Брызг-брызг
картотека по математике (средняя группа)

Глухарева Ольга Сергеевна

Игры с  «Корабликом «Брызг-Брызг».

     

 Развивает:

Совершенствование интеллекта: развивает память, мышление, речь;

Развитие математических представлений: цвет, высота предметов, пространственные представления, условная мерка (флажок, количественный и порядковый счет, состав числа;

Тренировка мелкой моторики руки;

Развитие умения решать логико-математические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_korablikom_bryzg-bryzg.docx646.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с  «Корабликом «Брызг-Брызг».

      C:\Users\Оля\Desktop\для воспитательгода\воспитатель года\обобщение опыта работы\фото\20221103_152845.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-344161-1592625129.jpg

 Развивает:

Совершенствование интеллекта: развивает память, мышление, речь;

Развитие математических представлений: цвет, высота предметов, пространственные представления, условная мерка (флажок, количественный и порядковый счет, состав числа;

Тренировка мелкой моторики руки;

Развитие умения решать логико-математические задачи.

Как играть.

Играя в кораблик «Брызг-Брызг» дети отправятся в захватывающее морское путешествие с отважной командой: Гусь-капитан и его дружными помощниками Лягушками-матросами: Речкин, Морейкин, Озёркин.

В их компании ребятам будет ещё интереснее выполнять различные игровые задания.

Отважный кораблик

Плывет в океан,

Лягушки-матросы,

А Гусь – капитан.

Лягушки-забыв по усталость и скуку.

В пути изучают морскую науку.

     Подплыл кораблик к пристани. Стал на прикол. Давайте рассмотрим кораблик «Брызг-Брызг».

       Вначале рекомендуется рассматривать кораблик без флажков.

- Ребята, сколько вы видите мачт на корабле? (семь)

- У кораблика «Брызг-Брызг» семь мачт разных по высоте.

1 – самая низкая.

2 – низкая,

3 – ниже средней,

4 –средняя,

5 – выше средней,

6 – высокая.

7 – самая высокая.

- Как еще можно назвать высоту третьей мачты? (выше низкой).

- Пятой мачты? (ниже высокой).

- Как можно назвать высоту остальных мачт?

- Мачты какой высоты находятся между самой низкой и средней?

- Какой у них порядковый номер?

Можно предложить детям назвать высоту мачт, например, называя со средней.

    Игра «Флажки» (сортировка по цвету, количественный счет).

Гусь-капитан командует: «Разобрать флажки по цветам!»

- Перечислите все цвета радуги.

- Украсьте флажками вторую мачту. Какой цвет нужен? (оранжевый)

- Флажков какого цвета больше всего?

- Какого меньше всего?

- Сколько флажков голубого цвета?

- Сколько флажков зеленого цвета?

     Предложить детям назвать общее количество флажков, сделать количество флажков фиолетового и красного цвета одинаковым.

Игра «Сколько флажков на каждой мачте?» (счет, соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой).

Гусь-капитан дает команду:

- Измерить флажками высоту мачт. Лягушки-матросы начинают считать: седьмая мачта – высотой в семь флажков, шестая мачта – высотой в шесть флажков и т. д.

- Сколько флажков помещается на седьмой мачте?

- Сколько на самой низкой?

- Сколько флажков помещается на мачте, которая находиться между седьмой и пятой? Какой у неё порядковый номер?

- Сколько флажков прикрепляется к средней мачте?

    Игра «Надеть флажки на мачты». (сортировка по цвету, определение пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диагональ).

Радуга.

   Гусь-капитан даёт команду:

- прикрепить красный флажок к первой мачте;

-оранжевые-ко второй;

- жёлтые – к третьей;

- зелёные – к четвертой;

- голубые – к пятой;

- синие – к шестой;

- фиолетовые – к седьмой.

    Лягушки- матросы быстро выполняют команду капитана.

- Флажков какого цвета больше всего?

- Сколько флажков голубого цвета? Сколько желтых флажков?

- Сколько флажков помещается на седьмой мачте? А сколько на самой низкой?

- Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между седьмой и пятой мачтой? Какой у неё порядковый номер?

- Сколько флажков надели на среднюю мачту?

Вариант игры.

Прикрепить флажки в обратном порядке (счет от 7—1, через одну мачту (четные-нечетные, выборочно (например, прикрепить флажки ко второй и шестой мачтам).

Матросская тельняшка.

- Радуга мне не нужна, - решает Гусь-капитан.

- Сегодня я хочу, чтобы наш кораблик напоминал матросскую тельняшку. Как расположены полоски на тельняшке? Значит, на кораблике тоже будут полоски из флажков. Поэтому вниз на все семь мачт надо повесить флажки того цвета, которых больше всего. Какого цвета флажки?

Дети называют цвет (фиолетовый) и внизу кораблика выкладывают горизонтальный ряд из этих флажков.

- Какого цвета будет второй ряд? Дети называют цвет (синий) и прикрепляют над фиолетовыми флажки синего цвета. Далее дети самостоятельно формируют оставшиеся ряды (над синим-голубой, над голубым-зеленый, над зеленым-желтый, над желтым-оранжевый и на самом верху-красный.)

-Сколько флажков в первом ряду снизу? Какого они цвета? Сколько флажков в последнем ряду снизу? Какого они цвета?

Вот теперь наш кораблик готов к отплытию, и мы отправляемся в плаванье!

Вариант игры.

Прикрепить флажки в обратном порядке начиная с верхнего ряда через один ряд, выборочно по рядам и мачтам. Например, украшаем седьмую мачту: первый флажок снизу будет фиолетового цвета, второй – синего, третий-голубого, четвертый-зелёного, пятый – желтого, шестой – оранжевого, седьмой – красного.

«Лесенка».

      Гусь-капитан дает команду Лягушкам-матросам:

- Повесить флажки лесенкой!

-Украшаем седьмую мачту: первый флажок снизу будет красного цвета, второй-оранжевого, третий-желтого, четвертый-зеленого, пятый-голубого, шестой-синего и седьмой-фиолетового. Флажки дети прикрепляют к мачтам кораблика по диагонали.

Вариант игры:

Прикрепить флажки в обратном порядке, начиная с нижнего диагонального ряда: через один ряд, выборочно по рядам и мачтам. Например, украшаем седьмую мачту: первый флажок снизу будет красного цвета, второй-оранжевого, третий-желтого, четвертый-зеленого, пятый-голубого, шестой-синего, седьмой-фиолетового.

Игра «Кто быстрее наденет флажки на мачты кораблика». (варианты прикрепления флажков: «радуга», «матросская тельняшка», «лесенка»).

«Загадка капитана» игры «да – нет»

  Кораблик давно в пути. Лягушки-матросы в очередной раз снимают флажки, приводят их в порядок и готовятся вешать на мачты.

Гусь-капитан командует: «В первую очередь-флажки на мачту». Лягушки-матросы в панике: капитан не назвал мачту! Что случилось? Капитан заболел? Устал? Перегрелся на солнце?

Все очень просто: Гусь-капитан решил проверить своих матросов и мачту загадал. Лягушки задают вопросы, а капитан отвечает:

-Эта мачта ниже высокой? – Да.

-На этой мачте пять флажков? – Нет.

-Эта мачта стоит между четвертой и первой? – Да.

-Эта мачта ниже третьей? – Да.

На какую мачту Лягушки-матросы прикрепили флажки? (На низкую по высоте или вторую по счету).

    Варианты игры «загадываем мачту»

1. Взрослый загадывает мачту, дети задают вопросы.

2. Ребенок загадывают мачту, взрослый или остальные дети задают вопросы.

3. Рассмотреть кораблик с прикрепленными флажками. (Вариант-«радуга»,

«матросская тельняшка» или «лесенка»). В этом случае добавляется еще один признак – цвет флажков. Пример вопроса: На этой мачте есть синие флажки?

     «Загадки матросов»  игры «да – нет»

Флажки прикреплены на мачты кораблика по варианту «Радуга»

Гусь – капитан ушел отдыхать. Лягушки – матросы лежат на палубе в тени мачт и развлекаются. «Я загадал флажок – говорит один Лягушонок, а вы догадайтесь какой».

-Этот флажок на средней мачте? – Нет.

-Флажок находится на мачте между средней и высокой? – Да.

-Он третий сверху? – Нет.

-Он находится в самом низу? – Нет.

-Он второй снизу? – Да.

Варианты игры «Загадываем флажок» :

Игра «Загадываем флажок» является усложнением игры «Загадываем мачту».

1. Варианты крепления флажков могут быть разные – «Радуга», «Матросская тельняшка», «Лесенка» или «Пестрое одело».

2. Взрослый загадывает флажок, дети задают вопросы.

3. Дети загадывают флажок, взрослый или остальные дети задают вопросы.

В процессе ответов на вопросы с кораблика можно снимать соответствующие флажки.

«Считаем флажки»

решение логико – математических задач, состав числа

    Кораблик «Брызг-Брызг» в пути несколько дней. За это время флажки стали грязными и некрасивыми. Лягушки – матросы их снимают, стирают и сушат. Гусь – капитан дает лягушкам команду: «Отсчитать десять флажков любого цвета и повесить их на три мачты так, чтобы они были полностью закрыты флажками». Какие это будут мачты по высоте? Какой у них порядковый номер?

Предложите детям найти все варианты решения этой задачи (1+4+5; 2+3+5; 1+3+6; 7+2+1).

Варианты задачи:

1. Отсчитать девять флажков и повесить их так, чтобы на каждой мачте было три флажка. Сколько мачт будет с флажками? (Три.)

2. Флажки прикрепить к мачтам кораблика по варианту «радуга». Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со второй и третьей мачт (или четвертой и первой). Какого цвета будут флажки и сколько их?

Из каких чисел состоит число пять? Мачты какой высоты остались без флажков?

Вариант усложнения: с кораблика снять все флажки. Повесить на самую высокую мачту флажки с четвертой, второй и первой мачт. Какого они цвета? Сколько флажков зеленого, оранжевого и красного цвета? Из каких чисел состоит число семь?

3. Прикрепить флажки к седьмой мачте (вариант «Радуга»). Сколько на ней поместилось флажков? Какого они цвета7 На какие две другие мачты нужно прикрепить эти флажки, чтобы в сумме получилось семь? ( Четвертая и третьявторая и пятая: первая и шестая).Какого цвета на них флажки?

     «Ищем мачты» решение логико-математических задач, состав числа.

Гусь – капитан дает команду: «Повесить флажки на мачту, которая выше средней, но ниже высокой». (Варианты расположения флажков – «радуга», «матросская тельняшка» или «лесенка»). Сколько флажков на ней помещается? Какого они цвета?

Варианты задач:

1. Повесить флажки на мачты, которые находятся между второй и пятой. (Вариант расположения флажков – «лесенка»). Какой у них порядковый номер? Как назвать высоту этих мачт? Какого цвета флажки?

2. Прикрепить флажки к мачтам, следующими за пятой. (Вариант расположения флажков – «радуга»). Какой у них порядковый номер? Какого цвета флажки?

3. Прикрепить флажки на мачты, которые стоят перед пятой. (Вариант прикрепления флажков – «матросская тельняшка»). Какой высоты эти мачты? Какого цвета флажки?

«Надеваем флажки»

решение логико-математических задач

Наконец погода улучшается, но все флажки лежат на палубе. Гусь – капитан командует:

-Прикрепить зеленый флажок на четвертую мачту сверху.

-Фиолетовый флажок – на самую низкую мачту.

-Оранжевые флажки – на вторую и третью мачты в одном горизонтальном ряду, но не нижнем.

-Три синих флажка – на четвертую мачту.

-Голубые флажки – на вершины третьей, шестой и самой высокой мачт.

-Красный – под голубым на высокой мачте.

-Фиолетовый, синий и желтый – в одном горизонтальном ряду за зеленым.

-Над желтым – фиолетовый, под желтым – зеленый.

-На второй и шестой мачтах в нижнем ряду – зеленые.

-На высокой мачте под синим – фиолетовый и над зеленым – фиолетовый.

-От зеленых справа в горизонтальном ряду- голубые.

-Желтые – в верхнем и нижнем рядах на пятой мачте.

-Синие - на самой высокой мачте между зеленым и голубым и между голубым и фиолетовым.

В этот момент Гусь – капитан отвлекается. Лягушки- матросы растеряно стоят – куда прикрепить оставшиеся фиолетовые флажки? (рис. 6)

«Ветер срывает флажки»

решение логико-математических задач

Задача имеет одно решение.

Через два дня пути Гусь-капитан решает повесить флажки на кораблик по другому

Дети могут прикрепить флажки на мачты кораблика по образцу (образец изготавливается взрослым на листе бумаги) или под диктовку, что намного сложнее.

Лягушки – матросы быстро выполняют команду капитана. Раз, два –и готово! 

Кораблик «Брызг-Брызг» становится похож на пестрое одеяло.

       Предложите детям подумать, что еще напоминает кораблик.

   Стоит теплая, солнечная погода, но вдруг темнеет, поднимается сильный ветер, и с мачт начинают слетать флажки.

-Сначала ветер сдувает со средней мачты флажки одинакового цвета. Какого?

-Потом срывает со второй мачты флажок не красного цвета. Какого?

-Следом с остальных мачт слетают флажки точно такого же цвета.

-На мачтах, где осталось по два флажка, ветер срывает неголубые. Какие?

-Потом сдувает флажки с мачт, где их было по одному. Сколько всего слетело флажков?

-Столько же флажков ветер срывает с шестой мачты, начиная с верхнего.

-Слетают фиолетовые на всех мачтах, кроме пятой.

-Следом – поровну синих и фиолетовых.

-Наконец – нижний флажок с высокой мачты.

Ветер стихает. На кораблике остается три флажка.

Варианты игры «Ветер срывает флажки»:

Задача имеет несколько решений.

-Слетели все зеленые, кроме флажков в нижнем ряду.

-Потом – два флажка между фиолетовым и синим на самой высокой мачте.

-Следом – столько же флажков с четвертой мачты. Какого цвета были флажки?

-Потом ветер сорвал все голубые со всех мачт. Сколько их было?

-С седьмой мачты слетело на два флажка меньше.

-Потом – все одинакового цвета в каждом горизонтальном ряду.

-Через минуту – все фиолетовые с тех мачт, где есть желтые флажки.

-Следом – флажок над зеленым.

-Потом – все одинаковые по цвету.

Какого цвета флажки остались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Кораблик «Брызг-брызг» своими руками по В.В.Воскобовичу

Дидактическое пособие «Кораблик «Брызг-брызг»своими руками по В.В.Воскобовичу Сегодня, я хочу рассказать Вам о развивающей игре своими руками по Вячеславу Вадимовичу Воскобовичу...

Развивающая игра Воскобовича «Кораблик Брызг-брызг»

Для любого ребенка слова «играть» и «учиться» – синонимы. Именно поэтому развивающая игра Воскобовича «Кораблик Брызг-брызг» так привлекательная для...

Конспект по играм В. Воскобовича: «Путешествие на кораблике «Брызг-Брызг».

всестороннее развитие личности ребёнка, развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры Воскобовича....

Путешествие кораблика "БРЫЗГ-БРЫЗГ"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие на кораблике "Брызг - брызг"

Конспект занятия п ФЭМП с игрой кораблик "Брызг - брызг по Воскобовичу....

План проведения игры «Помогаем капитану Гусю» с использованием игры «Кораблик «Брызг-Брызг» в старшей группе компенсирующей направленности.

План проведения игры  «Помогаем капитану Гусю» с использованием игры «Кораблик «Брызг-Брызг»  в старшей группе компенсирующей направленности.Подготовила воспита...