Рабочая программа проекта по развитию логики и мышления «Умники и умницы»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Якубова Нурия Тагировна

Рабочая программа

 проекта по развитию логики и мышления

«Умники и умницы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_umniki_i_umnitsy.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 657 дошкольное отделение 1

Рабочая программа

 проекта по развитию логики и мышления

«Умники и умницы»

для детей 5-6 лет.

 воспитателей  Якубовой Н.Т.

Колтун А.В.

на 2022-23 учебный год.

г.Москва

Пояснительная записка.

Педагоги и психологи уверены, что развивать логическое мышление необходимо с детского возраста. И чем раньше, тем лучше!

Логика - это рассуждение. Логическое мышление -способность рассуждать. Логические мысли помогают нам выстраивать  четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому нужно  научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно приходить к обобщениям.

Развитию мышления и логики у детей с успехом помогают специальные логические игры, разработанные и продуманные в соответствии с возрастом ребенка. Для развития логического мышления дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, среди которых выделяется дидактическая игра, которая способствует становлению и развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Использование ИКТ игр также влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Развитие логического мышления осуществляется через загадки  и логические задачи( упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями).

Также развивать логическое мышление у детей 5-6 лет можно с помощью игр с карточками, головоломками ( "Танграм ", Вьетнамская игра", " Архимедова игра" и т.д), развивающими логическими играми ( " Логические блоки Дьенеша", " Палочки Кюизенера" и т.д.).

Актуальность. 

Повышенная познавательная активность дошкольников  и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в наше время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников  логического мышления с использованием современных педагогических технологий.

Задачи:

1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации.

2.Развивать интерес к  познавательной  деятельности; произвольность внимания ; творческое воображение; умение рассуждать,  делать выводы.

3.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Сроки реализации программы – 1 учебный год

Количество детей – группа 30 человек.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, , занимательные вопросы, графический диктант, физкультминутки, пальчиковые упражнения.

Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физкультминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.

Содержание программы.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Ожидаемые результаты: Проект  будет способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясномыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Используемая литература:

  1. «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.

Изд. «ГРИНГО», 1995г.

  1. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
  2. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  3. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
  4. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  5. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова.  ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
  6. АраловаМ.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
  7. Колесникова  Е.В. " Я считаю до десяти".Математика для детей 5-6 лет. - 3-е изд.,перераб. и дополн.- М.:ТЦ Сфера,2022. - 64с.
  8. Володина  Наталья  Владимировна. " Развиваем логику, память, внимание ".-Москва: Эксмо, 2022.- 80с.

Перспективный план проекта " Умники и умницы"

на 2022-2023 уч.год

Содержание занятий

Задачи

Октябрь

Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.Оценка образно-логического мышления: "Нелепые картинки". "Перепутанные стихи".

2."Оценка словесно-логического мышления".

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического  мышления у детей.

Октябрь

Занятие №2

1.Сравнение.

Д/и "Давай, сравним"

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.          3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Октябрь

Занятие №3

1. Анализ – синтез.                     Д/и "Дополни картинку",

 "Что для чего"

2. "Чем похожи и чем отличаются"

3.Игра с палочками  Кюизенера.

" Собери по образцу".

     4.Решение логическихзадач.                                                      

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Развивать логическое мышление , внимание.

Октябрь

Занятие №4

1.Обобщение.

 Д/и "Логический поезд",

"Назови одним словом"

2.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.              3.Решение логических задач

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

Ноябрь

Занятие №1

1.Классификация. 

Д/и " Найди два одинаковых предмета», «Разложи на группы»,

2.Д/и "Подбери и назови".         3.Игра с палочками Кюизенера.  4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Ноябрь

Занятие №2

1.Систематизация. 

Д/и "Картинки последовательные».

2.Игра с блоками Дьенеша.

«Куда спрятался щенок».                        3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Развивать пространственные представления.

Ноябрь

Занятие №3

1.Ограничение.

Д/и "Разукрашки"( раскрась только круглые                                                     ( квадратные)фигуры)

2. "Четвертый лишний".                     3.Игра с блоками Дьенеша "Найди клад".  

4. Решение логических задач                              

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Ноябрь

Занятие №4

1.Умозаключения. 

Решение логических задач.                                                  2.Игры с палочками Кюизенера

3. Игра- головоломка                                      " Волшебный квадрат".

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Декабрь

Занятие №1

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/и "Почему это произошло".     2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Декабрь

Занятие №2

1.Смысловое соотнесение.       Д/и "Найди недостающее", "Подбери смысловые пары".

2. Игры с палочками Кюизенера       3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Декабрь

Занятие №3

1.Игра с логическими блоками Дьенеша "Угадай - ка"

2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.

 3.Игра -головоломка "Танграм"  

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

Декабрь

Занятие №4

1 Игра с палочками Кюизенера. "Посудная лавка".                           2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.              

3.Д/и "Что делать"

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

Январь

Занятие

№1

1.Обобщение

Д/и " Назови одним словом",                        " Логический поезд".

2.Выкладывание картин  из пуговиц.

3Решение логических задач.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Январь

Занятие

№2

1Сравнение.

Д/и "Найди отличия", " Скажи наоборот"      

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку.          3.Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Январь

Занятие

№3

1.Анализ- синтез.

Д/ и "Собери цветок"

" Логические концовки"

2. Игра " Орнамент"                                           ( выкладывание орнамента из геометрических фигур)

3. Игра - головоломка                                      " Волшебный квадрат"

Развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Февраль

Занятие №1

1.Анализ - синтез.                     Д/и "Найти лишний предмет"

"Составь узор"

2.Игра с блоками Дьенеша :                                  " Чередование".

3.Решение логическихзадач.

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Февраль

Занятие №2

1.Обобщение.

Д/и "Логические цепочки",                               " Группируем по признакам"      

2.Игра с блоками Дьенеша.

3.Игра - головоломка " Сфинкс"

Совершенствовать умения в  обобщении понятий  для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Закреплять навык  находить логическую связь между картинками.

Февраль

Занятие №3

1.Классификация. 

Д/и "Вопрос – ответ", "Подбери и назови".        

2.Игра с палочками Кюизенера.  3.Игра  "Найди варианты".

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Февраль

Занятие №4

1.Систематизация. 

Д/и "Продолжи ряд предметов".      2.Игра с блоками Дьенеша                      "Где спряталась мышка".                        3.Графический диктант.

Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.

Март

Занятие

№1

1.Ограничение.

Д/и "Найди фрагменты изображений".                                  2.Игра с блоками Дьенеша

3.Учимся разгадывать кроссворды.

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Март

Занятие

№2

1.Умозаключения. 

Д/и  "Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её".                    

2. Игра с блоками Дьенеша

3.Разгадываем загадки

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Март

Занятие

№3

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/и " Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй".                         2.Логическая мозаика.

3.Решение логических задач

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Март

Занятие

№4

1.Смысловое соотнесение.       Д/и  "И хорошо и плохо".        

2. Игра - головоломка                                 " Архимедова игра".        3.Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель

Занятие №1-2

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по развитию логического мышления" Умники и умницы"

Цель: Развивать логическое мышление через игровую деятельность.Задачи: Развивать представления о различных видах транспорта (наземный, воздушны, водный, специальный, систематизировать знания о е...

Рабочая учебная программа развития логического мышления у детей 6 – 7 лет на основе занимательной математики «Логика»

Пояснительная запискаВы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только опр...

Проект по самообразованию "Умники и Умницы" (развитие логики у детей 4-5 лет)

Данный проект направлен на развитие логики у детей среднего дошкольного возраста....

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет группы № 20 «Непоседы».

Цель программы: Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр....

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет ...