План по самообразованию «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Серас Инна Напаевна
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_matematika.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

План по самообразованию

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

на 2021-2022 уч.г.

Воспитатель: Серас Инна Напаевна

г. Санкт-Петербург

2021-2022г.

Тема самообразования:

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель: Повышение своего профессионального уровня (теоретического и практического) и компетентности. Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать исследования по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии;
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Актуальность: 

«Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным».

                                                                                                               Блез Паскаль

        Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным:

- Это понятие состоит из взаимосвязанных, и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

- Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

- Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач, воспитателя и родителей развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Ожидаемые результаты:

          - активизация познавательного интереса дошкольников;

          -развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

          -формирование элементарных математических представлений;

          - сформировать представления о разновидностях форм работы;

- сотрудничество ДОУ и семьи;

- заинтересовать родителей актуальностью данной темы;

- повысить уровень знаний о значимости аппликации в развитии творческих способностей детей.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

     Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

  • - сотрудничество через консультации,
  • - беседы,
  • - совместное изготовление и приобретение традиционного и нетрадиционного материала (раздаточного, демонстрационного)

         - Дети: 

  • Стихи, загадки, считалочки, задачи.
  • Игры с числами и цифрами.
  • Игры на ориентировку в пространстве и времени.
  • Игры с геометрическими фигурами.

Дети с большим удовольствием строят геометрические фигуры из счётных палочек и палочек Кюизенера.

  • Игры со строительным материалом.

В процессе знакомства и закрепления знаний геометрических тел (шар, конус, цилиндр, куб) использую игры со строительным материалом в организованной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности детей.

Предлагаю детям следующие игры и упражнения: «Построй башню только из кубов», «Катится-не катится», «Что похоже на цилиндр?», «Назови детали конструктора», «Построй по образцу» и другие.

Во время проведения этих игр, дети не только запоминают названия геометрических тел, но и развивают мелкую моторику рук, закрепляют пространственные отношения: «выше - ниже», «вверху-внизу», «слева-справа» и другие понятия, а так же любят обыгрывать постройки с мелкими игрушками, с деревянными матрёшками и машинками.

  • Игры на развитие логического мышления.

Благодаря таким играм как: «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди лишний предмет», «Колумбово яйцо», «Танграм» , «Найди закономерности», «Обобщение», «Что к чему?» и другие, дети учатся строить логические цепочки, анализировать, делать выводы, учатся мыслить самостоятельно.

  • Игры на развитие цветового восприятия.

В работе по развитию цветового восприятия я использую следующие дидактические игры : «Найди свой гараж по цвету», «Подбери к чашке блюдце», «Собери цветы», «Собери капельки в стакан», «Домино», «Светофор» и другие.

  • Индивидуальный дидактический материал.

Большое значение в развитии элементарных математических представлений имеет работа с индивидуальным или раздаточным материалом, который мы можем использовать во всех возрастных группах детского сада.

Процесс познания наиболее интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают окружающий мир, а когда активно участвуют в его преобразовании. В своей работе я использую игры и упражнения математического содержания : «Полочки», «Разноцветные полоски», «блоки Дьёнеша», «палочки Кюизенера», шишки, орехи, жёлуди, макароны, ленты, пуговицы крупного размера и другие материалы.

  • Игры с блоками Дьёнеша.

Основная цель использования блоков Дьёнеша -это обобщение блоков по одному, двум, трём и четырём признакам: цвету, форме, величине, толщине.

Блоки могут использоваться как демонстративный материал, так и раздаточный. В процессе использования блоков дети развивают умения сравнивать геометрические блоки между собой, выявлять общий признак и находить фигуры по заданным признакам.

В своей практике я использую следующие дидактические игры с блоками Дьёнеша: «Найди блок по заданному признаку», «Чудесный мешочек», «Домино», «Продолжи ряд», «Найди лишний блок», «Магазин» и другие.

Блоки Дьёнеша можно использовать как плоскостное конструирование предметов на столе, на коврике с последующим обыгрыванием построек.

  • Игры с палочками Кюизенера.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее-короче», «выше-ниже» и многое другое.

Набор способствует развитию детского творчестваразвития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

В работе с детьми я использую следующие дидактические игры с палочками Кюизенера«Найди такую же», «Построй лесенку», «Спрячь палочку в группе», «Подбери палочку к числу», «Свободное конструирование по желанию детей» и многие другие.

  • Использование ИКТ
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Групповая и подгрупповая

Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой . мониторинг .

Сентябрь 2021 г

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды.

В течение года.

Пополнение традиционного и нетрадиционного материала для творчества, инструментов,  разработка презентаций, конспектов, дидактических игр

Проведение консультации «Развитие математических способностей через дидактические игры»

Май 2022г.

Конспект консультации. Презентация.

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Непосредственно образовательная деятельность

В течение года

Фотоотчет

Совместная и коллективная форма работы.

В течение года

Фотоотчет

Индивидуальная работа

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры

В течение года

Картотека

Отчет по самообразованию

Май 2022г.

Презентация

 

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Пополнение развивающей среды (приобретение и изготовление материалов и инструментов для развития математических способностей)

В течение года

Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет».

Октябрь 2021

Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка дома с использованием палочек Кюизенера».

Январь 2022

Отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

     В ходе своей работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр», я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои умственные и творческие способности.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры развивает:

1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от не существенного, видеть общее во внешне различном;

 3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

 6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

 8) Математическую память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики.

Таким образом, подводя итоги моей педагогической работы, направленной на развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр можно отметить, что у детей повысился не только уровень умственных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр"

Проект по «Развитию математических способностей посредствам интеллектуальных игр», направлен на поиск наиболее эффективных методов и приёмов,  по формированию элементарных  матем...

План самообразования "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических настольно-печатных игр".

quot;В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которо...

Презентация для родителей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – палочки Кюизенера»

Презентация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – пал...

Консультация для родителей: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

laquo;Развитие математических способностей детей дошкольноговозраста посредством дидактических игр и упражнений».   Дошкольное детство – короткий, но важный период в жизни каждо...